В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как основы формирования личностного потенциала ребенка.
Ключевые слова: ранняя профориентация, модель сопровождения ранней профориентации, личностный потенциал ребенка, формирование, дошкольный возраст.
This article examines the topical issue of the introduction of early career guidance for preschool children in preschool educational institutions; the main models of early career guidance support for preschool children as the basis for the formation of a child's personal potential are presented.
Keywords: early career guidance, early career guidance support model, child's personal potential, formation, preschool age.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя, кем стать?
Обычно вопрос о профессиональным самоопределении начинает возникать только в школе в связи с необходимостью выбрать ребенку дальнейшее образование. Однако к этому вопросу его уже можно готовить с детского сада.
Совсем недавно в психологии и педагогике появилось новое направление — ранняя профориентация, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания. У ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, формируется раннее проявление у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии, трудолюбие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу — формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставит перед современным дошкольным образованием одну из задач — «приобщение детей к базовым ценностям российского народа (в соответствии с возрастными особенностями) — жизнь, достоинство,…, созидательный труд» [1,4].
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ставит задачи перед педагогическими коллективами в разделе «Сфера трудового воспитания»:
- Для детей от 3 до 4 лет: развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье…. [1,24].
- Для детей от 4 до 5 лет: формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда [1, 28].
- Для детей от 5 до 6 лет: формировать представления о профессиях и трудовых процессах; воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда [1, 32].
- Для детей от 6 до 7 лет: развивать ценностное отношение к труду взрослых; формировать представление о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий [1, 37].
Таким образом, мы понимаем, что системная организация ранней профориентации для дошкольников влечет за собой изменения в содержании и особенностях организации образовательного процесса, что в свою очередь, повлияет на требования к подготовке и квалификации воспитателя, к обновлению учебно-методического базы в дошкольном образовательном учреждении. Эти задачи не могут быть решены разовыми мероприятиями и акциями, они требуют компонентно-программного решения. Именно идея сделать раннюю профориентацию процессом направляемым, расширить содержание социально-коммуникативной деятельности дошкольников за счет внедрения различных педагогических технологий, а также подготовить педагогов, привлечь родителей и социальных партнеров к совместному взаимообогащаемому процессу может быть основой Программ развития дошкольных образовательных учреждений.
Модель сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как основы формирования личностного потенциала ребенка.
Такая модель является управляемой структурной единицей, которая включает в себя следующие компоненты:
- «Развивающая предметно — пространственная среда»
- «Педагог и мир профессий»
- «Воспитанники»
- «Родители (законные представители»
- «Социальное партнерство»
Как можно модернизировать развивающую предметно — пространственную среду образовательного дошкольного учреждения?
В группах могут быть созданы мини-музеи, позволяющие углубить знания детей по современным профессиям родного города, обновлены мини-центры по всем образовательным областям, изготовлены, игровые маркеры профориентационной направленности, созданы «передвижные мастерские» по современным профессиям, создана электронная база «Виртуальные экскурсии на предприятия муниципального образования «Город Калуга».
Чтобы реализовать данный компонент, необходим компетентный педагог.
В рамках реализации компонента «Педагог и мир профессий» будут проведены мастер-классы, коуч-сессии, методические фестивали по применению и использованию современных методов и приемов по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо дать методические рекомендации по созданию и использованию передвижных мастерских и игровых маркеров по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Ребенок как «субъект» образовательных отношений формируется под влиянием многих факторов. Однако, вся деятельность, которая организуется взрослым, личностно ориентирована и направлена на развитие его потенциала: интеллектуального, коммуникативного, творческого, эмоционально-волевого, мотивационно-ценностно.
При организации работы с детьми по ранней профориентации планируется использование современных педагогических технологий: проектная и исследовательская технология, игровая технология, развивающая технология, кейс-технология, квест-технология, технология коллективно-творческой деятельности.
Чтобы данная работа была реализована, необходимы мероприятия, которые будут способствовать реализации данного направления:
— разработана нормативно-правовая база сопровождения мероприятий по данным компонентам;
— разработаны диагностические инструментарии по ранней профориентации по каждой возрастной категории детей дошкольного возраста;
— разработаны методические рекомендации по сопровождению ранней профориентации детей дошкольного возраста;
— разработаны программы по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром профессий;
— разработаны виртуальные экскурсии на промышленные предприятия и объекты родного города;
— разработаны краткосрочные образовательные практики для старших дошкольников и многое другое.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без сотрудничества с родителями.
Чтобы достичь ожидаемого результата в работе с родителями, необходимо предусмотреть проведение мастер-классов по изготовлению игровых маркеров, тематические фотовыставки, создание альбомов «Моя династия», фотоальбомов «Все профессии важны».
Для качественной реализации данного направления необходимо подготовить правовую базу дошкольного образовательного учреждения, которая будет закреплена в локальных актах нормативного и распорядительного характера.
Необходимо запланировать систему локально-нормативных преобразований, которые обеспечат учет полномочий, обязанностей, функций и ответственность дошкольного учреждения. Исходя из которого, будут определены исполнители (соисполнители) и сроки принятия организационно-распорядительной документации.
Очень важен при реализации данного направления «Механизм управленческого сопровождения». В основе данного управленческого сопровождения лежит многоуровневая структура управления: заведующий, заместитель заведующего по воспитательной работе, педагогический состав, рабочие группы педагогов.
Таким образом, работа по данному направлению будет формировать личностный потенциал ребенка дошкольного возраста, позволит дошкольному образовательному учреждению быть современным и развиваться, перейти на новый качественный уровень развития. Проводимая профориентационная работа позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни человека.
Литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»