Актуальность темы исследования обусловлена прогрессивными изменениями в договорном праве, изменением экономической ситуации в мире. Указанные изменения отражаются на взаимоотношениях сторон транспортных отношений, и условия договора вынужденно приходится изменять. На практике договоры повсеместно подвергаются изменениям, исходя из специфики рода деятельности. В частности, в автомобильных грузоперевозках условия варьируются по всем пунктам, включая такие условия, как ответственность, права и обязанности сторон, форс-мажорные условия и общие условия договора. Споры и разногласия по согласованию и урегулированию тех или иных пунктов возникают в связи с применением той или иной нормы права, в особенности учитывая, что перевозки нередко охватывают зарубежный маршрут, следовательно, за период движения автотранспорта по маршруту, будут действовать законы разных стран и отношения сторон должны регулироваться надлежащим образом с учетом специфики соответствующей перевозки, учитывая особенности перевозимого груза, его веса, габаритов и т. п.
Проблематика правового регулирования в сфере перевозок грузов находит свое место при каждом согласовании и заключении такого договора и требует ответственного отношения уже на стадии согласования его условий. Миллионы грузового автотранспорта ежедневно перемещаются по территории Российской Федерации и выезжают за ее пределы для доставки различных грузов: продукты питания, строительные материалы и смеси, горюче-смазочные материалы, металл, лекарства и многое другое, каждая из категорий перевозимого груза требует индивидуальных условий по перевозке, креплению и укладке, требуется соблюдение температурных режимов и даже стерильности грузового отсека. Все эти и другие условия должны быть учтены, продуманы и зафиксированы в договоре, с учетом применения соответствующего закона той страны, куда планируется ввезти груз.
В наше время стремительно развивается рассматриваемый сегмент коммерческой отрасли, отношения между сторонами регулярно претерпевают изменений в специфике своей деятельности. Физические лица активно становятся индивидуальными предпринимателями, покупают или арендуют собственный транспорт и приступают к оказаниям услуг, все эти и другие условия отражаются на документообороте сторон, что в свою очередь отражается на условиях договора.
Грузовые перевозки регулируются рядом нормативно-правовых актов, определяющими права и обязанности сторон, ответственность и иные условия взаимоотношения сторон. Главенствующим и определяющим нормативным документом по праву считается Гражданский кодекс, от которого уже происходят не менее значимые Федеральные законы.
Говоря о нормативно-правовой основе, на чем базируются и основываются перевозки грузов, главенствующим все-таки выступает именно договор, заключенный в письменной (простой) форме. «Основные задачи, касающиеся перемещения товарно-материальных ценностей от грузоотправителя и продавцов к грузополучателю и потребителю, определены в договорах по перевозке грузов. Обязательства, сформулированные в этих договорах, занимают ключевую позицию в системе транспортного права». Вместе с тем, законом определены дополнительные требования к форме сделки, а именно совершение ее на бланке соответствующей (определенной) формы, включающей в себя отдельные нормы, регламентирующие перевозку. Так, например, в дополнение к подписанному договору зачастую заключают еще и Договор.
Первым этапом в перевозке грузов является заключение договора на перевозку грузов автомобильным транспортом или договора на транспортно-экспедиционное сопровождение между грузоотправителем и перевозчиком (Экспедитором). Вторым этап ознаменуется подключением к взаимоотношению сторон третьего участника-грузополучателя, на основании полученной транспортной накладной и иных товаросопроводительных документов. В свою очередь, у каждой из сторон отношений имеются определенные договорные права и обязанности.
Тенденция законодательства на сегодняшний день не поддается прогнозированию в связи с непредсказуемостью внешнеполитических и экономических событий. Основываясь на ранее принятых документах с долгосрочной перспективой возможно проведение оценки и планирования лишь конкретных областей в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом. Так Распоряжением Правительства Российской Федерации 21 декабря 2021 года утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Целями цифровой трансформации являются повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, их безопасность и надежность (устойчивость к особым внешним условиям), а также снижение нагрузки на окружающую среду.
