В статье автор исследует понятие взаимодействия детского сада с родителями. Проводит диагностику детей, анкетирование родителей по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Разрабатывает этапы работы с родителями и детьми, а также тематический план работы воспитателя с детьми и родителями по социально-личностному развитию.
Ключевые слова: взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, семья, социально-личностное развитие, дошкольный возраст.
Значимую роль во взаимодействии ДОУ с семьей играет повышение педагогической культуры родителей для усиления их ответственности и формирование сознательного отношения к воспитанию детей во всех областях развития ребенка-дошкольника. Несомненно, каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Поэтому, взаимодействие детского сада с семьей представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения.
В системе дошкольного образования накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. В настоящее время используются формы взаимодействия детского сада с семьей, которые принято считать традиционными. К ним относят те, которые направлены на педагогическое просвещение родителей 3, с.67.
Родительские собрания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) являются важной составляющей взаимодействия между родителями и педагогическим коллективом. Они проводятся с целью обсуждения вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей, а также информирования родителей о текущей деятельности ДОУ. На родительских собраниях педагоги рассказывают о программе образования, планах работы на текущий год и достижениях детей. Также родители могут задать вопросы по поводу работы ДОУ и наблюдений, сделанных ими дома, взаимодействия с ребенком. Родительские собрания могут быть посвящены также вопросам безопасности, здоровья и питания детей.
Важным элементом родительского собрания является обсуждение участия родителей в жизни ДОУ. Родители могут вступить в родительский комитет, принять участие в организации мероприятий для детей, а также быть волонтерами в ДОУ.
Родительские собрания в ДОУ способствуют созданию благоприятного психологического климата для взаимодействия родителей с педагогами. Они позволяют обсудить вопросы, возникающие у родителей, получить рекомендации от педагогов и сформировать единую среду воспитания ребенка как в семье, так и в ДОУ 8, с.45.
Тематические консультации для родителей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) могут включать различные важные темы и вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
Беседы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Индивидуальные и групповые беседы с родителями в ДОУ являются важной частью работы педагогов и администрации учреждения. Они позволяют обсудить вопросы и проблемы, возникающие у родителей и воспитателей, а также совместно найти решения. Индивидуальные беседы проводятся между педагогами и отдельными родителями или семьями. Они позволяют более подробно обсудить конкретные вопросы, касающиеся ребенка, его развития, поведения или адаптации в детском саду. Такие беседы могут быть проведены по инициативе родителей или педагогов, а также назначены с целью обсудить проблему, выявленную во время наблюдений или обследования ребенка. Групповые беседы проводятся с участием нескольких родителей. Они могут быть организованы в форме семинаров, тренингов или родительских собраний. Темы таких бесед могут включать в себя вопросы воспитания, здоровья и развития детей, правил общения с педагогами и другими детьми, а также роль семьи в образовательном процессе. Групповые беседы также представляют возможность для обмена опытом между родителями и поддержки друг друга в воспитании и взаимодействии с детским садом.
Целью индивидуальных и групповых бесед с родителями в ДОУ является содействие взаимодействию между родителями и педагогами, создание благоприятного психологического климата и эффективной коммуникации, а также улучшение качества воспитания и образования детей. Это помогает родителям лучше понять особенности и потребности своего ребенка, получить рекомендации и советы от педагогов, а также быть в курсе текущих событий и изменений в детском саду 9, с.98.
Информационные стенды. Информационные стенды для родителей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) являются важной составляющей коммуникации и партнерства между педагогами и родителями. Они предоставляют родителям нужную информацию о текущих событиях, активностях, политиках и процедурах ДОУ.
Вот несколько важных элементов, которые могут быть представлены на информационных стендах для родителей в ДОУ:
- Расписание и график работы: сведения о времени начала и окончания работы ДОУ, перерывах и праздниках. Это поможет родителям планировать свое время и организовывать день ребенка.
- Новости и объявления: информация о предстоящих мероприятиях, специальных акциях, важных изменениях в работе ДОУ или другие новости, которые могут быть интересны родителям.
- Программа обучения и развития: описание целей, задач и методик, которые используются в ДОУ для развития детей и достижения определенных международных стандартов, таких как освоение определенных навыков и знаний.
- Материалы родительского обучения: предоставление полезных статей, руководств, информационных брошюр или других материалов, которые помогут родителям узнать больше о воспитании и развитии детей, а также давать советы по решению общих вопросов 5, с.89.
- Контактная информация: укажите контактные данные педагогического коллектива, чтобы родители могли связаться с педагогами или администрацией ДОУ в случае необходимости.
- Фотографии и работы детей: выставка творческих работ, фотографий или видеоматериалов, сделанных во время занятий или мероприятий, показывающих достижения и развитие детей. Это позволяет родителям увидеть процесс обучения и вовлеченность своих детей.
- Правила и политики ДОУ: информация о правилах поведения, безопасности, режиме дня и других правилах, которые действуют в ДОУ. Это поможет родителям и детям быть в курсе требований и ожиданий.
- Анкеты и обратная связь: предоставление форм для обратной связи и/или анкет с целью получения мнения родителей о работе ДОУ, их ожиданиях и предложениях. Это позволит педагогам улучшать работу или внести изменения в соответствии с потребностями родителей.
Информационные стенды для родителей в ДОУ служат как средство связи и информирования, так и средством взаимодействия и вовлечения родителей в образовательный процесс своего ребенка. Они помогают создать открытую и доверительную атмосферу между ДОУ и родителями, что важно для успешной работы и развития.
