Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности / Р. Е. Дашков, Д. А. Кальницкий, В. И. Кунцев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110288/ (дата обращения: 16.11.2024).



Коллектив муниципального учреждения дополнительного образования «Валуйская городская станция юных техников» Белгородской области принял участие в конкурсном отборе на предоставление в 2022–2023 уч. году из регионального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Конкурс грантов по формированию компетенций цифровой экономики у школьников Белгородской области в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой трансформации».

Изучив документацию по открытому Конкурсу, было принято решение реализовать проект «Мобильная лаборатория «Робошкола» для обучающихся отдаленных общеобразовательных организаций Валуйского городского округа. Наш проект стал победителем, коллектив педагогов и обучающихся получил необходимую сумму для приобретения оборудования для занятий робототехникой с обучающимися Станции юных техников и обучающимися отдаленных малокомплектных школ Валуйского городского округа.

С каждым годом в нашей стране возрастает значение дополнительного образования в качестве необходимого условия раскрытия индивидуальных способностей обучающихся. В рамках обновления системы дополнительного образования возможна реализация нескольких конструктивных моделей его функционирования. Одним из приоритетных направлений деятельности в данной области является интеграция общего и дополнительного образования детей с целью создания единого образовательного пространства.

Именно такая модель реализуется в Валуйском городском округе. Муниципальное учреждение дополнительного образования «Валуйская городская станция юных техников» Белгородской области, одно из 6 функционирующих учреждений дополнительного образования округа, является центром развития детского технического творчества с 1972 года. За время своего существования выпускники и педагоги образовательной организации неоднократно становились победителями и призерами региональных и Всероссийских конкурсов инженерно-технической направленности.

В данный момент времени Валуйская городская станция юных техников взаимодействует со всеми образовательными организациями города и района по вопросам повышения интереса обучающихся к занятиям технического творчества. Для расширения возможностей работы образовательной организацией заключен договор с МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки Белгородской области о сотрудничестве и совместном использовании школьного технопарка «Перспектива» и ОГАПОУ «Валуйский колледж» по вопросам повышения качества образования и профессиональной подготовке педагогов, в том числе и в области IT- технологий.

На базе учреждения функционирует 33 творческих объединений технической направленности, в которых занимаются 460 обучающихся из них 19 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 8 % от числа всех обучающихся Валуйского городского округа. Кроме этого, Валуйская городская станция юных техников является организатором муниципальных этапов региональных и Всероссийских конкурсов, выставок и соревнований технической направленности.

Направление программ дополнительного образования

Образовательное учреждение реализует 36 программ технической направленности, из них 4 авторские. Две программы признаны победителями областных конкурсов. С 2018 года на базе учреждения успешно реализуются 2 программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организуют работу творческих объединений 11 педагогов. Три из них имеют высшую квалификационную категорию, три — являются Почетными работниками общего образования РФ. Опыт двух педагогов по работе с одаренными детьми в области ракетомоделирования и автомоделирования внесены в областной банк актуального педагогического опыта. С 2019 года коллектив пополнился молодыми специалистами, реализующими направления конструирования и 3D-моделирования.

Наличие интеллектуальных партнеров

В данный момент образовательная организация рассматривает возможность заключения договора с технопарком «Кванториум» г.Белгород.

Заключенный договор с ОГАПОУ «Валуйский колледж» направлен на повышение качества работы технопарка «Перспектива», в котором успешно работают зоны авиамоделирования, ракетомоделирования, судомоделирования и 3D-моделирования. Однако слабо представлен сегмент робототехники. Несмотря на имеющийся положительный опыт участия в региональных этапах конкурсов и соревнований в данной области, оснащение школ города соответствующим оборудованием, по-прежнему остро стоит проблема организации деятельности обучающихся в области робототехники в сельских школах, удаленных от инновационных центров.

В связи со сложившейся ситуацией возникла необходимость разработки проекта «Робошкола» (мобильная лаборатория), реализация которого позволит включить в активную проектно-исследовательскую деятельность в области робототехники не менее 120 обучающихся 5–9 классов образовательных учреждений Валуйского городского округа, удаленных от инновационного центра.

Основной целью проекта является создание условий для повышения качества образования обучающихся путем дополнительных образовательных общеразвивающих программ в области робототехники.

Задачи проекта:

– развитие современных компетенций у обучающихся посредством предоставления им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий;

– разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) вузов и представителей сферы IT.

В ходе создания мобильной лаборатории «Робошкола» было решено три практические задачи:

  1. Разработка образовательной общеразвивающей дополнительной программу «Робототехника» для обучающихся 11–14 лет (срок реализации 1 год) и «Юный робототехник» для детей 6–10 лет.
  2. Организация обучения педагогов по программе «Курсы повышения квалификации по робототехнике».
  3. Приобретение оборудования для мобильной лаборатории «Робошкола».
  4. Организация выездных мастер-классов мобильной лаборатории «Робошкола» в удаленные школы.

В ходе реализации проекта разработаны дополнительные образовательные общеразвивающие программы «Робототехник» и «Юный робототехник». С помощью конструкторов LEGO MINDSTORMS, Education EV3 обучающиеся создают механические устройства или модели, выполняют различные лабораторные исследования. В робототехнике обучающиеся применяют знания, полученные на уроках естественнонаучного цикла, участвуют в конкурсах «Собери своего робота», «Школа PROектов», «ТЕХНОоткрытие», «РобоФест». Результативность участия в муниципальных и областных конкурсах позволяет отследить у них развитие инженерной мысли.

