В статье авторы исследуют актуальные вопросы развития аналитических навыков и различных видов мышления: критического, креативного, пространственного, теоретического, творческого, экологического, логического, образного и др. Педагогические исследования направлены на развитие самостоятельности и формирование умений применять знания на практике, что способствует становлению активных, творческих и критически мыслящих специалистов.
Ключевые слова: высшее образование, студенты, когнитивная деятельность, самостоятельное мышление, анализ, педагогические подходы, виды мышления, творчество, адаптация.
Приоритетная цель высшего образования — научить студентов критически мыслить и овладевать знаниями. Современные подходы к обучению и методики преподавания направлены на стимулирование самостоятельной работы студентов и развитие их умения самостоятельно анализировать проблемы. В реальности экономических отношений сложно проследить прямую взаимосвязь между теорией и практикой, так как они многогранны и сложны [1; 5].
Актуальность темы статьи заключается в том, что она рассматривает актуальные вопросы современного высшего образования, связанные с развитием критического мышления, самостоятельности и формирования аналитических навыков у студентов. Эти навыки являются ключевыми для успешной профессиональной деятельности в условиях постоянно меняющегося мира, требующего от специалистов гибкости, креативности и умения адаптироваться к новым условиям.
Целью статьи является рассмотрение современных подходов к формированию у студентов самостоятельного мышления и анализа, а также обсуждение важности критического мышления и восприятия знаний в процессе овладения учебным материалом.
Чтобы студенты могли изучать сложные и противоречивые процессы, происходящие в условиях рыночной экономики, преподавателю необходимо обладать высоким уровнем профессионализма и компетентности. Он должен быть способен анализировать и оценивать различные экономические ситуации, а также предоставлять студентам информацию, которая поможет им понять эти процессы. Кроме того, преподаватель должен уметь мотивировать студентов к изучению сложных тем и помогать им развивать критическое мышление [11].
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что в области педагогики и психологии проведены исследования, направленные на формирование у обучающихся аналитического подхода к разным видам информации и соответствующих методов анализа (Н. Ю. Вознюк, В. Д. Иванов, Л. С. Подымова, С. Э. Сафонов, В. А. Сластенин, В. И. Терентьева, В. С. Филинова; Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Изучены особенности и механизмы развития разных типов мышления: пространственного (O. С. Якунина), теоретического (A. З. Зак), творческого (З. И. Калмыкова, И. Я. Лернер, З. И. Меретукова и др.), экологического (В. П. Каленская и др.), логического (В. В. Демичева и др.), образного (Дж. Дьюи), музыкального (Н. Суслова) и математического (В. А. Крутецкий и др.) [5; 8].
Так, графиком учебного процесса Луганского государственного университета имени Владимира Даля предполагается изучение студентами Краснодонского факультета инженерии и менеджмента дисциплины “Методика преподавания экономических дисциплин”, предназначенной для студентов экономических специальностей. Основной целью дисциплины является усвоение студентами сущности применения общих понятий и принципов управления учебным процессом для изучения экономической теории, а также использования методических приемов для стимулирования когнитивной деятельности студентов на различных этапах учебного процесса (лекциях и семинарах, во время самостоятельной работы, во время контроля знаний и др.).
Процесс изучения выше указанной дисциплины призван помочь студентам-практикантам в подготовке методических материалов для проведения учебных занятий во время практики. Цель курса — научить студентов основам учебного процесса и помочь им понять экономическую теорию. Содержание выше указанной дисциплины предполагает обучение студентов методам стимулирования мыслительной деятельности и когнитивной способности анализировать теоретический материал. При этом студенты могут использовать полученные знания для подготовки методических материалов для своих будущих занятий на практике.
Что касается содержания курса “Методика преподавания экономических дисциплин”, то он содержит теоретический материал, в котором детально рассмотрены дидактические аспекты учебного процесса. В каждой теме анализируются различные формы учебного процесса, приведены списки рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы для самостоятельного изучения, а также вопросы для самоконтроля.
Авторы данной статьи разработали практикум, который призван помочь будущим специалистам в их профессиональной деятельности, основная цель которого — познакомить студентов с новыми методами преподавания экономических дисциплин и стимулировать их к дальнейшему творческому поиску в области педагогики.
Всем известно, что процесс обучения направлен на получение новых знаний. Но как это сделать? Необходимо понимать, что процесс познания состоит из двух частей: чувственной и рациональной. Чувственная часть включает в себя ощущение, восприятие и воображение. Эти процессы помогают создавать образы предметов и явлений, которые затем могут быть осмыслены рационально. Возникает банальный вопрос: «Зачем нужно учиться? " На этот вопрос в литературе существует множество ответов, таких как духовное развитие, личностное совершенствование, приобретение специальных знаний для усвоения эмпирических знаний и навыков и т. д. и т. п. [8].
