В статье автор исследует феномен познавательной активности.
Ключевые слова: дети, активность, обучение
Что такое «активность»? К сожалению, в научных источниках нет четкого понятия этому. Но термин активность обычно сравнивают с «деятельностью».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля дано следующее определение активности: «Активный — это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный».
Активностью часто называют какую-либо энергичную деятельность.
Если обратиться к философии, мы увидим, что активность там рассматривают как свойство материи, как меру направленного действия. В других источниках можно наткнуться на интерпретацию как возбужденное состояние объекта или способность объектов вступать во взаимодействие.
Активность человека обладает социальной природой, является направленным поведением организма. И при этом такое поведение должно быть одобрено обществом и быть социально полезным и важным. Тут имеют место быть социальные и личностные изменения человека и его поведения.
Также можно обратиться к социологии, где есть понятие социальной активности. Его рассматривают и как явление, и как состояние. С медицинской точки зрения, активность — это основное свойство живых организмов, так как они могут преодолевать препятствия и сложности для удовлетворения своих потребностей. Кроме этого, живые организмы целенаправленно реагируют на факторы внешней среды. В психологии активность считают общей характеристикой всех живых существ, она имеет свою динамику, источник и необходима для поддержания связи с окружающим миром. При этом активность еще рассматривают как качество, основанное на потребностях и интересах личности, так человек показывает свою готовность к действию
Несмотря на то, что мы часто используем слово активность, даже в повседневной речи, это сложное, многозначное понятие. Кто-то приравнивает ее к деятельности, кто-то уже к результату этой деятельности.
Известный психолог Н. Н. Поддъяков в авторской работе упомянул, что есть два типа детской активности. Одна — это личная, а другая, которая возникает благодаря усилиям взрослых. На основе этой теории можно сделать вывод, что эти два вида активности существуют бок о бок и тесно связаны между собой.
Как это относится к школе? Получается, что у ученика есть собственная активность и также та, которая существует по направлению учителя. Навыки и умения, которые он получает благодаря работе педагога, затем становятся его личным опытом, и он все это будет использовать в будущем.
Обратимся еще к одному профессору: Н. С. Лейтес. Под активностью он понимает фактор, который характеризует психологические процессы. Для него активность — это мера взаимодействия субъекта с окружением, форма внешних проявлений внутренних процессов.
Большое значение в науке имеет «принцип активности» Н. А. Бернштейна. Его суть состоит в выявлении главной роли внутренней составляющей в актах жизнедеятельности человека.
Разберем связь между внутренним и внешним. В книге А. Н. Леонтьева прописана формула активности «Внутреннее взаимодействует с внешним и меняет себя само». Другой исследователь, В. А. Петровский, также затронул эту тему, рассматривая личность как истинный объект активности.
Крутецкий В. А. писал, что активность — способность самому ставить перед собой задачи и решать их, обозначал активность как качество человека исходя из позиции в обществе.
В работе К. А. Абульхановой совсем по-другому распределяется вес между активностью и деятельностью. Ведь она считает, что деятельность — это форма существования активности. Активность — это высшая способность, которая обеспечивает возможность стать субъектом. Исследователь считает, что понятие активности шире, чем деятельность, ведь она лишь является формой реализации активности.
Особое место в исследовании понятия активность отводится работе М. С. Кагана. Согласно его работе активность направлена на мир объектов во взаимодействии с другими субъектами. Каждый вид деятельности влияет на активность. Т. е. активность формируется за счет особенности личности и на какую деятельность направлена.
В итоге, изучив разные подходы к понимаю термина «активность», можно сделать вывод, что четкого понятия этому нет в науке. Те трактовки, которые мы имеем, нельзя назвать исчерпывающими, так как они очень разные и кардинально отличаются друг от друга. Кто-то рассматривает активность как деятельность, кто-то отдельно. Но ясно одно, что активность и деятельность неразрывно связаны между собой. Точно известно, что деятельность является показательным качеством, обеспечивает развитие активности. Также деятельность невозможна без конкретной личности. Наличие активности показывает важное качество человека, реализующего деятельность.
Рассмотрев различные варианты объяснения содержания активности, целесообразно изучить суть понятия «познавательная активность».
Мы снова сталкиваемся с проблемой, что в педагогической науке нет единого общего толкования этого термина. Однако многие психологи часто используют при работе с познавательной активностью термин «познавательный интерес». Что это такое?
