Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того, чтобы подчеркнуть их уникальность, а чтобы указать на их особые потребности.
В настоящее время в России наблюдается тенденция к увеличению количества детей с различными патологиями. Эта категория детей очень разнообразна, но их основной общей чертой является нарушение или задержка в развитии. Возникла острая необходимость в понимании проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также в уважении и признании их прав на образование, а также в желании и готовности включить их в общество детей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дифференцированная коррекционно-развивающая работа, интегрированное обучение, инклюзивное образование, дифференцированное обучение.
The problem of teaching children with disabilities in a general education school is relevant in modern education. Every child is unique, that's for sure. However, there are children who are called «special» not to emphasize their uniqueness, but to indicate their special needs.
Currently in Russia there is a tendency to increase the number of children with various pathologies. This category of children is very diverse, but their main common feature is a developmental disorder or delay. There is an urgent need to understand the challenges faced by children with disabilities, and to respect and recognize their rights to education, as well as the desire and willingness to include them in the community of children.
Keywords: children with disabilities, differentiated correctional and developmental work, integrated education, inclusive education, differentiated education.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Инклюзивное образование — это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. [1, с. 432–433]
Т. Г. Богданова предлагает рассмотреть понятие «особые образовательные потребности» с точки зрения системного анализа особенностей психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Исследователь предлагает соединить три составляющие: специфика психического развития ребенка, учитывая его нозологическую группу и категорию, структурированные характеристики потребностей, учитывающие общие и общепринятые для всех обучающихся с нарушениями развития, а также особые, которые отражают индивидуальные особенности развития каждого ребенка, и специальные образовательные условия, вытекающие из первых двух составляющих. Полученная иерархия — от общих закономерностей психического развития детей определенной возрастной группы (первый уровень особых образовательных потребностей) до особенностей психики, характеризующих отклонения в развитии, — по мнению автора, становится основой для определения коррекционной направленности при организации деятельности ребенка. [2, С.36–39]
Ребенок, имеющий отклонения в развитии, сталкивается с риском исключения из социально и культурно ориентированной образовательной среды, что препятствует надлежащей передаче социального и культурного опыта. Чтобы достигнуть основной цели специального образования — включения ребенка в образовательную и культурную среду, из которой он по разным причинам выбывает, необходимо использовать специальные методы, приемы и средства для достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы обычно достигаются традиционными способами.
В общеобразовательной школе система дифференцированного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья применяется следующими способами:
— дифференцирование общеобразовательных программ и специальных (коррекционных) образовательных программ школ I–IV вида;
— составление индивидуальных учебно-коррекционных маршрутов и программ для комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— систему «гибких» классов (коррекционно-педагогической поддержки);
— воздействие в системе коррекционных кабинетов на основе составленных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ;
— воздействие в условиях системы дополнительного образования (музыкальная, хоровая, танцевальная, фольклорная студии, спортивные секции, кружки прикладного творчества).
В основе обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья лежат типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений (1–4 классов), для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–IV вида.
На основе используемых программ подбираются учебные материалы для обеспечения учебного процесса, то есть учебники, и учебные пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья подбираются с учетом требований традиционной программы обучения учащихся начальных классов. [3, С.73–75]
На основе программ, учебников и учебных пособий разрабатывается индивидуальное календарно-тематическое планирование по учебным предметам. В этом процессе участвуют учителя начальных классов и учителя-дефектологи, чтобы правильно распределить количество часов и содержание учебной программы, как для общеобразовательных классов, так и для «гибких» классов.
Учителя изучают программы образовательных учреждений совместно с членами внутришкольного консилиума и комбинируют их таким образом, чтобы дети разных уровней развития на одном уроке изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая обучающимися, была соответствующей их индивидуальному образовательному плану. [4, С.84–85]
Контрольные и творческие работы разрабатываются с учетом уровня развития учащихся и оцениваются в соответствии с требованиями учебной программы. Темы, которые сложны и трудны для усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется изучать с помощью дефектолога в «гибких» классах для учеников с нарушениями речи, слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.
На одном уроке дефектолог объединяет в группу учащихся из нескольких параллелей классов, которым необходима специальная педагогическая помощь. Учебные занятия в общеобразовательных и «гибких» классах, а также индивидуальные коррекционные занятия отражаются в общем расписании и личных педагогических режимах обучающихся, которые составляют специалисты консилиума с учетом всех особенностей детей. Организация «гибких» классов регламентируется соответствующим положением об их деятельности. [5, С. 3–6]
Уроки в классе, где обучаются как обычные школьники, так и школьники с особенностями в развитии, должны отличаться от уроков в классах, где обучаются только обычные учащиеся. Ход урока зависит от степени соприкосновения тем в учебных программах для детей с разными образовательными потребностями, и какой этап обучения является основным (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний и умений).
Образовательное пространство формируется на основе культурных традиций обучения детей разных возрастов в семье и образовательных учреждениях. Несоответствия в развитии ребенка могут привести к его отчуждению от социальной и культурной среды образования. Это нарушает связь ребенка с обществом и культурой как источником его развития, так как взрослый, являющийся носителем культуры, не всегда знает, как передать социальный опыт, который нормально развивающиеся дети приобретают без особых условий обучения. [6, С. 143–145]
Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ:
— многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей);
— организация деятельности и сотрудничества в малых группах;
— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала);
— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным;
— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях.
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:
- Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся.
- Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
- Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей. [7, С. 85–87]
Коррекционная работа нацеливается на коррекцию социального опыта и межличностных взаимоотношений в школьном коллективе. Однако совместное обучение не решает полностью все проблемы взаимодействия между обычными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья. У каждого ребенка со специальными потребностями должен быть собственный уникальный набор социальных навыков. Особое внимание следует уделить формированию у них индивидуальности, способности оставаться самими собой, чувствовать ответственность за свои действия и иметь свое собственное мнение. [8, С. 15–20]
Реализация инклюзивного образования в общеобразовательной школе позволит максимально сохранить для детей с ограниченными возможностями знакомый социальный контекст. Это даст возможность им оставаться вместе с семьей и не разлучаться с ней. [9, С. 82–86.]
Литература:
- Айбазова М. Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Педагогика. 2019. № 5. С. 82–86.
- Богданова Т. Г. Системный подход в анализе особых образовательных потребностей // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С.36–39.
- Борисова Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: РООИ «Перспектива», 2019. 127 с.
- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т. М. Лифанова, Авт. коммент. М. А. Степанова. — М.: Просвещение, 1995. 527 с.
- Горбунова В. А. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») / В. А. Горбунова, Е. В. Самсонова // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 3. С. 85–103.
- Жилина А. И. Системный подход как методология педагогического исследования / А. И. Жилина // Человек и образование. 2020. № 1–2. С. 15–20.
- Лаврентьева З. И. Дополнительное образование как условие развития инклюзии для детей с ОВЗ / З. И. Лаврентьева // Дополнительное образование и воспитание. 2019. № 2. С. 3–6.
- Науменко Ю. В. Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Народное образование. 2020. № 9. С. 143–152.
- Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. — М.: ВЛАДОС, 2016. 175 с.