В настоящей статье рассмотрены меры поддержки детей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, указаны категории получателей таких мер поддержки. Автор приводит примеры конкретных мер поддержки детей на федеральном, региональном и местном уровнях публичной власти.
Ключевые слова: меры поддержки детей, частичная мобилизация, гарантии и льготы, мобилизованные граждане, государственная поддержка, члены семьи.
Поддержка института семьи в Российской Федерации традиционно является одной из приоритетных задач в деятельности государства, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью повышения и укрепления роли семьи, материнства, отцовства и детства в системе социальных ценностей. Одним из главных направлений семейной политики в России выступает защита института семьи от влияния негативных социально-экономических, политических и психологических факторов, посредством обеспечения минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни каждой ячейки общества [1; 54]. При этом в системе государственной поддержки семьи отдельно стоят гарантии социальной и правовой защиты членов семей профессиональных военнослужащих, как в области социального обеспечения и трудовых отношений, так и в сфере материнства и детства, что во многом предопределено спецификой деятельности главы такой семьи и рисками военной службы.
Объявление Владимиром Путиным 21 сентября 2022 года о проведении в Российской Федерации частичной мобилизации [19] стало катализатором поиска новых законодательных решений, направленных на всестороннее обеспечение и защиту прав граждан, призванных на военную службу по мобилизации, и в первую очередь в области трудовых и корпоративных отношений. Примечательно, что до объявления мобилизации действующее законодательство в области мобилизационной подготовки и мобилизации не содержало каких-либо положений, предусматривающих преференций для мобилизованных граждан, их родных и близких.
С началом мобилизационной компании был дан старт процессу создания правовой базы, которая предусматривает возможность получения лицами, призванными на военную службу по мобилизации, различных мер государственной поддержки. К таким мерам отечественный законодатель отнес сохранение рабочих мест [7], предоставление кредитных каникул [3], право на передачу бизнеса под доверительное управление [4], материальные выплаты и др. Законодатель справедливо обратил внимание и на необходимость поддержки семей мобилизованных граждан, в особенности детей.
Под понятием «дети» или «ребенок» в контексте более широкого понятия «члены семьи мобилизованного» необходимо понимать лиц, не достигших 18-летнего возраста, а в других случаях и старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и лиц, не достигших возраста 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения [2].
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее — Указ № 647) граждане, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ [6]. Учитывая данное положение Указа № 647, руководствуясь Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», 31 октября 2022 года Министерство просвещения России направило в субъекты Российской Федерации письмо о необходимости создания условий для реализации следующих мер поддержки детей мобилизованных граждан:
– первоочередное предоставление мест в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, летних оздоровительных лагерях;
– осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных и муниципальных образовательных организациях [17].
К примеру, указом губернатора Смоленской области детям мобилизованных граждан, в возрасте от 2 до 16 лет представлено внеочередное право на получение бесплатных путевок в ОГБУЗ «Смоленский детский санаторий «Мать и дитя», детям в возрасте до 1,5 лет внеочередное право на зачисление в областные государственные и муниципальные образовательные организации дошкольного образования [12].
Согласно указу мэра Москвы, детям до 1,5 лет граждан, призванных на военную службу, представлено право на внеочередное зачисление в дошкольные образовательные организации, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы, а также дошкольные муниципальные образовательные организации города Москвы [8].
Решением Пермской городской Думы расширен перечень категорий родителей (законных представителей), с которых не взимается родительская плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования администрации города Перми. В перечень вошли родители (законные представители) детей из семей, где один или оба родителя, или законных представителя были призваны в Вооруженные Силы России по мобилизации [15].
Нельзя не сказать и о проблемах реализации гарантий для детей граждан, призванных на военную службу по мобилизации. Одной из таких «давно существующих» проблем является отсутствие достаточного количества мест необходимого для приема детей в образовательные организации. Тем не менее, ряд регионов нашли частичное решение данной ситуации. Например, правительством Красноярского края установлен порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей (ребенка) лиц, участвующих в Специальной военной операции, в возрасте от 1,5 до 7 лет, в случае не предоставления во внеочередном порядке места в муниципальной образовательной организации, в размере 6500 тыс. руб. [13].
