Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Исмагилова, Л. Р. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи / Л. Р. Исмагилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 158-162. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110241/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует понятие взаимодействия детского сада с родителями. Проводит диагностику детей, анкетирование родителей по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Разрабатывает этапы работы с родителями и детьми, а также тематический план работы воспитателя с детьми и родителями по социально-личностному развитию.

Ключевые слова: взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, семья, социально-личностное развитие, дошкольный возраст.

Значимую роль во взаимодействии ДОУ с семьей играет повышение педагогической культуры родителей для усиления их ответственности и формирование сознательного отношения к воспитанию детей во всех областях развития ребенка-дошкольника. Несомненно, каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Поэтому, взаимодействие детского сада с семьей представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения.

В системе дошкольного образования накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. В настоящее время используются формы взаимодействия детского сада с семьей, которые принято считать традиционными. К ним относят те, которые направлены на педагогическое просвещение родителей 3, с.67.

Родительские собрания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) являются важной составляющей взаимодействия между родителями и педагогическим коллективом. Они проводятся с целью обсуждения вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей, а также информирования родителей о текущей деятельности ДОУ. На родительских собраниях педагоги рассказывают о программе образования, планах работы на текущий год и достижениях детей. Также родители могут задать вопросы по поводу работы ДОУ и наблюдений, сделанных ими дома, взаимодействия с ребенком. Родительские собрания могут быть посвящены также вопросам безопасности, здоровья и питания детей.

Важным элементом родительского собрания является обсуждение участия родителей в жизни ДОУ. Родители могут вступить в родительский комитет, принять участие в организации мероприятий для детей, а также быть волонтерами в ДОУ.

Родительские собрания в ДОУ способствуют созданию благоприятного психологического климата для взаимодействия родителей с педагогами. Они позволяют обсудить вопросы, возникающие у родителей, получить рекомендации от педагогов и сформировать единую среду воспитания ребенка как в семье, так и в ДОУ 8, с.45.

Тематические консультации для родителей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) могут включать различные важные темы и вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Беседы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Индивидуальные и групповые беседы с родителями в ДОУ являются важной частью работы педагогов и администрации учреждения. Они позволяют обсудить вопросы и проблемы, возникающие у родителей и воспитателей, а также совместно найти решения. Индивидуальные беседы проводятся между педагогами и отдельными родителями или семьями. Они позволяют более подробно обсудить конкретные вопросы, касающиеся ребенка, его развития, поведения или адаптации в детском саду. Такие беседы могут быть проведены по инициативе родителей или педагогов, а также назначены с целью обсудить проблему, выявленную во время наблюдений или обследования ребенка. Групповые беседы проводятся с участием нескольких родителей. Они могут быть организованы в форме семинаров, тренингов или родительских собраний. Темы таких бесед могут включать в себя вопросы воспитания, здоровья и развития детей, правил общения с педагогами и другими детьми, а также роль семьи в образовательном процессе. Групповые беседы также представляют возможность для обмена опытом между родителями и поддержки друг друга в воспитании и взаимодействии с детским садом.

Целью индивидуальных и групповых бесед с родителями в ДОУ является содействие взаимодействию между родителями и педагогами, создание благоприятного психологического климата и эффективной коммуникации, а также улучшение качества воспитания и образования детей. Это помогает родителям лучше понять особенности и потребности своего ребенка, получить рекомендации и советы от педагогов, а также быть в курсе текущих событий и изменений в детском саду 9, с.98.

Информационные стенды. Информационные стенды для родителей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) являются важной составляющей коммуникации и партнерства между педагогами и родителями. Они предоставляют родителям нужную информацию о текущих событиях, активностях, политиках и процедурах ДОУ.

Вот несколько важных элементов, которые могут быть представлены на информационных стендах для родителей в ДОУ:

