Целью представленного исследования является анализ, обобщение и систематизация теоретических основ применения режима особых условий в российских реалиях. Авторами отмечается уникальный характер режима особых условий, который допустимо применять лишь при значительном воздействии природных, техногенных или социальных чрезвычайных ситуациях, которые воздействуют на имплементации уголовно-исполнительных правоотношений на определённой территории в конкретный временной промежуток. В ходе исследования было отмечено, что основной целью режима особых условий является содействие защите законных прав и интересов всех субъектов уголовно-исполнительного права под влиянием чрезвычайных обстоятельств и минимизацией отрицательных факторов его воздействия. Авторами отмечается, что ключевыми особенностями режима особых условий является опосредованность правовыми нормами, ограниченность во времени и пространстве, введение дополнительных рестрикций для всех сторон с учётом характера ситуации и правового статуса.
Ключевые слова: особые условия, режим особых условий, уголовно-исполнительные правоотношения, чрезвычайная ситуация, уголовно-исполнительное право.
Российская Федерация занимает наибольшую площадь среди всех государств мира, простирается на многих природных зонах и закономерно включает территории с различным уровнем безопасности для жизнедеятельности населения. Россия является государством, которое лидирует в контексте риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Соответственно, для более продуманного, справедливого и всеобъемлющего регулирования рассматриваемых факторов возникла острая законодательная необходимость в урегулировании данного пробела и ввода в российское правовое поле норм, регулирующих социальные отношения при «особых условиях».
Ю. А. Кашуба, А. Ю. Алексеев в рамках своих исследований отмечают, что природные катаклизмы, техногенные аварии и социальные перипетии могут привести к трансформациям условий отбывания уголовных наказаний, что, несомненно, требует изменения формирования особых условий имплементации норм уголовно-исполнительного законодательства. Следовательно, для российских реалий необходимо создание нормативно-правовых конструктов, которые будут содействовать нормализации функционирования уголовно-исполнительных учреждений как в ходе чрезвычайной ситуации, так и при ликвидации её последствий [1, c. 306–307].
А. П. Скиба, А. В. Дергачёв подчёркивают, что доминантной целью введения режима чрезвычайного положения в российском праве является превенция и минимизация негативных последствий, вызванных последствиями природной или техногенной катастрофы, а также социальными конфликтами. Исследователями подчёркивается доктринальная малоизученность данного вопроса сквозь призму уголовно-исполнительного права и бланкетный характер рассмотрения его сущности сквозь другие отрасли права при игнорировании специфических черт. Например, в гражданском праве активно применятся термин «форс-мажор» («обстоятельства непреодолимой силы») [2, c. 60].
Н. И. Матузов, А. В. Малько в рамках анализа приходят к выводу, что режим особых условий следует рассматривать как сформировавшийся при действующих эндогенных и экзогенных факторах результат государственно-властного воздействия на определённую сферу общественной жизнедеятельности. Правовой режим отмечается наличием инструментария, методологии и способов правового регулирования, при оптимальном подборе, комбинировании и имплементации достигается целевое состояние объекта правового регулирования [3, c. 23].
Исследователями выделяется ряд уникальных черт, присущих режиму особых условий в рамках российской правовой традиции [1, c. 308–309; 4; 5]:
- Режим особых условий требует обязательного правового оформления, так как правовые нормы служат законодательным императивом для внедрения особого правового режима, который, в свою очередь, состоит из инструментария, методологии и способов правового регулирования, направленного на контроль за правомерностью поведения объектов правового регулирования. В качестве примера можно отметить меры информационно-психологического воздействия, которые активно применяются в рамках работы с подсудимыми и могут рассматриваться в качестве инструмента создания, трансформации и коррекции правового статуса.
- Основная цель режима особых условий имманентно состоит в том, чтобы создавать уникальный характер правового регулирования определённой сферы общественных отношений. Г. С. Беляева утверждает, что целью правового регулирования выступает теоретически сконструированная или практически реализуемая идеализируемая модель развития определённой области, которая достигается посредством имплементации правовых средств. При рассмотрении сквозь призму уголовно-правовой сферы ключевой целевой установкой внедрения режима особых условий может служить содействие безопасности всех стейкхолдеров на всех этапах уголовного производства. Кроме того, можно отметить промежуточную цель режима особых условий — ликвидация барьеров и рисков, противодействующих реализации и осуществлению законных целей и интересов всех участников уголовно-исполнительных правоотношений. Фактическая цель режима особых условий состоит в обеспечении сбалансированности и устойчивости эндогенных и экзогенных условий отбывания уголовных наказаний. Следовательно, отсюда можно сформулировать, что цель введения режима особых условий состоит из ряда элементов:
— случаи и обстоятельства, при которых вводится данный режим;
— срок введения;
— охватываемая территория внедрения;
— объекты правового регулирования;
— механизмы принуждения к правомерному поведению;
— меры юридической ответственности за нарушения предписываемых стандартов поведения для различных категорий граждан с учётом их правового статуса.
- Наличие уникального симбиотического сочетания механизмов и инструментов, дозволений и запретов, рекомендаций и императивных норм, мотивов и рестрикций.
- Основание для введения режима особых условий — чрезвычайная ситуация природного, техногенного или социального характера, которая может привести к угрозам безопасности государства и социума.
- Режим особых условий находится в неразрывном единстве с трансформацией определённого спектра уголовно-исполнительных правоотношений с учётом специфики сложившейся кризисной обстановки.
- Режим особых условий опосредован правовыми нормами.
- Доминирование императивных норм над диспозитивными рекомендациями.
- Режим особых условий подразумевает рестрикционную природу трансформации статуса осуждённых. Данный тренд обусловливается необходимостью преодоления последствий чрезвычайной ситуации при минимальных убытках для всех сторон.
- Ограниченность во времени (завершается после ликвидации всех факторов и последствий, дестабилизирующих нормальное функционирование учреждения уголовно-исполнительной системы).
- Ограниченность в пространстве (затрагивает лишь территорию, в рамках которой чрезвычайная ситуация оказывает влияние).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что режим особых условий направлен на создание особого порядка управления различными аспектами уголовно-исполнительных правоотношений для защиты и обеспечения должной реализации законных интересов прав и свобод граждан с целью достижения социально положительного результата.
Литература:
- Кашуба, Ю. А. Юридическая сущность режима особых условий / Ю. А. Кашуба, А. Ю. Алексеев — Текст: непосредственный // Уголовно-исполнительное право. — 2021. — Т. 16, № 3. — С. 306–311.
- Сиряков, А. Н. Режим особых условий в исправительных учреждениях Содружества Независимых Государств / А. Н. Сиряков — Текст: непосредственный // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2018. — № 1(41). — С. 56–61.
- Матузов, Н. И. Правовые режимы: Вопросы теории и практики / Н. И. Матузов, А. В. Малько — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 1996. — № 1(212). — С. 16–29.
- Беляева, Галина Серафимовна. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореферат дис.... доктора юридических наук: 12.00.01 / Беляева Галина Серафимовна; [Место защиты: Юго-Зап. гос. ун-т]. — Курск, 2013. — 44 с.
- Султыгов, Мочха Магометович. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: автореферат дис.... доктора юридических наук: 12.00.01, 12.00.02 / С.-Петерб. ун-т МВД РФ. — Санкт-Петербург, 2004. — 45 с.