В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.
Ключевые слова: ребенок, родитель, семейное воспитание, семья, отношения, развитие личности.
С момента рождения всякий человек проходит этапы формирования и развития личности. На развитие воздействует огромное количество факторов: биологических, генетических, социальных. Ключевым социальным фактором, воздействующим на формирование личности, является семья и ее ценности.
Варги А. Я. в своем труде о семейной психотерапии представляет связи между детьми и их родителями как «единую систему разнообразных эмоций по отношению к детям, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с детьми, особенности восприятия и понимания характера детей и их поступков» [2].
Если смотреть с психологической точки зрения, то родительская позиция — это педагогическая общественная установка по отношению к ребёнку, которая включает в себя рациональные, эмоциональные и поведенческие компоненты.
С появлением ребёнка в семье родители моментально становятся воспитателями и педагогами. Мотивационной составляющей для родителей становится хорошая учеба с желанием достигать большего, но часто у ребёнка возникает проблема с успеваемостью. Низкая успеваемость связана с активной работоспособностью, интеллектуальными возможностями и мотивацией, если происходит снижение одного из критериев, то и успеваемость падает. Современные мамы и папы стараются организовать правильное отношение ребёнка к учебной деятельности.
Для достижения высокого уровня мотивации родители должны прекратить применять манипуляции в сторону детей. Дети обязаны чувствовать себя «источником» получения знаний, должны учиться ответственнее подходить к работе и отвечать за свои поступки и поведение. Ребёнок — это личность. Личность каждого — неповторима.
Каждый ребёнок отличается уровнями мотивации. Одни дети с невысокими показателями, но с хорошими умственными способностями. Другие со средним уровнем, развиты побудительные качества, направленные на самостоятельный поиск информации. Успешную или неудачную сторону личности невозможно обусловить одним из каких-то качеств. Только анализ качеств личности поможет понять истинные причины успешного или неуспешного усвоения знаний определённым учеником.
Основная задача родителей заключается в том, чтобы не погасить стремление ребёнка к познанию. Необходимо на протяжении всего периода школьного возраста создавать благополучные условия для развития.
Сформировать положительную мотивацию — значит включать в работу природные способности, стимулировать проявление интереса при поддержке родителей и педагогов. Создавать различные ситуации, направленные на успех [4].
Если посмотреть со стороны, то семья — важнейший источник социализации личности. Психологический аспект любви, заботы, нежности, уважения, поддержки имеет большое значение для эмоциональных, социальных и психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности детей становится реальностью в семье. Отзывчивость и забота взрослых к детям позволяет вовремя обнаружить способности, поддержать интерес и склонность к проявлению положительных результатов. В современном обществе чётко сформировалось убеждение в том, что взаимоотношения в семье — это важнейший фактор формирования характера и поведения ребенка в обществе.
Средой для полноценного развития и успешной для социального формирования является семья. Уровень волевого и психического развития ребенка зависит от того, как он чувствует себя в семье и насколько тесны его отношения с родителями.
Авторитет семьи и ее воздействие на ребенка обусловлено тем, что семья — это первичный и основной институт социализации подрастающего поколения, который отличается особой ролью в биологических и психологических отношениях между ребенком и родителями.
Прообраз стилизации семейного воспитания влияет на развитие личности и на его учебную мотивацию. Родители ожидают от детей высоких результатов, у детей часто развивается страх неудач, потому что как бы они не учились, мама и папа останутся недовольными результатами, у детей падает мотивация. Еще одним негативным фактором является то, что родители не поддерживают интересы и стремления своих собственных детей, не хвалят, не пытаются их стимулировать, тогда и дети ведут себя соответствующе. Иногда родители безумно увлечены своей личной жизнью, что им становится не интересен собственный ребёнок и его успеваемость. Некоторые наоборот терпимы к выходкам ребёнка, не ждут послушания и выполнения каких-то требований, поэтому в этом случае страдает дисциплина и отсутствует развитие мотивации. Дети, которых родители чрезмерно опекают, также плохо учатся в школе. Они не умеют ставить цели, мотивировать себя и не умеют работать в стрессовой обстановке [1].