«Одним из направлений цифровой трансформации является цифровизация грузовых перевозок. Министерством транспорта Российской Федерации заложены законодательные основы, направленные не только на внедрение отдельных электронных форматов документов, но и на комплексную цифровую трансформацию грузовых перевозок».
Из Паспорта Стратегии следует, что «на базе создаваемой сейчас государственной информационной системы электронных перевозочных документов (далее — ГИС ЭПД) планируется: создать систему сквозного обмена электронными перевозочными документами, в том числе на межгосударственном уровне, экосистему цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, в том числе национальный цифровой контур логистики, минимизировать контрольные процедуры в пути (включая таможенные); увеличить скорость перевозок, внедрить в отрасли смарт-контракты на базе блокчейна».
В следствие вышесказанного, бумажный формат документов все еще остается актуальным и будет являться таковым, однако в дальнейшем по мере внедрения единой информационной системы, перевозчики смогут перейти на электронный документооборот. Как планируется, оператором информационной системы должно будет выступить государство.
В результате внешнеполитических экономических и эпидемиологических событий за последние годы, сфера перевозок грузов претерпела существенные изменения, зачастую ограничивающие возможности для российского рынка, однако при этом представились новые возможности для перевозок, в т. ч. и новые участники-государства в связи с изменением вектора развития нашего государства, такие как ОАЭ, Бразилия, Мексика, которые за конец 2022 и начало 2023 года составили свыше 20 % от общего логистического оборота нашей страны, и лидером становится азиатский рынок с главенствующим Китаем и другими восточными странами.
В свою очередь в качестве поддержки логистическому бизнесу со стороны российских властей можно констатировать повышение порога беспошлинной покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах, в следствие чего товары не будут облагаться налогом, если их стоимость не превышает 1 тыс. евро. Данные события, открывая низкие входные возможности для новых участников рынка, поспособствуют развитию и росту поставок товаров из новых стран-партнеров, что в свою очередь может усилить рынок доставки за счет увеличения его оборота. Возникшие новые реалии с ограничением в виде бесполетных зон, а также отсутствием железнодорожной логистики с другими странами, открывает новые возможности для автомобильных перевозок, что, несомненно, в ближайшие годы скажется на законодательном уровне и будут приняты соответствующие меры по поддержанию и регулированию данной отрасли.
Отношения сторон начинаются с заключения договора, в котором нередки случаи выбора альтернативного права, то есть права, которое будет отличаться от охватываемого территориальным нахождением сторон. Но это происходит зачастую в случаях, когда те или иные нормы неудобны сторонам, неприменимы или стороны приходят к компромиссу, когда не могут определиться, чье право им удобнее. Однако данные нормы зачастую применяются между сегментом среднего и крупного бизнеса, являющихся активными участниками международных отношений.
Что касается сектора малого бизнеса, то у российских перевозчиков нет таких ресурсов и возможностей, а также квалификации и компетенции, чтобы обращаться к праву других стран, тем более к праву стран, отличающемуся от сторон договора. Таким образом, подавляющее большинство российских перевозчиков отдают предпочтение надежности и доступности, т. е. отечественному праву, в т. ч. в рамках охватывания осуществление международных перевозок.
Говоря о тенденциях, в каком направлении развивается сфера международных перевозок, следует отметить о ранее упомянутой Конвенции «о договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19 мая 1956 года (КДПГ), в частности о дополнительно принятом протоколе к ней, касающийся электронной накладной (далее — Протокол e-CMR), утвержденный в феврале 2008г., но вступивший в силу в июне 2011 года. Протокол e-CMR устанавливает, что «накладная, предусмотренная в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19 мая 1956 года, может оформляться в электронном виде. Также с помощью электронных средств связи могут оформляться любой запрос, декларация, инструкция, просьба, оговорка или другое сообщение, связанное с выполнением договора перевозки, к которому применяется Конвенция».
Протокол e-CMR определяет юридическую силу электронной накладной, её идентичность накладной в бумажном формате — электронная накладная считается равноценной накладной, предусмотренной в Конвенции, и на этом основании обладает такой же доказательной силой и влечет за собой такие же последствия, что и накладная.