Думается, проблема отсутствия достаточного количества мест для приема детей в образовательные организации может быть преодолена путем привлечения частных организаций, осуществляющие образовательную деятельность, тем более данная практика уже давно известна как регионам, так и муниципалитетам. Однако возможности бюджетов субъектов страны и муниципалитетов не всегда позволяют привлечь частный сектор в решение вопросов в области организации предоставления образовательных услуг.
Другой мерой поддержки детей граждан, призванных на военную службу, выступает право на прием на бюджетные места в образовательные организации высшего образования по программам бакалавриата и специалитета за счет отдельной квоты. Если родитель или законный представитель абитуриента погиб или получил увечье (ранение, травму, контузию) либо заболевание в период исполнения обязанностей военной службы, а равно был награжден званием Героя Российской Федерации или тремя орденами Мужества, вступительные испытания для такого абитуриента при приеме на обучение не проводятся [5].
Анализ законодательства позволяет прийти к выводу о том, что различные виды мер поддержки детей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, а также порядок их предоставления определяются на региональном уровне, и во многом за счет собственных средств и сил субъектов федерации и муниципальных образований.
В «топ» мер поддержки детей мобилизованных граждан, реализованных большинством регионов Российской Федерации вошли:
– предоставление бесплатного питания (так в Иркутской области бесплатное горячее питание установлено для детей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, обучающихся в муниципальных образовательных организациях по программам основного общего, среднего общего образования, в частных образовательных организациях по программам основного общего, среднего общего образования [14], в Кемеровской области бесплатное одноразовое горячее питание представлено в том числе студентам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, подведомственных органам исполнительной власти Кемеровской области [10]).
– предоставление права на бесплатный проезд в общественном транспорте (данная мера поддержки представлена детям, обучающимся в образовательных организациях, расположенных на территории Саратовской области, распространяется на поездки на автобусах городского сообщения и электрическом городском транспорте [11]).
– предоставление права на бесплатное посещение организаций культуры и спорта, досуговых мероприятий, занятий (кружков, секций и т. п.) по дополнительным образовательным программам (в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан детям мобилизованных граждан, представлено право на посещение плавательного бассейна «Сула», спортивного зала «Мёша», Комплексной спортивной школы, кинотеатра «Кинокадр» [16]).
– юридическая, психологическая, социальная и адресно-бытовая помощь (к примеру, в Московской области детям мобилизованных граждан предоставлено право на направление в первоочередном порядке на стационарное социальное обслуживание, а также право на социальное обслуживание на дому в случае, если ребенок является инвалидом [9]).
Как показывает практика, большинство регионов России выстроили целую систему мер поддержки граждан, призванных на военную службу, и членов их семей, немаловажную роль в создании которой сыграли поручения главы государства [18]. Представляет интерес и то, что помощь «на местах» в большей степени ориентирована именно на членов семей мобилизованных граждан. Кроме того, меры поддержки от региона к региону в определенных степени различаются по виду и содержанию (в частности, по объему и по кругу лиц, в отношении которых они действуют) что создает разнородную практику.
2 ноября 2022 года по сообщениям РИА ТАСС, председатель Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак направил председателю Правительства России Михаилу Мишустину предложение об унификации федеральных и региональных мер поддержки граждан, призванных на военную службу, членов их семей, и установлении единого федерального перечня таких мер поддержки и льгот [20].
С одной стороны, создание единого перечня позволит централизовать и упорядочить систему помощи мобилизованным и членам их семей под общим руководством федерального центра, выстроить единые критерии и требования, обеспечив гражданам доступ к одним и тем же мерам поддержки независимо от места проживания.