Мозговая деятельность человека ориентирована на социальные моменты поведения. Дети учатся посредством взаимодействия с другими людьми: родителями, бабушками и дедушками, друзьями и учителями. Лучший стимул для человека — это другие люди. Другими словами: в основе всякой мотивации, в том числе и учебной, лежит влияние среды. Тёплые и добрые отношения в семье, где дети чувствуют себя комфортно — это важнейшая основа для здорового развития мозга, особенно системы мотивации. Решающими предпосылками биологического функционирования мотивационной системы являются интерес, социальное признание и самооценка, основанные на восприятии человека другими людьми. Мы стремимся иметь хорошие отношения с другими людьми, это наша основная мотивация.
Доктор медицинских наук Е. Н. Исаев выделил 3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и либерально-попустительский [3].
Родители-демократы ценят независимость и дисциплину в поведении своих детей. Они сами дают вам право быть независимыми в некоторых сферах вашей жизни; не ущемляя их прав, требуя при этом соблюдения обязанностей; ваше мнение учитывается при решении любых семейных проблем. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не сильно раздражает подростка; он часто слышит объяснения о том, почему нельзя делать одно, а нужно делать другое. Становление взрослой жизни в этих отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют безусловного послушания и не считают, что обязаны ему объяснять причины своих приказаний и запретов. Они строго контролируют все сферы жизни. Более того, они не могут сделать это совершенно правильно. Дети в таких семьях обычно замкнуты и нарушено общение с родителями. Но чаще всего дети авторитарных родителей адаптируются к стилю семейных отношений и становятся более неуверенными, менее независимыми и менее морально зрелыми, чем их сверстники, обладающие большей свободой. Еще более сложный случай — равнодушные и жестокие родители. Дети в этих семьях относятся к людям с недоверием, испытывают трудности в общении и часто жестоки, хотя у них сильная потребность в любви.
Либерально-попустительский стиль семейного воспитания основан на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Чтобы самоутвердиться, ребенок пользуется капризами, требует «Дай мне!», «Мне!», «Я хочу!» и явно обижается. Ребенок не понимает слов «Надо!», «Нельзя» и не выполняет указания и требования взрослых. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с детьми характерна неспособность или нежелание руководить и направлять своих детей, то есть гиперопека.
Гиперопека — чрезмерное проявление заботы, огромный контроль над всей его жизнью. К сожалению, гиперопека приводит к пассивному образу жизни, формируется несамостоятельность.
Любовь родителей — абсолютно необходимое, но недостаточное условие успешного развития младшего школьника. Помимо контроля в семейных отношениях, ожиданий со стороны родителей, заботы о ребенке, последовательности или противоречивости предъявляемых к нему требований и, конечно же, эмоциональной основы этих отношений — любви, принятия ребенка или его нежелания — важны. Родители дают ребенку возможность проявить себя, проявить свои способности, раскрыть свой творческий потенциал и индивидуальность. Они искренне верят, что таким образом научатся различать, что такое «хорошо» и «плохо».
Таким образом, семейное воспитание вызывает стремление к признанию и вниманию, что является основной потребностью человека. Если нет удовлетворения и признания, нет мотивации. Это значит, что каждый человек — каждый ребенок — хочет что-то сделать для себя и в то же время чувствовать себя способным и любимым. Среда — это воспитание и отношение людей, с которыми ребенок постоянно взаимодействует, — оно помогает ему удовлетворить эти потребности, а также закладывает основу ответственного отношения ребенка к труду и жизни в целом.
Литература:
- Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. — 3. — 2000: Академия, 2000. — 227 c.
- Варги, А. Я. Системная семейная психология / А. Я. Варги. — 2. — 2001: Речь, 20101. — 144 c.
- Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, Е. Н. Исаев. — 2. — 2013: Академия, 2013. — 576 c.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — 4-изд. — Москва: Академия, 2007. — 384 c.