Документы могут быть предоставлены грузоотправителем перевозчику в форме электронного сообщения, если эти документы существуют в такой форме и если стороны договорились о процедурах, позволяющих им установить связь между этими документами и электронной накладной таким образом, чтобы была обеспечена их целостность. Процедура, используемая для выдачи электронной накладной, обеспечивает целостность содержащихся в ней сведений с момента, когда она была впервые подготовлена в ее окончательной форме. Целостность обеспечивается тогда, когда сведения сохраняются в полном и неизменном виде, без учета любых добавлений или изменений, происходящих в обычном процессе передачи, хранения и демонстрации. Аутентичность электронной накладной устанавливается сторонами договора перевозки с помощью надежного метода электронной подписи, обеспечивающего ее связь с электронной накладной. Процедура, используемая для дополнения или изменения электронной накладной, должна давать возможность непосредственно выявлять любое дополнение или изменение в электронной накладной и сохранять сведения, которые в ней изначально содержались.
В 2018 году прошли первые перевозки с использованием e-CMR в рамках пробной версии проекта стран Бенилюкс. По расчётам Министерства инфраструктуры и водных ресурсов Нидерландов переход к использованию e-CMR позволяет существенно снизить административные издержки на документальное оформление товаросопроводительных док-тов.
Следует выделить преимущества внедрения практики международной системы e-CMR для государств-членов Союза: «содействие развитию цифровизации международных автомобильных перевозок как составной части цифровой трансформации экономики, повышение транзитного потенциала формирующихся евразийских транспортных коридоров, облегчение взаимодействия различных видов транспорта, улучшение прослеживаемости и управляемости цепочек поставок, содействие созданию пунктов, принимающих документы по принципу единого окна в электронном виде, сокращение продолжительности и трудоёмкости контроля, повышение качества контроля».
Литература:
- Актуальные проблемы грузоперевозок из-за COVID-19. Статья. [Электронный ресурс] URL: http: // GruzConsult.ru> articles/problem-covid19;
- Бажина М. А. Некоторые аспекты документального оформления договора перевозки грузов автомобильным транспортом // Транспортное право. — 2018. — № 3. — С. 3–7.;
- Гатиятуллин М. Х., Загидуллин Р. Р. Автомобильные перевозки: Учебное пособие. — Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-ва, 2016. — 162 с.;
- Заразина Л. В. О статусе грузополучателя в договоре перевозки груза. // Вестник МФЮА. 2016. № 4. С. 185–189.;
- Иванченко, Л. А. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре / Л. А. Иванченко // Логистические системы в глобальной экономике. — 2018. — № 8. — С. 128–131;
- Касаткин С. Н. Правомерные юридические действия: понятие, признаки, виды — Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 4 (22 c);
- Комаров, В. В. Использование инфраструктуры системы «Эра-Глонасс» как основы телематических транспортных систем / В. В. Комаров, С. А. Гараган // Транспорт Российской Федерации. — 2016. — № 1. — С. 22–25;
- Коммерческие корпорации как субъекты корпоративных правоотношений: учебное пособие (Ломакин Д. В.) («Статут», 2020);
- Латынцев А. Работа с кредиторами и дебиторами // «Бизнес-адвокат». 1999 г., N 20–22;
- Лебедева М. Ю., Жабин И. Ю. К вопросу о месте транспортных договоров в системе гражданско-правовых обязательств // Инновации в гражданской авиации. — 2018. — Т. 3. — № 2. — С. 5–12;
- Мальцев В. А., Гриднева О. В. Проблемы заключения и исполнения договора перевозки грузов автомобильным транспортом. // Транспортное право и безопасность. 2016. № 12 (12);
- Научная статья на тему: «Положительное и отрицательное содержание обязательств в рамочном договоре» (Ганева Е. О.) («Гражданское право», 2020, № 2);
- Синица Ю. И. Существенное нарушение договора как одно из оснований его расторжения // «Международный журнал гуманитарных и естественных наук», № 6–2, 2018 год;
- Учебник «Транспортное право. Общая часть», под ред. Н. А. Духно и А. И. Землина, Юридический институт МИИТ, г. Москва, 2017 г.;