В данной статье говорится о применении такого аудиовизуального средства обучения, как фильм или видеофрагмент, на уроках английского языка для развития устной речи. Кроме того, аудиовизуальные средства мотивируют учащихся на изучение английского языка и способствуют лучшему усвоению материала.
Ключевые слова: устная речь, аудиовизуальные средства, фильм, видеофрагмент, мотивация, мобильность, интерактивность.
Обучение устной речи — важнейшая задача любого учителя английского языка. По ФГОС изучение иностранного языка нацелено на формирование коммуникативной компетенции, в состав которой входят говорение и аудирование, чтение и письмо. И как раз первые два аспекта вызывают у учащихся большое количество трудностей, над которыми необходимо работать педагогам. Актуальность проблемы обучения устной речи заключается еще и в том, что возвращена устная часть экзамена по английскому языку, которая в баллах составляет около 23 % всего экзамена. Кроме того, в Стандарте среди предметных результатов прописано создание условий для формирования интереса к совершенствованию своего уровня языка. И здесь мы уже можем говорить о современных средствах и технологиях обучения иностранному языку, среди них выделяют фильм и мультимедийную презентацию, которые относятся к группе аудиовизуальных средств обучения и, безусловно, повышают мотивацию к изучению языка. Нынешнее поколение не представляет жизнь без современных технологий, поэтому и обучение должно отвечать современным требованиям.
Аудиовизуальные средства являются особой группой средств обучения, которые воздействуют на учеников по нескольким каналам: зрительным, слуховым и зрительно-слуховым. Данные средства являются хорошими помощниками учителя в формировании мотивации у учеников, делая процесс обучения творческим и более практикоориентированным. Среди аудиовизуальных средств обучения выделяют два самых распространенных: учебный фильм и мультимедийная презентация. Аудиовизуальные средства обучения имеют ряд характеристик :
- Интерактивность (возможность активного общения, вовлечение учащихся в процесс)
- Мобильность (возможность быстрых изменений, переключения, умения быстро среагировать на какие-либо ситуации)
- Информативность (возможность использования фотографий, рисунков, видео, различных эффектов дает больший объем информации, которые идут по различным каналам)
- Креативность (необычный, творческий, интересный способ предоставления информации).
Безусловно, очень интересным и эффективным средством обучения является фильм или видеофрагмент. Проведенный среди школьников опрос показывает, что только 26 % учащихся смотрят фильмы на уроках английского довольно часто, около 70 % — иногда и очень редко, и только 4 % учащихся не смотрят фильмы на уроках совсем. Говоря об отношении к данному средству обучения, отметим, что практически всем опрошенным нравится работа с фильмами, и они хотели бы смотреть фильмы на уроках чаще. Что касается разговорного уровня опрошенных, выяснилось, что около 60 % учащихся могут рассказать о себе и поговорить на простые темы, 13 % обладают довольно хорошим уровнем языка (могут поговорить на большинство тем), и, к сожалению, около 26 % признались, что ничего не знают. Исходя из результатов данного опроса, мы можем сделать следующие выводы :
- использование такого аудиовизуального средства, как фильм, действительно, мотивирует учащихся к изучению языка и культуры изучаемого языка;
- в современных школах фильм на уроках английского языка используется довольно редко;
- очень мало учащихся обладают достаточным или хорошим разговорным уровнем английского языка.
Следовательно, в школах необходимо работать над мотивацией к изучению английского языка и повышением разговорного уровня. В связи с этим выделим следующие преимущества использования фильмов на уроках английского языка:
- Интерес к изучаемому языку и культуре страны изучаемого языка (просмотр фильма мотивирует учащихся на процесс обучения)
- Воздействие на визуальный и аудиальный каналы (информация воспринимается лучше, запоминается качественнее)
- Аутентичная речь (в фильмах представлена речь носителей английского языка, мы можем услышать их интонацию, сегментацию языка)
- Знакомство с культурой (просматривая фильм, мы знакомимся с местами, достопримечательностями, культурой, традициями, местными жителями и т. д.)
- Практикоориентированность (учащиеся получают возможность видеть английский язык в реальных ситуациях общения)
Несмотря на такое количество преимуществ использования фильмов на уроках английского языка, лишь небольшое количество учителей применяют данное аудиовизуальное средство обучения на уроках. Это может быть связано еще и с тем фактом, что учебные пособия, которые используются в школе, не предполагают использование аудиовизуальных средств обучения. Проанализировав учебники Афанасьевой О. В. и Михеевой И. В. «Английский язык», Ваулиной Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е. «Английский в фокусе», М. В. Вербицкой «Forward», можем отметить наличие заданий, предполагающих только аудиальное восприятие информации, и заданий, направленных на создание визуальных образов, но использование аудиовизуальных средств обучения в данных учебниках не предусмотрено. Это может быть связано со сложностью применения данных средств: для учеников это трудность восприятия информации, для преподавателей трудность подготовки к работе на уроке с фильмами.
