В статье автор исследует сущность налогового контроля и его механизмы. Также в статье анализируются статистические данные, отражающие эффективность налогового контроля в РФ. В заключение рассматриваются мероприятия, позволяющие повысить эффективность налогового контроля в РФ.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, налоговые правонарушения, налоговые правонарушения.
В настоящее время особо актуален вопрос осуществления налогового контроля за налогоплательщиками. Налоговые поступления служат основой доходной части государственного бюджета, с помощью которого органы государственной власти реализуются свои полномочия и функции. Налоговые правонарушения остаются глобальной проблемой в нашем государстве уже на протяжении многих лет. Налоговые правонарушения способствуют дестабилизации экономики государства.
Налоговый контроль осуществляется в интересах государства. Поэтому для развития государства в целом имеет особое значение постоянное совершенствование механизм налогового контроля.
Главной целью налогового контроля служит противодействие нарушениям в налоговой сфере и взыскание неуплаченных сумм налогов в ходе совершения таких нарушений.
К основным задачам налогового контроля можно отнести следующее:
— предотвращение нарушений в сфере налогового законодательства;
— наложение ответственности на налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства;
— пополнение доходной части государственного бюджета;
— соблюдение норм и стандартов налогового законодательства РФ в полной мере;
— обеспечение правильности исчисление и уплаты налогов в бюджет государства.
В настоящее время основным инструментом налогового контроля служит проведение налоговых проверок.
Налоговые проверки могут быть камеральными и выездными.
Для анализа состояния налогового контроля на современном этапе проведем анализ некоторых статистических данных.
На рисунке 1 представлены статистические данные по общему количеству проведенных выездных налоговых проверок.
Рис. 1. Общее количество выездных налоговых проверок за период 2021–2023 гг. [3]
Проведенный анализ показывает нестабильную тенденцию проведенных выездных налоговых проверок. Так, в 2022 году по сравнению с 2021 годом наблюдается увеличение количества проведенных выездных налоговых проверок на 52,69 %. При этом, в 2023 году по сравнению с 2022 годом данный показатель снижается на 51,98 %. Такая динамика может обуславливаться недостатком штата сотрудников в налоговых органах в 2023 году. Также выездные налоговые проверки проводятся по причинам, указанным в НК РФ. Возможно, в 2023 году наблюдается снижение количества причин, по которым могут проводиться выездные налоговые проверки.
Далее, на рисунке 2 приведем статистические данные по доначисленным суммам по итогам проведения камеральной и налоговых проверок.
Рис. 2. Суммы доначисленных налогов по итогам проведения налоговых проверок [3]
Проведенный анализ показывает, что в 2021 году по сравнению с 22020 годом наблюдается рост сумм доначисленный по итогам проведения камеральных налоговых проверок на 72,9 % и на 92,28 % по итогам проведения выездных налоговых проверок.
В 2022 году по сравнению с 2021 годом наблюдается динамика роста доначисленный по итогам проведения камеральных налоговых проверок на 4,53 % и на 81,11 % по итогам проведения выездных налоговых проверок.
Таким образом, можно сделать вывод, что снижение числа проведения налоговых проверок не снижает эффективность налогового контроля в целом, так как за весь период проведенного исследования наблюдается тенденция роста сумм доначисленных налогов по итогам проведения налоговых проверок.
Также на рисунке 3 приведен средний размер доначисленных налогов на одну результативную выездную налоговую проверку.
Рис. 3. Средний размер доначисленных налогов на одну результативную выездную налоговую проверку [3]
Таким образом, проведенное исследование показывает, что имеется рост среднего размера доначисленных налогов на одну результативную выездную налоговую проверку. Следовательно, нельзя говорить о прогнозе «послабления» налогового контроля в РФ.
В целом, проведенный анализ отражает высокую эффективность инструментов налогового контроля в РФ. Но имеются некоторые проблемы, связанные с нехваткой штата сотрудников в налоговых органах и недостаточным финансированием их деятельность. Таким образом, для повышения эффективности налогового контроля в РФ могут быть предложены следующие мероприятия:
— организация повышения квалификации сотрудников налоговых органов;
— расширение штата сотрудников налоговых органов;
— совершенствование и автоматизация детальности сотрудников налоговых органов.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.10.2021).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.01.2023).
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ // [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/