С другой стороны, перед правительством страны встанет достаточно сложный выбор в части внутреннего наполнения этого перечня, поскольку в 89 регионах действуют порядка 50 различных видов мер поддержки граждан, призванных на военную службу по мобилизации, членов их семей. Не останется в стороне решение финансового вопроса (например, возникнет необходимость предоставления дополнительных трансферов регионам, в чьи бюджеты невозможно будет заложить дополнительные расходы). Кроме того, прежде чем ввести для регионов единый стандарт, нужно учесть возможности как минимум большинства субъектов.
Тем не менее региональный законодатель не лишается права на реализацию собственной политики в области поддержки мобилизованных граждан, их родных и близких. В этой связи мы можем говорить о целесообразности унификации мер поддержки на федеральном уровне лишь отчасти. Законодатель в целях эффективного использования имеющийся у него материальной базы должен знать запрос общества на ту или иную меру поддержки посредством исследования уже сложившейся практики.
Отметим, что государственная помощь в любом ее проявлении преследует цель защиты конституционных прав человека и гражданина, повышения качества его жизни посредством удовлетворения минимальных потребностей.
Таким образом, государство должно взвешено подойти к решению вопроса об организации предоставления мер государственной поддержки мобилизованным гражданам, членам их семей, реализуя стремление к социальному государству.
Литература:
- Рябова О. С. Меры государственной поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации // Вестник науки. № 10 (19) Т.4. С. 53–59.
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 01.06.1998. № 22. Ст. 2331.
- Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.10.2022. № 41. Ст. 6939.
- Федеральный закон от 20.10.2022 № 404-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 24.10.2022. № 43. Ст. 7267.
- Федеральный закон от 29.12.2022 № 641-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 02.01.2023. № 1 (часть I). Ст. 88.
- Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 № 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах» // СЗ РФ. 11.04.2022. № 15. Ст. 2459.
- Указ мэра Москвы от 05.10.2022 № 56-УМ «О дополнительных мерах социальной поддержки семьям лиц, призванных на военную службу мобилизации» // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Губернатора Московской области от 05.10.2022 № 317-ПГ «О социальной поддержке граждан Российской Федерации, призванных Военным комиссариатом Московской области и призывными комиссиями по мобилизации граждан в Московской области на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членов их семей».
- Постановление губернатора Кемеровской области — Кузбасса от 10.10.2022 № 92-пг «О дополнительных мерах социальной поддержки семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации» // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Правительства Саратовской области от 19.10.2022 № 1016-П «О дополнительных мерах поддержки лиц, призванных на военную службу по мобилизации либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей» // СПС Консультант Плюс.
- Указ губернатора Смоленской области от 19.10.2022 № 103 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Правительства Красноярского края от 08.11.2022 № 961-п «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка (детей) лиц, принимающих участие в специальной военной операции, в возрасте от 1,5 до 7 лет в случае не предоставления во внеочередном порядке места в муниципальной образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Красноярского края» // СПС КонсультантПлюс.
- Указа губернатора Иркутской области от 30.11.2022 № 300-уг «О предоставлении мер социальной поддержки детям граждан, являющихся лицами, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, лицами, находящимися на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», лицами, заключившими контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, принимающими участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины // СПС КонсультантПлюс.
- Решение Пермской городской Думы от 25.10.2022 № 243 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 27.08.2013 № 167 «Об утверждении Порядка установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Перми» // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 27.10.2022 № 772 «О дополнительных мерах поддержки семей граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
- Письмо Минпросвещения России от 31.10.2022 N ТВ-2419/03 «О направлении информации» (вместе с «Информацией об организации в субъектах России учета детей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования») // СПС Консультант Плюс.
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам оказания поддержки гражданам, призванным на военную службу по мобилизации, и членам их семей. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69634.
- Обращение Президента Российской Федерации 21 сентября 2022 года. 09:00. Москва, Кремль. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69390.
- Единороссы предложили установить единые льготы для участников СВО во всех регионах. URL: https://tass.ru/obschestvo/16223935.