Проектирование в работе с родителями, также немаловажная и интересная форма. Оно отличает себя от других форм тем, что цель проектирования является идеальным представлением будущего результата. Любое проектирование начинается с постановки проблемы. А проблема в данном случае несет в себе определенный общественный заказ, потребность общества, которые в данный момент не могут сразу быть удовлетворены.
Проектирование имеет свои этапы:
- Предварительный этап. Здесь происходит выявление проблемы, постановка целей, формирование проекта 7, с.44.
- Этап реализации проекта. На этом этапе цель конкретизируется задачами, разрабатывается план, определяются участники проекта, реализуются запланированные мероприятия, появляется продукт проекта.
- Рефлексивный этап. Происходит осмысление реализованного проекта, понимание соответствия запланированного первоначальному замыслу, перспективы проекта.
- Послепроектный этап. Заключается в трансляции своего опыта, полученных результатов, разработке перспектив проекта.
Такая поэтапная работа позволяет быстро реагировать на внешние или внутренние изменения ситуации, корректировать свою работу. Результатом любого проектирования является проект, в нашем случае педагогический проект. В нем учитываются среда, в которой будет проект реализовываться, индивидуальные и личностные особенности участников проекта, связи между этапами и элементами проекта, ожидаемые результаты.
В целях выявления особенностей влияния семейного воспитания на детей в период адаптации к дошкольному учреждению нами была проведена экспериментальная работа.
Цель эксперимента — провести коррекционную работу с родителями и детьми в целях предотвращения эмоциональных расстройств детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ. Для этого мы разработали проект «Детский сад и семья — первый социум для ребенка».
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
Проект долгосрочный, реализуется в три этапа:
Подготовительный этап (1 месяц — сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
— разработка положения о клубе;
— мини-педсовет «Детский сад и семья»;
— мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;
— опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
— составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
— обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.
В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.
Данный проект был реализован в ДОУ № 15 в 2023 году.
После участия испытуемых в проекте «Детский сад и семья — первый социум для ребенка» мы так же продиагностировали испытуемых по трем методикам:
1. Наблюдение за поведением детей в группе, в том числе при встрече и расставании с матерью;
2. Рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек»;
3. Анкета для родителей «Индивидуальные особенности моего ребенка».
Из наблюдений за детьми и их родителями мы видим, что при расставании с матерью дети стали меньше плакать, при встречах больше рассказывают родителям, что у них произошло в течении дня. Родители стали более внимательными к детям, расспрашивают их. Если ребенок начинал капризничать, мамы не наказывают их (как это было раньше в некоторых случаях), а пытаются обнять ребенка, пожалеть.
Рис. 1. «Моя семья». Нарисовала Лена (5 лет)
По результатам анкетирования, большинство родителей первой группы стали более бережно относятся к индивидуальным особенностям своего ребенка, стали более заинтересованы в его делах и занятиях, уверенны в его достижениях; вместе с тем — требовательны и последовательны в воспитательных воздействиях. Родители научились давать оценку деятельности и поведения ребенка; научились формировать личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; стали побуждать ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.
Рис. 2. «Дом. Дерево. Человек». Нарисовала Лена (5 лет.)
На рисунках по результатам проведения рисуночных тестом мы видим снижение агрессивности (у 3 испытуемых первой группы и у 1 испытуемого — второй): дети не рисуют клыки, шипы, когти у животного, линии более плавные, много круглых и закругленных элементов, у 6 из 10 испытуемых на рисунках мы видим улыбающееся существо. На рисунках семьи у 7 испытуемых мы видим всех членов семьи. Фигуры расположены близко, часто родители держатся за руки.
Таким образом, семейное влияние на формирование ценностей, миропонимания и поведенческих моделей ребенка является неотъемлемой частью его развития. Родители играют важную роль в этом процессе, поскольку они являются примером и опорой для ребенка. Сотрудничество между дошкольной организацией и семьей играет ключевую роль в достижении общих целей и планировании работы. Родительская компетентность формируется через планомерное взаимодействие педагогов с семьей. Она включает в себя пять основных компонентов: информационный, мотивационный, технологический, коммуникативный и аналитический. Обучение и взаимодействие с родителями осуществляются в различных формах, что помогает создать позитивную атмосферу и способствует более эффективному восприятию информации и осознанию роли родителей в воспитании и развитии ребенка. В результате исследования мы подтвердили нашу гипотезу о том, что совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению семейных отношений и стабилизации психо-эмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ. Проект способствовал созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами, активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей, развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, обобщению опыта семейного воспитания, установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Литература:
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020.
2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС, 2021.
3. Войди в мир игры: формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков: учебно-методическое пособие /Г. А. Гора, Н. Ю. Майданкина, Л. В. Мартышкина и др; под редакцией Н. Ю. Майданкиной. -Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2022.
4. Гризик, Т. И. Работаем в малокомплектном детском саду: пос. для воспитателей /Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Л. Н. Комиссарова. — М.: Просвещение, 2021.
5. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2021.
6. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пос. для работников дошк. образоват. учреждений / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зубкова. — М.: АРКТИ, 2022.
7. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р.М. и др. — Ростов-н/Д, 2023.
8. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2023.
9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа с семьей в ДОУ. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, сценарии, мониторинг. — М.: 2020.
10. Майданкина Н. Ю., Гришанова Н. Ю., Романова О. В. Палитра: взаимодействие малокомплектного детского сада с социальными партнерами. — Ульяновск, УИПКПРО, 2020.
11. Нурмагамбетова А. С. Социально-личностное развитие дошкольников в контексте ФГТ // http://nsportal.ru/
12. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учеб. пос. / Р. В. Овчарова. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2021.
13. Петровский, А. В. Психология в каждом из нас / А. В. Петровский. — М.: Российский открытый ун-т, 2022.