Нам известно, что интерес — это в первую очередь занимательность, внимание по отношению к чему-то. В педагогике интересом считают форму проявления познавательной потребности, благодаря которой личность осознает цель своей деятельности. Интерес способствует полному и глубокому отображению действительности.
Много трудов и исследований есть у Г. И. Щукиной, которая считает, что интерес — это побудитель активности человека, благодаря которому все процессы в организме идут более интенсивно, нервно, при этом деятельность кажется увлекательной [1,c.23].
Можно сделать вывод о том, что интерес — это важная составляющая познавательной активности школьников. Если познавательный интерес долговременный, переходит в постоянный, то в процессе освоения новых навыков и умений значительно повышает познавательную активность школьника. Интерес является большой силой к побуждению, принуждая ученика проявлять целеустремленность к познанию, искать возможности к решению противоречий при нехватке знаний.
Обратимся к Щукиной, которая также говорила про познавательный интерес как об избирательном моменте [2, c.45]. Так интерес может быть направлен на определенную область знаний, процесс овладения специальными знаниями.
По мнению В. Н. Ильина, основа познавательной активности -это преодоление трудностей и противоречий, которые есть на данный момент.
Широкое определение познавательной активности есть в работах Т. И. Шамовой. Она писала, что активность в обучении — это качество деятельности, когда личность ученика и его отношение к предмету мобилизировали волевые усилия. Т. е. чтобы достигнуть познавательной цели ученик использует свои внутренние ресурсы, тем самым становится обладателем познавательной активности.
Проанализировав педагогическую литературу, можно сделать вывод, что в познавательной активности фигурируют личные качества человека, такие как стремление учиться, сила воли и тд. Здесь имеет место быть творческий потенциал ребенка. А также важно, что ученик уже имеет мотивацию самостоятельно изучать предмет, хочет самостоятельно получать знания. Проблема формирования познавательной активности не нова, но и сегодня является одной из самых актуальных. Познавательная активность школьника напрямую зависит от эффективности решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения.
Хотя психологи и педагоги изучают познавательную активность с разных сторон, все научные изыскания являются составляющими проблемы воспитания и развития. Творчески работающие педагоги в своей практике активно внедряют разнообразные формы организации и проведения урока, что успешно помогает повысить личностный интерес к учебе у школьников.
Познавательная активность обладает избирательной направленностью личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность выражается в стойком стремлении к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Если познавательная активность проявляется систематически, укрепляется и развивается, то тогда становится основой положительного отношения к учению.
Познавательная активность имеет поисковый характер. Под её влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он самостоятельно и активно ищет. При этом поисковая деятельность ученика происходит увлеченно, на эмоциональном подъеме. Большое влияние познавательная активность оказывает на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания. Под влиянием познавательного интереса эти процессы еще более активизируются, приобретают четкую направленность.
Познавательная активность — это один из важнейших мотивов учения. Она обладает сильным и стойким действием. Под влиянием познавательной активности познавательная деятельность даже у менее способных учащихся идет более продуктивно. При правильной и четкой педагогической организации деятельности школьников, при отлаженной системе воспитательной деятельности познавательная активность становится устойчивой чертой личности ученика и оказывает существенное влияние на его дальнейшее развитие.
Познавательная активность является и как действенным средством обучения. Классическая педагогика прошлого утверждалась на постулате: «Смертельный грех учителя — быть скучным»
Когда ребенок занимается не сам, а под жестким назиданием и контролем, он приносит учителю массу хлопот и огорчений, когда же учащийся учится увлеченно, с интересом, то все учение приносит удовлетворение: и ученику, и учителю. Без развития познавательного интереса к учению, познавательная активность не только трудна, но практически и невозможна.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически мотивировать, развивать и укреплять познавательную активность учеников и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Мыслительная активность развивается под влиянием интереса, она выражается во множестве вопросов, с какими ученик обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Выбор литературы и чтение книг в интересующей области, поиск и применение определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, — все это формирует и развивает личность учащегося.
Познавательная активность — сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание — это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному — все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям — в этом задача учителя, формирующего познавательную активность.
Литература:
- Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. Краснодар. Экспериментальный центр развития образования. 1993.
- Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю. Новые технологии воспитательного процесса. Москва. Новая школа. 1993.
- Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — М.: Просвещение, 1985.