Целью данного исследования является рассмотрение специфики обучения сотрудников органов внутренних дел к их деятельности в особых условиях. Авторами выделены три группы обстоятельств, которые являются основаниями для введения чрезвычайной ситуации (природные, техногенные и социальные катастрофы), и обосновывается необходимость разработки отдельных программ обучения с учётом специфики каждой группы. В ходе исследования отмечается необходимость формирования соответствующих компетенций на протяжении всей трудовой деятельности сотрудников МВД с учётом современных тенденций.
Ключевые слова: режим особых условий, чрезвычайная ситуация, деятельность сотрудников МВД, подготовка сотрудников МВД, особые условия.
Стремительное социально-экономическое развитие нашей страны за последние десятилетия привели не только к наращиванию промышленного оборота, повышению уровня благосостояния граждан и устойчивому развитию ключевых сфер общественной жизни общества, но и появлению и диверсификации рискогенных факторов различной природы. В частности, имущественное расслоение общества, межнациональные конфликты, нестабильная политическая ситуация на мировой арене, коррупциогенные факторы, игнорирование производственных правил и норм охраны труда, потребительский оптимизм и иррациональное использование природных ресурсов, стремительно ухудшающееся состояние окружающей среды закономерно приводят к угрозам возникновения техногенных, природных, социальных чрезвычайных ситуациях. Функции сотрудников МВД в условиях чрезвычайной ситуации на определённой территории носят крайне важный характер, поскольку в их задачи входит обеспечение правопорядка на территории в условиях социальной нестабильности, кризиса и напряжённости (например, противодействие мародёрству, грабежам и иным преступлениям), помощь пострадавшим и нормализация жизнедеятельности территории после ликвидации последствий катастрофы. Соответственно, отсюда можно сделать вывод о том, что грамотная, всесторонняя и системная подготовка будет содействовать эффективной подготовке сотрудников МВД и их высокой степени физической, психологической и профессиональной готовности к режиму особых условий для решения социально значимых задач.
В. И. Косяченко, В. Е. Бочков, В. М. Таланов в рамках проведённых исследований подчёркивают важность уделения должного внимания подготовки сотрудников МВД для их эффективного выполнения обязанностей в особых условиях [1, c. 130]:
— природные катастрофы (например, лесные пожары, цунами, ураганы, землетрясения);
— биологические катастрофы (например, эпидемии, мутации);
— экологические катастрофы;
— техногенные аварии на промышленных предприятиях, магистральных объектах, транспортной инфраструктуре.
Содержание профессиональной подготовки сотрудников МВД должно находиться в тесной корреляции с характеристиками особых условий, в которых предстоит действовать полицейским. Например, для решения социальных конфликтов сотрудники должны быть обучены следующим навыкам:
— участие в проведении спасательных операциях;
— эвакуация населения;
— охрана общественного порядка;
— охрана объектов государственной и муниципальной собственности от противоправных деяний;
— участие в поисках пропавших без вести и т. п.
Техногенные аварии требует несколько иных компетенций от сотрудников МВД:
— розыск подозреваемых, виновных, свидетелей;
— осуществление оперативно-следственных мероприятий;
— помощь пострадавшим;
— участие в ликвидации последствий аварии и т. п.
На основании проведённого анализа можно выделить ряд направлений профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в контексте их деятельности при режиме особых условий [2, c. 747]:
- Обучение курсантов и сотрудников МВД методам оптимизации выполнения должностных обязанностей в особых условиях, которые требуют от человека умения мобилизовать свои ресурсы, принимать быстрые и взвешенные решения и демонстрировать высокую степень физической и психоэмоциональной выносливости.
- Формирование навыков использования специализированного оборудования, которое применяется при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
- Улучшение уровня общефизической, профессиональной и психологической подготовки.
Ямалетдинова Г. А. в рамках своих публикаций выделяет следующую этапизацию подготовки сотрудников МВД к реализации полномочий в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации (рис. 1.) [3, c. 58]:
Рис. 1. Этапы подготовки сотрудников МВД
Прикладная физическая подготовка сотрудников МВД в контексте выполнения полномочий в условиях чрезвычайной ситуации должна включать в себя [4, c. 68]:
— формирование двигательных навыков и умений при помощи изучения основ единоборств;
— развитие психологических качеств при помощи диверсификации форм физической нагрузки, общение с тренерским составом и психологом, саморазвития;
— обучение методам задержания преступников при помощи овладения навыками использования огнестрельного и холодного оружия и т. д.
При этом важно отметить, что нагрузка должна возрастать поступательно для сбалансированного улучшения уровня подготовленности специалиста и минимизации рисков получения травм.
Соответственно, структуру подготовки сотрудников МВД к действиям при режиме особых условий можно представить при помощи следующей схемы (рис. 2.) [5, с. 37]:
Рис. 2. Структура подготовки сотрудников МВД к режиму особых условий
Таким образом, проведённое исследование позволяет отметить, что сотрудники МВД являются должностными лицами, чьи полномочия при режиме особых условиях играют значительную роль при экстремальной ситуации в обществе, поскольку их деятельность должна быть направлена на помощь гражданам, минимизацию ущерба и нормализацию нормальной жизнедеятельности территории, которой коснулось бедствие. Режим особых условий вводится при воздействии трёх групп факторов: природный катаклизм, техногенная авария или социальный конфликт. Учитывая специфику каждой из групп, необходимо составление особой программы обучения, направленной на выработку соответствующих навыков, умений и знаний. При этом важно отметить, что обучение на всех этапах должно учитывать современное техническое оснащение и соблюдение баланса теории и практики.
Литература:
- Косяченко, В. И. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в особых условиях / В. И. Косяченко, В. Е. Бочков, В. М. Таланов. — Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2021. — № 9(199). — С. 128–132.
- Горецкий, И. И. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД / И. И. Горецкий. — Текст: непосредственный // Аллея науки. — 2018. — Т. 3, № 7(23). — С. 746–749.
- Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций / Г. А. Ямалетдинова. — Екатеринбург:Уральский университет. — 2014. — 247 с. — Текст: непосредственный.
- Снеговой, А. В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности полиции / А. В. Снеговой. — Текст: непосредственный // Труды Академии управления МВД России. — 2016. — № 1(37). — С. 66–69.
- Косяченко, Владимир Иванович. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях: учебное пособие / В. И. Косяченко, В. В. Овчинников. — М-во внутренних дел Российской Федерации, Волгоградская акад. — Волгоград: ВА МВД России, 2013. — 98 с. — Текст: непосредственный.