В статье автор рассматривает теоретические аспекты и дает практические рекомендации к изданию детско-юношеских журналов на основе опыта работы редакционной коллегии журнала «Нахимовец» Нахимовского военно-морского училища.
Одним из интересных и важных предметов в дополнительном образовании детей является журналистика. На базе этого направления во многих до вузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ издаются журналы и газеты, выпускаются телевизионные программы и новости. Участие в редколлегии журнала — это реальная возможность влиять на мнение сверстников через СМИ, активно участвовать в общественной жизни. В основе создания любого издания лежит кропотливая работа коллектива — редколлегия журнала или газеты. Одним из важных вопросов на этапе становления нового журнала является проблема подбора, организации и работы редколлегии.
Независимо от типа издания и его направленности во всех печатных средствах массовой информации (СМИ) работает редакционная коллегия. Если мы говорим о детско-юношеской прессе, то она состоит из «главного редактора, выпускающего редактора, арт-директора, редактора отдела новостей, редактора отдела спорт, журналистов, корректора, дизайнера, фотографов, корреспондента, фотокорреспондента» [1 с. 56]. Главные задачи редколлегии — обеспечение тематической направленности журнала, забота о содержании каждого номера журнала, его соответствие целевому назначению издания, актуальности.
Руководит работой журнала главный редактор , он несет персональную ответственность за содержание, оформление, концепцию и идейно-политическую направленность журнала, осуществляет подпись журнала в тираж. Выпускающий редактор несет ответственность за подготовку макета номера и за слаженную работу редколлегии. Ответственный секретарь призван согласовывать усилия всех участников создания журнала (и в редакции, и в типографии), чтобы каждый журнал вышел точно в срок, соответствовал всем предъявленным к качеству современных издательских требований. Редактор отдела новостей следит за последними событиями, направляет авторов на интересующие редакцию события, также работает в качестве пресс-секретаря. Арт-директор взаимодействует с фотографами и дизайнером, задача авторов ( журналистов и корреспондентов ) — писать хорошие и интересные статьи по основным рубрикам журнала. Редактор отдела культуры работает с материалом из наиболее значимых культурных событий Санкт-Петербурга. Редактор отдела спорт отслеживает спортивные события, организует работу корреспондентов, входящих в состав спортивного отдела.
Большую работу редколлегия осуществляет в проведении культурно-массовой работы и в установленной обратной связи «читатели — редколлегия».
Основными функциями редакционной коллегии журнала являются: руководство планированием деятельности редакции, разработка концепции издания; утверждение редакционных планов — от перспективного до плана текущего номера; обсуждение содержания текущих номеров журнала; наиболее важных событий и материалов, отражающих позицию редакции по тем или иным вопросам; контроль за работой по выпуску текущего номера.
Свои функции редколлегия реализует, проводя регулярные заседания и принимая соответствующие решения.
Каждый журналист постепенно становится специалистом в какой-то определенной области — культура, спорт, новости, публикуя материалы на соответствующую тему. Структурно принцип специализации журналистов реализуется в редакциях через систему отделов. Число отделов и их специализация определяются исходя из условий, в которых находится редакция. Это самый подвижный элемент редакционной структуры.
«Есть несколько принципов организации отделов, самыми популярными из них являются функциональный и отраслевой. «Важнейшим из них является отраслевой принцип, когда за отделом закрепляется определенная тематика, определенная сфера общественной жизни. В соответствии с этим принципом определяются отделы политики, экономики, культуры, образования. Этот принцип организации отделов является основополагающим для большинства современных периодических изданий» [2, с 99].
Функциональный принцип, также как отраслевой активно применяется в современной практике. «В соответствии с этим принципом формируются отделы, которые проявляют интерес ко всем сферам жизни, но ограничиваются при этом собственными конкретными задачами» [2, с. 100].
Возглавляет отдел заведующий отдела (редактор). Он организует работу корреспондентов, готовит план работы отдела. При этом он регулярно выступает на страницах журнала в качестве автора.
Для эффективной работы редакционной коллегии детско-юношеского журнала предлагаю использовать следующие советы.
Первый практический совет — выпускать журнал в условиях довузовских образовательных организаций Министерство обороны РФ в рамках программ дополнительного образования.