Выделяют три этапа работы над фильмом или видеофрагментом:
- Дотекстовой (задача данного этапа заключается в преодолении трудностей, подготовке учеников к восприятию информации)
- Текстовой (просмотр фильма или видеофрагмента)
- Послетекстовой (монолог или диалог, связанные с темой фильма)
Первый этап работы над фильмом является очень важным, т. к. то, как детально учащиеся подготовятся к просмотру, влияет на интерес к самому фильму. На этом этапе необходимо познакомить учеников с лексикой, используемой в фильме, определить тему, о которой пойдет речь, погрузить учащихся в англоязычную атмосферу.
На втором этапе происходит, собственно, просмотр самого фильма. Здесь учащиеся просматривают фильм и выполняют задания к фильму. Это могут быть вопросы, кластеры, таблицы, задание продолжить предложения, расположить картинки в правильной последовательности, соотнести, кто что говорит и т. д. Этот этап обычно является самым продолжительным.
На заключительном, третьем этапе, самом сложном учащиеся строят монологические высказывания по теме, затронутой в фильме. Данный этап вызывает в школах наибольшую трудность, т. к. построение устной речи является спонтанной и очень зависит от всего багажа знаний, а не только от данного урока. Здесь ученики сталкиваются со следующими трудностями :
- Эрратофобия (учащиеся боятся ошибиться в своих высказываниях)
- Нечего сказать по теме (не знают данного вопроса)
- Нехватка речевой практики
Последняя трудность может быть снята с помощью организации правильной работы с аудиовизуальными средствами на уроках английского языка. Отметим следующие формы использования фильма на уроках:
- Как введение нового (изучение нового материала с помощью фильма)
- Как закрепление, подведение итогов (дети уже хорошо знакомы с темой, что может исключить большинство трудностей, возникающих при просмотре фильмов, с помощью которых происходит закрепление новой информации)
- Актуализация знаний (информация давно изучена, и фильм используется, как средство повторения информации)
- Как самостоятельный урок (весь урок построен вокруг фильма).
Последнюю форму использования фильма представим в примере урока на тему: “ Window on Britain ” («Окно в Британию).
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции на тему «Великобритания».
Задачи:
- Обучающая: познакомить учащихся со страной изучаемого языка.
- Развивающая: развивать навыки устной речи и навыки аудирования.
- Воспитательная: воспитать интерес к английскому языку и стране изучаемого языка.
Оборудование : учебный фильм “Window on Britain”, фотографии городов и достопримечательностей Великобритании, карта Великобритании, флаги стран, входящих в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, карточки с групповыми заданиями.
Ход урока:
- Введение.
Введение темы. На доске представлены фотографии городов и достопримечательностей Соединенного Королевства, и учащиеся дают предположения, какая будет тема урока и почему.
Заполняем таблицу: «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Первую графу заполняем в процессе рассказов детей, что они знают про Великобританию. Вторую графу заполняем тем, что учащиеся хотят узнать на данном уроке, тем самым сразу мотивируя учеников на изучение нового.
- Дотекстовый период.
На доске представлены 13 карточек английских слов, взятых из фильма. Каждому ученику заранее было дано одно слово для подготовки объяснения. Учащиеся по очереди объясняют слова, а остальные отгадывают, и на доске учитель убирает карточку отгаданного слова.
На доске представлены 4 страны: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, их флаги и численность населения. На данном этапе задача учащихся: предположить, у каких стран какие флаги и численность.
Третье задание: попробовать соотнести города и то, чем они знамениты на основе имеющихся у учащихся знаний.
- Текстовый период.
На данном этапе учащиеся уже хорошо понимают тему и то, что они могут узнать в фильме. В ходе просмотра фильма ученики выполняют задания 2 и 3 из предыдущего этапа, потом обсуждают ответы. Кроме того, на доске представлены 8 чисел, связанных с фильмом. Учащиеся, просматривая фильм, находят, что эти числа значат. Происходит обсуждение в классе.
- Послетекстовый период.
На данном этапе учащиеся по группам готовят выступление, связанное со знаниями, которые они получили из фильма. Представлять могут данное выступление в любой форме.
- Заключение.
Учащиеся заполняют третью графу таблицы, начатой вначале урока, обсуждая факты, которые они запомнили.
Таким образом, аудиовизуальные средства играют важную роль в построении современного урока, помогают сделать его ярче и продуктивнее. Данные средства могут успешно применяться на уроках английского языка, помогая учащимся освоить такие важные аспекты речи, как аудирование и говорение, которые вызывают большинство трудностей у учащихся.
Литература:
- Донгак, Е. В. Аудиовизуальные средства обучения. Характеристика видео как средства формирования коммуникативной компетенции / Е. В. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 264–266.
- Зарубина Р. В., Лапшина И. В. Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2009. № 2.
- Слепенькин, А. Е. Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании / А. Е. Слепенькин. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 132–134.