В статье авторы рассматривают проблемы развития речевых умений у детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Предлагается система средств коррекции речевых умений у детей с низким и средним уровнем развития на подготовительном и основном этапе работы на занятиях с учителем-логопедом и учителем-дефектологом.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, речевые умения, младший школьный возраст, средства развития речевых умений.
В работе логопеда и дефектолога все чаще приходится сталкиваться с трудностями в развитии речевых умений у детей с ОВЗ. Эти умения важны, поскольку все мы живем в обществе и, так или иначе, взаимодействуем с его представителями. Для преодоления замкнутости и нерешительности ребенку с ОВЗ необходимо уметь правильно и корректно общаться: понять содержание речи собеседника и грамотно построить свое высказывание на определенную тему, т. е. овладеть речевыми умениями.
Речевые умения — это способность ребенка осуществлять речевую деятельность сознательно, на основе имеющихся первичных речевых навыков.
Наши наблюдения за речью детей с ОВЗ показали, что даже преодолевая произносительные недостатки и овладев диалогом, они испытывают следующие трудности: часто не могут определить тему высказывания, не знают, как высказывание начать и закончить, не могут описать события или признаки последовательно, затрудняются использовать точные слова для выражения главной мысли и не контролируют свою речь.
Наша коррекционная работа по развитию речевых умений у детей с ОВЗ на базе МБОУ ООШ № 35 г. Калуги состоит из двух этапов:
Подготовительный этап — закрепление умений развернуто отвечать на вопросы, выделять последовательность развития действий в рассказе и устанавливать причинно-следственные связи событий, развивать лексико-грамматический строй языка [2, с. 57].
Задачи: развитие умений понимать речевую задачу, продумывать последовательность событий, отбирать точные средства для выражения мыслей и осуществлять самоконтроль в процессе речи и в итоге на материале разных видов рассказов (описательном, сюжетном) и пересказе
Детям предлагается серия упражнений, направленных на закрепление умений развернуто отвечать на вопросы (ответ ребенка должен состоять из 3–4 и более слов). Также мы предлагаем упражнения на развитие умения выделять последовательность действий в рассказе и устанавливать причинно-следственные связи событий.
Третьим направлением нашей работы на подготовительном этапе является развитие словесного творчества, чувства языка. Словесное творчество проявляется в нахождении школьниками с ОВЗ слов и речевых выражений, которые более точно отражают содержание наглядных образов предметов и явлений и в конструировании словосочетаний и предложений с ними.
С целью преодоления трудностей связной речи, обозначенных выше, мы проводим подгрупповые занятия, объединив детей в две подгруппы, не по возрасту, а по уровню развития речевых умений. В первую подгруппу входят дети с низким уровнем развития речевых умений, у которых помимо неразвитых речевых умений наблюдаются трудности построения предложений и бедный активный словарь. Кроме развития речевых умений, с ними мы продолжаем работу, начатую на подготовительном этапе, а также используем различные средства развития активного словаря. Во вторую группу входят дети со средним уровнем сформированности речевых умений. С ними проводится более углубленная работа, например, развитие речевых умений при составлении рассказа из личного опыта, тренировка в определении границы темы высказывания, совершенствование умения отбирать точные средства языка для выражения мыслей. Индивидуальные рекомендации даются в домашнем задании.
Основными средствами развития речевых умений, на наш взгляд, являются речевые упражнения, дидактические игры, продуктивные вопросы педагога. Кроме вербальных средств, мы широко применяем визуальные. Это разнообразные наглядные пособия, прежде всего иллюстрации и схемы — пиктограммы. Мы также считаем высокоэффективными ИКТ и их рациональное сочетание с другими средствами обучения.
На втором этапе все средства мы систематизировали следующим образом:
1) Понимание речевой задачи: придумывание названия рассказу; выбор названия к рассказу из предложенных; подбор иллюстраций к названию рассказа; рисунки детей к названию рассказа; анализ образцовых и негативных текстов, составленных к названию.
2) Планирование последовательности изложения: раскладывание иллюстраций к рассказу по порядку; продолжение ребенком рассказа педагога; рассказ «по цепочке»; использование схем-пиктограмм; продолжение ребенком рассказа педагога.
3) Отбор средств для точного выражения мыслей: словарная работа; акцентирование внимание детей вовремя чтения рассказа на слова, которые точно передают основную мысль; подстановка в предложение разных слов и их сравнение.
4) Контроль за речью: рассказ «по цепочке»; анализ рассказа другого ребенка; вопросы педагога, направленные на осознание точности изложения.
5) Развитие речевых умений в комплексе: описательный рассказ; пересказ; сравнительный рассказ; коллективный рассказ; рассказ из личного опыта.
Использование предложенной нами системы средств оказывает влияние на развитие связной речи, а также благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации школьников с ОВЗ в целом. Ее эффективность позволяет рекомендовать к использованию логопедами и дефектологами общеобразовательных учреждений.
Литература:
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
- Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология — 1994. — № 4. — С. 56–73.
- Харламова, В. Г. Развитие речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / В. Г. Харламова, Н. В. Романенко. — Текст : электронный // Современный урок : [сайт]. — URL: https://www.1urok.ru/categories/24/articles/41074???history=1&pfid=1&sample=2&ref=0 (дата обращения: 18.01.2024).