В исследовании рассматривается опыт, основная идея и цели создания программы «Национальные туристические маршруты Норвегии». Акцентируется внимание на объединении пейзажа и современной архитектуры маршрутов, каждый из которых является частью мозаики, составленной из восемнадцати разделов, являющимся мощными драйверами роста турпотоков и развития туристического бизнеса Норвегии.
Ключевые слова : национальные туристические маршруты, Норвегия, современная архитектура, маршрут, ландшафт, дороги.
The study examines the experience, the main idea and goals of the creation of the program «National Tourist Routes of Norway». Attention is focused on combining the landscape and modern architecture of routes, each of which is part of a mosaic made up of eighteen sections, which are powerful drivers of the growth of tourist flows and the development of the tourism business in Norway.
Keywords :national tourist routes, Norway, modern architecture, route, landscape, roads.
Норвежский туризм является третьим по величине источником дохода, после продажи нефти и рыболовства. Великолепная природа Норвегии привлекает многих туристов, особенно жителей стран Средиземноморья, которые видят в ней своеобразную северную экзотику. Однако не все могут себе позволить поездку в Норвегию из-за высокой стоимости проживания и посещения страны.
Программа «Национальные туристические маршруты» разработана для привлечения большего числа туристов и стимулирования норвежцев к исследованию своей страны, а не к проведению отпуска исключительно в теплых странах. Норвегия активно развивает туристическую инфраструктуру, делая упор на улучшение дорожной сети. Именно на это обстоятельство и сделало акцент норвежское правительство, поручив в 1993 году подготовку программы развития туризма администрации общественных дорог. В результате была создана концепция Национальных туристических маршрутов основанная на второстепенных дорогах, проходящих через живописные места. Туристической достопримечательностью должны стать сами дороги, не автомагистрали, для быстрого перемещения между точками А и Б, а именно второстепенные дороги, проходящие через живописные места.
Вождение по этим дорогам не такое интенсивное, что позволяет водителям расслабиться и насладиться красотой пейзажей за окном. Йон Андресен, главный менеджер проекта, и его ассистент, Пер Ритцлер, провели два года в поездках по всей стране, выбирая наиболее красивые и комфортные отрезки дорог Норвегии. В результате был составлен список из восемнадцати отрезков пути, которым предстояло стать Национальными туристическими маршрутами [2].
В рамках реализации программы дороги подлежали благоустройству: улучшалось качество дорожного покрытия, устанавливались парковки, туалеты, обустраивались зоны отдыха. Устанавливались информационные табло, содержащие сведения о истории, геологии, флоре и фауне местности. Кроме того, создавались условия для пеших прогулок туристов, которые облегчают передвижение туристов и снижают негативное воздействие их присутствия на природу. В районах с высокой вероятностью скопления туристов оборудовались площадки для пикника и рыбалки с контейнерами для мусора.
Интересно, что каждый элемент должен быть выполнен на высоком архитектурном уровне и не выделяться из общего ландшафта. Перед архитекторами стоит задача гармонично вписать свои строения в окружающую среду. Они должны объединять архитектуру с природой и существующими инженерными сетями. Чтобы достигнуть этого, правительство обратилось к известным дизайнерам и архитекторам, таким как Маргрет Фриз, Питер Цумтор, Код Аркитект, Мантей Кул, Снохэтта и Йенсен и Скодвин.
Каждому архитектору или бюро было предложено создать уникальные и гармонирующие с природой архитектурные объекты, такие как зоны отдыха, обзорные площадки и небольшие архитектурные украшения. Разумеется, все инженерные вопросы решаются Администрацией общественных дорог. [1]
Программа была запущена в 2005 году и в полном объеме все 18 маршрутов начали функционировать к 2020 году. Проект не преследует коммерческих целей, и его основная цель — способствовать развитию туризма в сельской местности, через которую пролегают маршруты.
Каждый маршрут обладает своей уникальностью, но все они вместе составляют единое целое из восемнадцати отдельных частей. Горы, фьорды, водопады, побережья — все это объединяет маршруты. Архитектура лишь добавляет новые оттенки в ландшафт, создает новый контекст для восприятия. Она выделяется, но не нарушает общую гармонию, вызывая бесконечные ассоциации и толкования, вовлекает зрителя в процесс созерцания, заставляя вглядываться в постоянно меняющуюся живую природу. Но самое важное требование к зданиям и сооружениям — это их расположение. Все объекты должны стать частью ландшафта, повторяя изгибы фьордов и неровности горных вершин, не нарушая гармонию, которую создала природа в этих местах.
Уникальность норвежских подходов заключается в объединении природных пейзажей, архитектуры и дизайна, создавая симбиоз этих элементов. Это создает структуру, которая является переходом от взаимодействия между элементами к их слиянию в единое целое. Финансирование этой деятельности осуществляется из различных источников.