Т. к. мы издаем детско-юношеский юношеский журнал, предполагается, что писать там будут именно дети (70 процентов материалов, размещенных в журнале «Нахимовец», написаны воспитанниками). А они должны уметь работать в разных жанрах, потому что журнал такого формата предполагает свободное владение практически всеми современными жанрами журналистики. Научиться это делать можно только на занятиях в дополнительном образовании детей. В Нахимовском военно-морском училище работает студия журналистики «Андреевцы» на основе дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы «Журнал «Нахимовец»».
Второй практический совет — привлекать к сотрудничеству с журналом авторитетных авторов из числа сотрудников училища и за его пределами, расширять социальные связи, работать с музеями и театрами. Это называется внешней политикой издания и это прямая обязанность главного редактора журнала.
В нашем журнале есть материалы, которые пишут взрослые авторы. Это не противоречит концепции детско-юношеского издания, потому что в процентном соотношении это 30 % к 70 %. Для нашей специфики, военно-патриотической важно, чтобы журнал содержал материалы взрослых, опытных людей. Сюда можно отнести, например, рубрику «Техника и вооружение» — где пишут наши коллеги, преподаватели военно-морских ВУЗов, о современной технике и вооружении. К этой категории относятся исторические рубрики, написанные историками, рубрика «Путь к себе» — советы педагогов-психологов, «Вопрос-ответ» ответы на острые вопросы нахимовцев, рубрика «Геральдика» — о значении знаков и эволюции формы. Самая важная тема — профориентационная работа. Специально для нашего журнала ВУЗы Военно-Морского Флота пишут статьи про каждый факультет. Все эти материалы, написанные взрослыми, поднимают престиж издания, повышают уровень образования нахимовцев, способствуют профессиональной ориентации — в области военно-морского дела.
Третий практический совет — сохранять высокий авторитет редколлегии, прислушиваться к мнению нахимовцев, поддерживать творческую инициативу. При этом помнить, что редколлегия является совещательным органом при редакторе.
Четвертый практический совет — привлекать и держать аудиторию, используя современные технологии, такие как QR-коды, например, а также стараться делать как можно больше рекламы.
Принцип подачи материала: понятно, наглядно, интересно, интерактивно. Материалы для журнала должны тщательно подбираться и адаптироваться, текст сопровождается фотографиями, информационными вырезками, мнением экспертов. Нахимовцам должно быть интересно не только делать журнал, но и читать его. Еще один важный момент — это реклама издания, внутренняя и внешняя. Обязательно нужно делать презентацию журнала на каждом учебном курсе, с обсуждением. Внешняя аудитория, на которую стоит обратить внимание — это родители, поэтому важно, чтобы информация о журнале отражалась на официальном сайте училища.
Пятый практический совет — прислушиваться к читателю, вести с ним диалог. Очень наглядно это выглядит, например, в рубрике «Вопрос-ответ». Там на вопросы, принесенные в редакцию, отвечает педагог-психолог, еще один вариант прямой работы с читателем — рубрика «Мнения». Нахимовцы пишут свою точку зрения на те или иные события в училище или реформы.
Шестой практический совет — публиковать интересную информацию из регионов, следить за жизнью филиалов, сотрудничать через них с Тихоокеанским, Черноморским. Северным флотом.
Журнал — это открытая площадка для диалога. Максимальное вовлечение нахимовцев в диалог на страницах журнала, создание открытой площадки, в которой можно поговорить не только о достижениях, но и о проблемах. Информация, подаваемая в журнал, должна нести ответы на вопросы аудитории. Необходимо проводить мониторинг издания, учитывать все текущие события. Это позволит не сразу, но заработать авторитет издания, люди постепенно захотят появляться на страницах журнала. Это самое высокое призвание.
Седьмой практический совет — четко следовать общемировому принципу этики журналистов. Таким образом, вы сможете аргументировать свою точку зрения и минимизировать негативные ситуации.
Восьмой практический совет — публиковать на страницах издания материалы, посвященные здоровому образу жизни и спорту.
Журнал как инструмент для пропаганды здорового образа жизни и спорта. Современной молодое поколение большое внимание уделяет здоровому образу жизни и спорту. За этой тенденцией нужно следовать и современным средствам массовой информации.
Литература:
- Гаранина Н. С. Работа редактора над фактическим материалом, — М. 1990
- Орлова Т. И. Введение в журналистику. Организация работы редакции газеты. Минск, 2008
- Цукасов С. В. Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель — М., 1986