ДООП разработаны как самостоятельные дисциплины. Красной нитью в них пронизано содержание многих предметов. Основное назначение программ — выполнение социального заказа, направленного на подготовку обучающихся к полноценной работе в условиях информатизации общества. Новизна программ состоит в повышении престижа профессии инженер, повышение его статуса. Воспитательная работа строится в различных форматах, с использованием новых активных форм, которые способствуют формированию позитивной мотивации, которая раскрывает особенности деятельности инженера.

Педагогическая целесообразность программ заключается в развитии интереса обучающихся к техническим видам творчества, развитии их интеллектуальных способностей через знакомство со сферой высоких технологий, формирование навыков изготовления различных робототехнических проектов.

Отличительной особенностью ДООП по робототехнике является нацеленность на конечный результат, т. е. обучающийся создает не просто модель робота, но и представляет его возможности. В конечном итоге происходит создание действующего устройства, которое решает поставленную задачу. Осуществляется пропедевтика инженерных профессий, расширяются знания ребят о применении робототехники в различных отраслях их возможности, в выборе своей дальнейшей профессии. Обучающиеся в процессе обучения получают в целом представление о профессии инженера, знания о применении робототехники в различных отраслях их возможности в выборе своей дальнейшей профессиональной траектории. Активность педагогов Станции в различных формах инновационных проектов технической направленности, сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия. В ходе реализации проекта «Мобильная лаборатория Робошкола» обучающиеся творческого объединения «Ракетомоделирование» разработали творческий проект «Боевой робот». В ходе работы над проектом ребята изучили информацию о технических новинках, технологиях и способах решения технических задач из разных источников — специальной литературы, справочников, консультации специалистов, интернет-источников.

Актуальность проекта заключается в том, что разработка и внедрение роботов в российскую армию ведется по всем направлениям родов войск. Особенно актуально это стало видно в условиях ведения СВО. Роботы нужны в армии, в основном, для достижения следующих целей: решения боевых задач и замещения человека в опасных ситуациях. Роботы способны выполнять задачи, которые непосильны для человека, они не знают усталости, способны выполнять боевые задачи в самых критических условиях, где человек не может работать. Роботы служат для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях, осуществляют разведку, применяются под водой и на воде, в космосе, тушат пожары.

Роботизированные системы разрабатываются по следующим направлениям: разведка, боевые роботы, тыловые, роботы, выполняющие инженерно-технические работы. Военные роботизированные разработки широко используются при изучении космического пространства, планет. Роботизированные «Луноходы», «Марсоходы» помогают вести исследования. Они перемещаются по самым сложным ландшафтам и выдерживать самые различные условия. Комплект LEGO Education Mindstorms EV3 позволяет создать проект «Робот-космонавт» для исследования планет Солнечной системы.

Цель проекта заключается в создании модели робота для освоения космического пространства, в частности, планет Солнечной системы и работы в различных местах.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

– изготовить платформу для передвижения, выбрать варианты для перемещения грузов;

– сконструировать робота;

– настроить программное обеспечение для дистанционного управления;

– провести итоговое испытание робота.

Новизна проекта: робот может перемещать груз на расстоянии, может быть использован для моделирования роботов подобного вида. На него можно установить дополнительное оборудование, робот передвигается с помощью гусениц и обладает хорошей проходимостью. Может захватывать предметы вокруг себя. Робота можно использовать при работе военнослужащих в химических, биологических и радиационно опасных местах.

Таким образом, профессиональная деятельность педагогов дополнительного образования Станции дает возможность детям повышать мотивацию к профессии инженер. Потребность в поиске нового, интеллектуальная активность обучающегося выступает необходимым моментом в процессе творческого изобретательства и способствует формированию инженерно-техническим профессиям в армии.

Литература:

  1. Горбунов В. А. Формирование интереса юнармейцев к инженерно-техническим профессиям /В. А. Горбунов, О. Б. Голубев, В. М. Горбачева // Мы учим жить делами и сердцами: Материалы всероссийских конкурсов работников сферы образования, проводимых Федеральным центром технического творчества учащихся Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет «Станкин» в 2021 году. Сборник /сост. Г. Н. Савельева.- Ростов-на Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022 г.- 257с.
  2. Лодкина Т. В. Внедрение SMART –технологий в образовательный процесс организации дополнительного образования/Т. В. Лодкина, В. М. Горбачева// Инженерное образование как ответ на вызовы общества хз- Формирование престижа профессии инженера у современных школьников// Сб. статей IX Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием в рамках Петербургского международного образовательного форума (23.03.2021-Санкт- Петербург). Под ред. Козловой А. Г., Крайновой Л. В. Санкт-Петербург: ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2021. С.86–91.
Основные термины (генерируются автоматически): Мобильная лаборатория, Валуйский городской округ, дополнительное образование, обучающийся, LEGO, Белгородская область, Валуйская городская станция, техническая направленность, область робототехники, образовательная организация.


Похожие статьи

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Планирование инновационной деятельности в образовательной организации для повышения педагогической компетентности родителей

Похожие статьи

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Планирование инновационной деятельности в образовательной организации для повышения педагогической компетентности родителей

Задать вопрос