Основное финансирование осуществляется государством за счет строительства и благоустройства, с привлечением средств из местных бюджетов. Частный бизнес, в свою очередь, финансирует создание гостиниц, кафе и магазинов, которые привязаны к туристическим маршрутам. Качество всех этих элементов строго контролируется, и программа предусматривает не только создание маршрутов, но и их поддержание в хорошем состоянии. [3]
Каждый национальный туристический маршрут проходит сертификацию каждые пять лет. Важно не только заботиться об инфраструктуре, но и сохранять местные ландшафты. В окрестностях выбранных маршрутов запрещено строительство коммерческих и промышленных объектов, которые могут испортить вид. [5]
Одной из основных частей программы является ее продвижение. Особое внимание уделяется экологическим вопросам, особенно в отношении природы, не тронутой человеком. В норвежском законодательстве требуется от новых проектов «устойчивость», то есть использование прочных материалов, минимальное потребление энергии и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду. Характерной чертой большинства объектов является возможность их простой замены. Благодаря этому происходит обновление архитектурных объектов на туристических маршрутах.
Самые масштабные изменения национальных туристических маршрутов были проведены на горном серпантине Тролльстиген. Это, пожалуй, самый опасный дорожный проект в истории Норвегии. У смотровой площадки был построен новый съезд, который облегчает инвалидам в колясках возможность насладиться видом. Было также построено новое служебное здание вместо старого, которое включает в себя кафе. Русло реки было изменено, что привело к появлению новых водных путей. Планируются масштабные изменения у озера Йендеватнет и водопада Верингфоссен.
Ландшафт вдоль трассы Рюфюльке очень разнообразен. Богатые земли и идиллические зеленые острова внезапно сменяются скалистыми осыпями, водопадами и мощными утесами. Юг Норвегии имеет относительно высокую плотность населения, и по пути встречаются ухоженные деревни и уютные города. Соответственно, характер вмешательств в рамках программы «Национальные туристические маршруты» здесь разный: одна из троп представляет собой лестницу, которая облегчает прогулку по склону горы. Другая тропа является благоустроенным причалом для парома.
Уже более ста лет путешественники со всего мира приезжают в Норвегию, чтобы любоваться пейзажами с фьордами, ледниками и водопадами, а также наслаждаться прекрасной рыбалкой. Климат юго-западной части Норвегии способствует бурному росту растительности, что особенно заметно по пышной зелени. Недалеко от 145-метрового Вёрингсфоссена сооружается комплекс мощеных тропинок, обзорных платформ и мостов, цель которых — предотвратить беспорядочное перемещение посетителей по территории и помочь им легче ориентироваться.
С 2008 г. фотовыставка под названием Detour путешествует по свету, постепенно пополняясь новыми экспонатами. В 2010 г. эта выставка стала базой для экспозиции павильона Норвегии на Шанхайском ЭКСПО. В 2012 г. архитектурный журнал Topos удостоил этот проект особой награды за использование архитектуры, подчеркнув, что особенное внимание уделялось эстетической стороне дизайна. [4]
Каждый туристический маршрут Норвегии уникален по-своему, но все они гармонично сочетаются друг с другом, образуя единую картину. Осевыми элементами, связывающими все маршруты воедино, являются горы, фьорды, водопады и прибрежные зоны.
Архитектура не нарушает общий ландшафт, а лишь придает ему новое звучание, вызывая разнообразные ассоциации и интерпретации. Она вовлекает туристов в диалог с окружающей природой, заставляя их всматриваться в ее бесконечные изменения и наблюдать за живой природой. Таким образом, современная архитектура Норвегии удивительным образом сочетается с природным ландшафтом, акцентируя внимание на его красоте и уникальности.
Литература:
- Ключевые показатели туристической отрасли Норвегии [Электронный ресурс]. URL: https://www.innovasjonnorge.no/contentassets/0d32e3231c0a4367a96 838ee 3bb5b294/key-figrues-2016.pdf (дата обращения: 20.0.2023).
- «Национальные туристические дороги» в Норвегии: новые объекты Code arkitektur и Петера Цумтора [Электронный ресурс] / Журнал «Speech»/ М., 2016 URL: https://archspeech.com/article/nacional-nye-turisticheskie-dorogi-v-norvegii-novye-ob-ekty-code-arkitektur-i-peter-cumtor (дата обращения 20.04.2023)
- Официальный сайт правительства Норвегии, Арктическая стратегия Норвегии на 2014 год и последующий период [Электронный ресурс]. URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/report_ summary/id2076191/?q=TOURISM (дата обращения: 20.04.2023).
- Официальный сайт правительства Норвегии, туристическая отрасль [Электронный ресурс]. URL: https://www.regjeringen.no/ en/topics/business-and-industry/travel-industry/travel-industry/ id44922 (дата обращения: 20.04.2023).
- Отчет «Путешествия и туризм в 2017 году, Норвегия» [Электронный ресурс]. URL: https://www.wttc.org//media/files/reports/ economic-impact-research/countries-2017/norway2017.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
- Туризм: цели в области устойчивого развития до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284419401 (дата обращения: 20.04.2023).