По мнению выдающегося педагога Виталия Александровича Сластенина высшей ступенью познания является рациональное, или абстрактное мышление, которое существует в формах понятий, суждений и умозаключений. Абстрактное мышление приводит к созданию законов, принципов и теорий [7].
Так, с мыслью о том, что образовательный процесс является комплексной деятельностью, согласны многие педагоги. Примеры таких ученых-педагогов: Вознюк Н. Ю., Иванов В. Д., Подымова Л. С., Сафонов С. Э., Сластенин В. А., Терентьева В. И., Филинова B. C., Якунина О. С. (пространственное мышление), Зак А. З. (теоретическое мышление), Калмыкова З. И., Лернер И. Я., Меретукова З. И., Смарыгина А. И., Сайфулина Н. Ш. (творческое мышление), Каленская В. П., Апухтина Н. Г. (экологическое мышление), Демичева В. В., Тешева М. М. (логическое мышление), Суслова (музыкальное мышление), Крутецкий В. А., Атахов И. Т., Вейль Г. (математическое мышление) и другие [5].
Краеугольным камнем педагогики, как утверждает огромная плеяда ученых педагогов-исследователей, образовательный процесс включает в себя различные аспекты, такие как функционирование и развитие образовательной системы, а также реализацию важных социальных целей и задач. Эта система состоит из различных образовательных учреждений, таких как школы, колледжи и университеты, которые работают вместе для обеспечения образовательной деятельности [8].
В контексте профессиональной подготовки учеными-исследователями изучались следующие вопросы: общие принципы стиля мышления (В. М. Дармограй); профессиональное мышление (И. В. Тараскина); профессионально-художественное мышление (И. А. Медведева); педагогическое мышление (Г. Г. Гранатов); музыкальное мышление (С. И. Олефир); диалектическое мышление (А. Е. Николаева); логическое мышление (Н. И. Колмакова); теоретико-педагогическое мышление (Н. Я. Данилюк). Выявлено, что диалектическое мышление, будучи высшей ступенью теоретического мышления и, следовательно, логического, представляет собой особый вид мышления. Логическое и аналитическое мышление являются разновидностями одного и того же вида мышления, предполагающего оперирование научными абстракциями, воссоздание обозначаемых ими предметов или явлений в ходе эксперимента или практической деятельности (O. K. Тихомиров, Э. В. Ильенков) [5].
Дидактика, или теория обучения, изучает законы и принципы, лежащие в основе образовательного процесса, а также методы обучения и воспитания, которые используются в образовательных учреждениях.
Слово “дидактика” происходит от греческого слова “didaktikos”, что означает “тот, кто обучает”. Этот термин был введен в употребление Вольфгангом Ратке в 1613 году. Основополагающим трудом по теории дидактики является “Великая дидактика” Яна Амоса Коменского, опубликованный в 1657 году.
Дидактика выполняет множество функций, включая изучение законов и принципов образовательного процесса, разработку методов обучения, создание технологий обучения и оценку его результатов. Она также анализирует и прогнозирует результаты применения различных методов обучения. В основе дидактических принципов обучения лежат следующие концепции [2–4; 6]:
— Социальная обусловленность процесса обучения, то есть зависимость его от социальных условий и потребностей общества.
— Взаимосвязь между обучением и развитием личности, то есть необходимость создания условий для самореализации и развития ученика.
— Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
— Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
Дидактические принципы обучения включают в себя:
Научность — использование в обучении научных знаний и методов исследования.
Наглядность — использование наглядных пособий и иллюстраций для лучшего понимания материала.
Доступность — соответствие сложности материала уровню подготовки учащихся.
Сознательность и активность — стимулирование учащихся к самостоятельному изучению материала и активному участию в образовательном процессе.
Систематичность и последовательность — упорядочивание и структурирование учебного материала для более эффективного его усвоения.
Прочность — закрепление полученных знаний и навыков для их долгосрочного сохранения.
Связь теории с практикой — применение полученных знаний на практике для их лучшего усвоения и понимания (Рис. 1).
Рис. 1. Принципы обучения
Знание дидактических принципов необходимо для эффективной организации образовательного процесса. Они служат инструментом для прогнозирования результатов различных методов обучения и помогают принимать обоснованные решения [4; 10].