  1. Расписание и график работы: сведения о времени начала и окончания работы ДОУ, перерывах и праздниках. Это поможет родителям планировать свое время и организовывать день ребенка.
  2. Новости и объявления: информация о предстоящих мероприятиях, специальных акциях, важных изменениях в работе ДОУ или другие новости, которые могут быть интересны родителям.
  3. Программа обучения и развития: описание целей, задач и методик, которые используются в ДОУ для развития детей и достижения определенных международных стандартов, таких как освоение определенных навыков и знаний.
  4. Материалы родительского обучения: предоставление полезных статей, руководств, информационных брошюр или других материалов, которые помогут родителям узнать больше о воспитании и развитии детей, а также давать советы по решению общих вопросов 5, с.89.
  5. Контактная информация: укажите контактные данные педагогического коллектива, чтобы родители могли связаться с педагогами или администрацией ДОУ в случае необходимости.
  6. Фотографии и работы детей: выставка творческих работ, фотографий или видеоматериалов, сделанных во время занятий или мероприятий, показывающих достижения и развитие детей. Это позволяет родителям увидеть процесс обучения и вовлеченность своих детей.
  7. Правила и политики ДОУ: информация о правилах поведения, безопасности, режиме дня и других правилах, которые действуют в ДОУ. Это поможет родителям и детям быть в курсе требований и ожиданий.
  8. Анкеты и обратная связь: предоставление форм для обратной связи и/или анкет с целью получения мнения родителей о работе ДОУ, их ожиданиях и предложениях. Это позволит педагогам улучшать работу или внести изменения в соответствии с потребностями родителей.

Информационные стенды для родителей в ДОУ служат как средство связи и информирования, так и средством взаимодействия и вовлечения родителей в образовательный процесс своего ребенка. Они помогают создать открытую и доверительную атмосферу между ДОУ и родителями, что важно для успешной работы и развития.

Проектирование в работе с родителями, также немаловажная и интересная форма. Оно отличает себя от других форм тем, что цель проектирования является идеальным представлением будущего результата. Любое проектирование начинается с постановки проблемы. А проблема в данном случае несет в себе определенный общественный заказ, потребность общества, которые в данный момент не могут сразу быть удовлетворены.

Проектирование имеет свои этапы:

  1. Предварительный этап. Здесь происходит выявление проблемы, постановка целей, формирование проекта 7, с.44.
  2. Этап реализации проекта. На этом этапе цель конкретизируется задачами, разрабатывается план, определяются участники проекта, реализуются запланированные мероприятия, появляется продукт проекта.
  3. Рефлексивный этап. Происходит осмысление реализованного проекта, понимание соответствия запланированного первоначальному замыслу, перспективы проекта.
  4. Послепроектный этап. Заключается в трансляции своего опыта, полученных результатов, разработке перспектив проекта.

Такая поэтапная работа позволяет быстро реагировать на внешние или внутренние изменения ситуации, корректировать свою работу. Результатом любого проектирования является проект, в нашем случае педагогический проект. В нем учитываются среда, в которой будет проект реализовываться, индивидуальные и личностные особенности участников проекта, связи между этапами и элементами проекта, ожидаемые результаты.

В целях выявления особенностей влияния семейного воспитания на детей в период адаптации к дошкольному учреждению нами была проведена экспериментальная работа.

Цель эксперимента провести коррекционную работу с родителями и детьми в целях предотвращения эмоциональных расстройств детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ. Для этого мы разработали проект «Детский сад и семья — первый социум для ребенка».

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

Проект долгосрочный, реализуется в три этапа:

Подготовительный этап (1 месяц — сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

— разработка положения о клубе;

— мини-педсовет «Детский сад и семья»;

— мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;

— опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

— составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;

— обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.

Данный проект был реализован в ДОУ № 15 в 2023 году.

После участия испытуемых в проекте «Детский сад и семья — первый социум для ребенка» мы так же продиагностировали испытуемых по трем методикам:

1. Наблюдение за поведением детей в группе, в том числе при встрече и расставании с матерью;

2. Рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек»;

3. Анкета для родителей «Индивидуальные особенности моего ребенка».

Из наблюдений за детьми и их родителями мы видим, что при расставании с матерью дети стали меньше плакать, при встречах больше рассказывают родителям, что у них произошло в течении дня. Родители стали более внимательными к детям, расспрашивают их. Если ребенок начинал капризничать, мамы не наказывают их (как это было раньше в некоторых случаях), а пытаются обнять ребенка, пожалеть.

«Моя семья». Нарисовала Лена (5 лет)

Рис. 1. «Моя семья». Нарисовала Лена (5 лет)

По результатам анкетирования, большинство родителей первой группы стали более бережно относятся к индивидуальным особенностям своего ребенка, стали более заинтересованы в его делах и занятиях, уверенны в его достижениях; вместе с тем — требовательны и последовательны в воспитательных воздействиях. Родители научились давать оценку деятельности и поведения ребенка; научились формировать личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; стали побуждать ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

«Дом. Дерево. Человек». Нарисовала Лена (5 лет.)

