В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: развитие речи, загадки, дошкольники, формирование словаря, старший дошкольный возраст, устное народное творчество, словарный запас ребёнка.
Художественная литература и фольклор являются важными средствами в развитии речи у ребенка и формирования личности в целом. Как правило, большое количество времени ребенок проводит дома и в дошкольном образовательном учреждении. А детский сад, в свою очередь, является первым и самым ответственным звеном в общей системе образования. Именно в данном воспитательном учреждении ребенок осознанно начинает говорить слова, учится анализировать, развивается физически.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. При разгадывании загадок ребенок развивает свою способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. Загадки представляют собой описание предмета быта, определенного действия или же живого существа с помощью нескольких характерных слов или же предложений. Они разнообразны и по тематике, и по содержанию, могут отразить жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку — значит ответить на вопрос, то есть совершить сложную логическую операцию. В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
Загадки играют огромную роль при умственном развитии ребенка. Так, например, с помощью загадки у ребенка развивается наблюдательность. Как правило, чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Вы только представьте, какой чудесный процесс совершается в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью! Кроме отгадывания загадок, ребенку, научившемуся отгадывать загадки, можно дать задание сочинить и свои загадки, тем самым развитие ребенка значительно повысится.
В более старшем дошкольном возрасте дети осваивают словарный запас и другие компоненты языка, так что приобретенный язык фактически становится их родным языком. Важной задачей воспитания и обучения является учет закономерностей усвоения значения слов, при их постепенном углублении, при формировании навыков смыслового подбора слов по контексту высказывания. Следовательно, развитие словарного запаса представляет собой длительный процесс усвоения словарного запаса, накопленного людьми за свою историю. Актуальность данной темы подтверждается также тем, что словарный запас у детей младшего дошкольного возраста значительно меньше, чем у детей в старших группах. Многие выдающиеся психологи, учителя и методисты прошлого и настоящего обращались к этой проблеме в своей работе.
Мы рассмотрели значимость загадок, которая влияет на разностороннее развитие детской речи. Загадки способствуют формированию образов речи дошкольников. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Может наблюдаться незнание многих слов и оборотов, неумение отобрать из имеющегося лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. В связи с этим встаёт важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса старших дошкольников. С помощью загадок можно заполнять словарный запас у ребенка. При отгадывании слов у ребенка появится интерес, будет задавать дополнительные вопросы, искать ответ.
Таким образом, в практике педагогов, работающих с детьми, широко используется одна из распространенных форм устного народного творчества — загадка, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Проведение занятий с использованием загадок как средства обогащения словаря поможет детям научатся по-новому смотреть на предметы, явления, выделять особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету, научаться сравнивать, обобщать, анализировать, станут более наблюдательными.
Литература:
- Глухов В. П. Онтогенез речевой деятельности: курс лекций / В. П. Глухов. — М.: МГПУ, 2021. — 135 с.
- Гудимов В. Сборник тематических загадок для дошкольников. — М.: Сфера, 2020. — 64 с.
- Денисова Н. В. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, скороговорки на занятиях по наблюдению за окружающим миром с дошкольниками 4–6 лет //Инновационные научные исследования 2022: психология и педагогика. — 2022. — С. 57–63.
- Джиоева А. Р., Бесаева А. Г. Воспитательное воздействие произведений художественной литературы на детей дошкольного возраста //Мир науки, культуры, образования. — 2023. — №. 3 (100). — С. 95–98.
- Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. — М.: Просвещение, 2021. — 176 с.
- Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. — М.: Изд — во Наука, 2021. — 367 с.
- Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Хабарова, С. В. Алешкина, Е. А. Гончарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 451–453. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4958/ (дата обращения: 11.01.2024).