В статье рассмотрены основные задачи и функции военной полиции. Изучены основные направления деятельности военной полиции согласно Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Установлено, что военная полиция выполняет ряд задач, связанных с обеспечением порядка, безопасности и дисциплины в воинских подразделениях.
Ключевые слова : военная полиция, функции, задачи, Вооруженные Силы.
Военная полиция играет важную роль в обеспечении военной дисциплины, поддержании порядка и безопасности на военных объектах, а также в расследовании преступлений, совершенных военнослужащими.
Цель данной статьи — проанализировать задачи и функции военной полиции.
Основными методами в работе являются подбор, изучение и анализ учебной, периодической и правовой литературы, структурирование полученной информации.
Согласно Уставу военной полиции Вооруженных Сил РФ, основными направлениями деятельности военной полиции являются [2]:
1) обеспечение правопорядка и воинской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осуществление в пределах своей компетенции противодействия преступности;
2) осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных Силах;
3) производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам;
4) организация в Вооруженных Силах розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы; содействие в пределах своих полномочий органам внутренних дел Российской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших преступление, а также военного имущества Вооруженных Сил;
5) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований;
6) охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований;
7) обеспечение охраны объектов Вооруженных Сил, перечень которых определяется Министром обороны РФ, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов;
8) обеспечение в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, а также других защищаемых лиц;
9) обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, координация деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
10) выполнение задач гарнизонной службы.
Задачи и порядок действий подразделений военной полиции, находящихся в составе соединений и воинских частей, определяются Министром обороны Российской Федерации.
Военная полиция выполняет разнообразные задачи, связанные с обеспечением порядка, безопасности и дисциплины в воинских подразделениях.
Она контролирует соблюдение военной дисциплины и выполнение приказов и инструкций командования, проводит патрулирование, проверки и осуществляет надзор в воинских подразделениях.
Также отвечает за обеспечение безопасности военнослужащих, гражданских лиц и имущества на территории военных объектов, осуществляет контроль доступа, проводит обыски и досмотры, а также ликвидирует возможные угрозы или проявления насилия.
Военная полиция занимается расследованием преступлений или нарушений внутреннего военного законодательства. Проводит допросы, сбор доказательств, задерживает подозреваемых, а также сотрудничает с другими правоохранительными органами [4].
К функциям военной полиции относят обеспечение порядка и безопасности во время массовых мероприятий, таких как военные парады, учения или спортивные соревнования, контроль потоков людей, обеспечение публичного порядка и реагирование на инциденты.
Военная полиция проводит расследование служебных инцидентов, включая дезертирство, пропажу вооружения или нарушение правил обращения с конфиденциальной информацией. Полиция может работать с военными судами или военными прокуратурами для сбора необходимых доказательств [6].
В ходе исследования была выявлена проблема отсутствия правовых основ деятельности военной полиции с учетом их конкретизации и указания на федеральные конституционные законы (например, «О военном положении», «О чрезвычайном положении») и нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, которыми, военная полиция, руководствуется при реализации своих функций и задач.
Так, пункт 9 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации предлагается изложить в следующей редакции:
«9. Военная полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации ».
Внесение указанных изменений позволит уточнить правовые основы деятельности военной полиции с учетом их конкретизации и указания на федеральные конституционные законы (например, «О военном положении», «О чрезвычайном положении») и нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, которыми, военная полиция, безусловно, обязана руководствоваться в своей деятельности.
Таким образом, военная полиция играет важную роль в поддержании дисциплины и порядка в армии, обеспечении безопасности на территории военных объектов и участии в миротворческих операциях.
Подводя итог данной статье, можно сделать вывод о том, что цель работы достигнута — был проведен анализ задач и функций военной полиции.
Литература:
- Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 06.01.2024).
- Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.03.2015 № 161 (ред. от 21.12.2020) // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_177125/ (дата обращения: 08.01.2024).
- Брыков, В. Ю. Правовые основы деятельности военной полиции Вооруженных Сил / В. Ю. Брыков // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности: сборник научных трудов магистрантов и преподавателей. — Челябинск: Челябинский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации», 2020. — С. 44–48.
- Корякин, В. М. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности: научно-практическое пособие / В. М. Корякин, С. А. Минтягов, А. Н. Подшибякин. — М.: Центр правовых коммуникаций, 2018. — 336 с.
- Литвинов, В. П. Армия и полиция в царской России: проблемы взаимоотношений / В. П. Литвинов // Власть. — 2022. — Т. 30, № 6. — С. 221–228.
- Минтягов, С. А. Правоохранительные функции военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации / С. А. Минтягов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. — 2021. — № 3(284). — С. 5–9.