Рис. 2. «Дом. Дерево. Человек». Нарисовала Лена (5 лет.)

На рисунках по результатам проведения рисуночных тестом мы видим снижение агрессивности (у 3 испытуемых первой группы и у 1 испытуемого — второй): дети не рисуют клыки, шипы, когти у животного, линии более плавные, много круглых и закругленных элементов, у 6 из 10 испытуемых на рисунках мы видим улыбающееся существо. На рисунках семьи у 7 испытуемых мы видим всех членов семьи. Фигуры расположены близко, часто родители держатся за руки.

Таким образом, семейное влияние на формирование ценностей, миропонимания и поведенческих моделей ребенка является неотъемлемой частью его развития. Родители играют важную роль в этом процессе, поскольку они являются примером и опорой для ребенка. Сотрудничество между дошкольной организацией и семьей играет ключевую роль в достижении общих целей и планировании работы. Родительская компетентность формируется через планомерное взаимодействие педагогов с семьей. Она включает в себя пять основных компонентов: информационный, мотивационный, технологический, коммуникативный и аналитический. Обучение и взаимодействие с родителями осуществляются в различных формах, что помогает создать позитивную атмосферу и способствует более эффективному восприятию информации и осознанию роли родителей в воспитании и развитии ребенка. В результате исследования мы подтвердили нашу гипотезу о том, что совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению семейных отношений и стабилизации психо-эмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ. Проект способствовал созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами, активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей, развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, обобщению опыта семейного воспитания, установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Литература:

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020.

2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС, 2021.

3. Войди в мир игры: формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков: учебно-методическое пособие /Г. А. Гора, Н. Ю. Майданкина, Л. В. Мартышкина и др; под редакцией Н. Ю. Майданкиной. -Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2022.

4. Гризик, Т. И. Работаем в малокомплектном детском саду: пос. для воспитателей /Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Л. Н. Комиссарова. — М.: Просвещение, 2021.

5. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2021.

6. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пос. для работников дошк. образоват. учреждений / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зубкова. — М.: АРКТИ, 2022.

7. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р.М. и др. — Ростов-н/Д, 2023.

8. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2023.

9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа с семьей в ДОУ. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, сценарии, мониторинг. — М.: 2020.

10. Майданкина Н. Ю., Гришанова Н. Ю., Романова О. В. Палитра: взаимодействие малокомплектного детского сада с социальными партнерами. — Ульяновск, УИПКПРО, 2020.

11. Нурмагамбетова А. С. Социально-личностное развитие дошкольников в контексте ФГТ // http://nsportal.ru/

12. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учеб. пос. / Р. В. Овчарова. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2021.

13. Петровский, А. В. Психология в каждом из нас / А. В. Петровский. — М.: Российский открытый ун-т, 2022.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, Детский сад, ребенок, развитие детей, педагог, семья, беседа, взаимодействие, период адаптации, проект.


Похожие статьи

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника

В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходим...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей

Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей)...

Положительная настроенность на взаимодействие воспитателя с воспитанниками и расширение круга интересов детей как условие развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность положительной настроенности на взаимодействие воспитат...

Воспитательные практики родителей дошкольников

Статья посвящена раскрытию понятия «воспитательные практики родителей» и проблеме их влияния на развитие ребенка дошкольного возраста. Автором подчеркивается необходимость изучения воспитательных практик родителей и вводится понятие «воспитательные п...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

О мультикультурном воспитании старших дошкольников

В статье автор указывает на необходимость взаимодействия детского сада с семьями воспитанников как необходимом условии мультикультурного воспитания старших дошкольников. Описываются особенности оценки и система работы воспитателя по мультикультурному...

Похожие статьи

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего дошкольника

В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходим...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей

Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей)...

Положительная настроенность на взаимодействие воспитателя с воспитанниками и расширение круга интересов детей как условие развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность положительной настроенности на взаимодействие воспитат...

Воспитательные практики родителей дошкольников

Статья посвящена раскрытию понятия «воспитательные практики родителей» и проблеме их влияния на развитие ребенка дошкольного возраста. Автором подчеркивается необходимость изучения воспитательных практик родителей и вводится понятие «воспитательные п...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

О мультикультурном воспитании старших дошкольников

В статье автор указывает на необходимость взаимодействия детского сада с семьями воспитанников как необходимом условии мультикультурного воспитания старших дошкольников. Описываются особенности оценки и система работы воспитателя по мультикультурному...

Задать вопрос