Методика преподавания экономических дисциплин изучает методы, формы и средства обучения, используемые в преподавании этих дисциплин. Обучение экономике тесно связано с экономической жизнью общества, и настоящие знания должны быть основаны на понимании экономических законов. Однако, как мы полагаем, слишком большой акцент на практических аспектах может привести к упрощению и поверхностности знаний и выводов. Поэтому важно найти баланс между теорией и практикой экономического развития в процессе обучения.
Важной особенностью методики преподавания экономических дисциплин является широкое использование статистических данных. Однако эти данные должны использоваться системно и не представлять отдельные аспекты экономических процессов изолированно. При этом негативные факты требуют особого внимания и отношения. Все эти особенности взаимосвязаны и отражают специфику экономики как сферы деятельности, где сталкиваются интересы различных групп населения.
Следует заметить, что быстрый рост средств производства всегда требовал активизации деятельности профессионала-исследователя, способного применять ранее изученные принципы или процессы в новой ситуации, использовать научные обобщения для решения определенных проблем или объединять части и элементы в единое целое. Так, широкое распространение в XXI веке интерактивного метода обусловило необходимость эффективного взаимодействия в команде для быстрого получения новых знаний и создания атмосферы сотрудничества, поскольку именно интерактивный метод подразумевает совместную работу участников образовательного процесса.
Интерактивные методы обучения играют важную роль в формировании когнитивных навыков студентов. Они способствуют развитию критического мышления, умения анализировать информацию и принимать решения. Кроме того, интерактивные методы помогают студентам лучше усваивать материал, так как они вовлечены в процесс обучения.
Использование интерактивных методов в обучении может значительно повлиять на формирование когнитивной деятельности студентов. Вот несколько способов, которыми интерактивные методы могут помочь:
— В улучшении понимания материала: когда студенты активно участвуют в обучении, они лучше понимают и запоминают информацию. Это происходит потому, что они не просто слушают и записывают, а активно взаимодействуют с материалом.
— Развитие критического мышления: Интерактивные методы, такие как дискуссии, дебаты и ролевые игры, способствуют развитию критического мышления студентов. Они учатся анализировать информацию, формулировать аргументы и защищать свою точку зрения.
— Развитие коммуникативных навыков: В процессе взаимодействия студенты учатся эффективно общаться с другими, слушать и понимать различные точки зрения, а также выражать свои мысли и идеи.
— Вовлечение студентов в процесс обучения: Интерактивные методы делают обучение более увлекательным и интересным для студентов. Это помогает удерживать их внимание и стимулирует активное участие в учебном процессе.
— Создание благоприятной учебной среды: Использование интерактивных методов способствует созданию благоприятной и стимулирующей среды для обучения. Студенты чувствуют себя более вовлеченными и мотивированными к обучению. При этом важным аспектом в достижении образовательных целей является сбалансированное использование различных методов [9].
В заключение можно сказать, что современные подходы к формированию у студентов самостоятельного мышления и анализа представляют собой глубокое исследование современных подходов к высшему образованию и подчеркивают важность развития критического мышления и самостоятельности у студентов.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что как отечественные, так и зарубежные педагогические исследования ведутся в направлении развития у обучающихся всех уровней аналитических навыков и формирования различных видов мышления и анализа. Это способствует развитию представителей нового поколения как активных, творческих, критически мыслящих личностей, способных адаптироваться к постоянно меняющемуся миру и успешно применять полученные знания на практике.
Литература :
- Андриенко, А. С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития: монография / А. С. Андриенко. — Чебоксары: ИД «Среда», 2018. — 92 с.
- Васильев, А. А. Применение методов активного обучения в учебном процессе / А. А. Васильев. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru.
- Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч. -пед. кадров / Б. Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 522 с. — http://z3950.ksu.ru/bcover/0000053351_con.pdf
- Мороченкова И. А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2004 –181 c. РГБ ОД, 61:04–13/2619
- Развитие современного образования: от теории к практике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 11 декабря 2020 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. — 200 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.
- Стёпин В. С., Елсуков А. Н., Голдберг Ф. Н. — Методы научного познания / Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2023 (последняя редакция: 29.10.2023). URL: https://gtmarket.ru/concepts/6874
- Семина Л. В. Самостоятельная работа как средство формирования когнитивной компетентности бакалавров при изучении иностранного языка в педагогическом вузе: Дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 214 с.
- Титова Н. Б. Инновационные технологии в обучении социологии [Текст]: учеб. пособие / Н. Б. Титова, С. Е. Вершинин. Екатеринбург: Изд-во ОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 87 с.
- Юлдашев, З. Ю. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования: учебное пособие / З. Ю. Юлдашев, Ш. И. Бобохужаев. — Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2006. — 88 с.