Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Сезин, К. А. Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей / К. А. Сезин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 483-485. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110330/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Ключевые слова : когнитивно-поведенческий подход, иррациональные установки, психологическая коррекция, юноши и девушки, юношеский возраст, убеждения.

Знание своих внутренних установок является важной характеристикой зрелой состоявшейся личности.

Важно отметить, что установки не являются статичным образованием, а динамичны и соответственно подлежат коррекции. Но только после того, как человек их осознает, он может их откорректировать или даже отказаться от иррациональных установок, сформулировав им на смену позитивные ресурсные.

Установка понимается как неосознаваемое состояние, внутренняя характеристика человека, основанная на его предшествующем жизненном опыте [4].

Д. Н. Узнадзе считал, что установка — это форма отношения субъекта к миру, которая создается в процессе присвоения субъектом значений внешних объектов. Он определял особенности установки, связанные с предшествующим опытом и личностными чертами, подчеркивая их влияние на поведение [4].

С другой стороны, А. Эллис, основоположник рационально-эмоциональной терапии (РЭТ), разработал концепцию идентифицированных и иррациональных убеждений. Он считал, что именно иррациональные убеждения, которые формируются в процессе жизни человека, являются источником психологических проблем [6].

Теория когнитивно-поведенческой психотерапии базируется на том, что чувства и эмоции, возникающие у человека, инициируются не самими событиями внешней среды, а тем какие мысли эти события запускают в сознании человека. Когнитивно-поведенческая психотерапия — это терапевтический подход, направленный на изменение системы оценок, установок и стратегий поведения, с целью оказания помощи человеку в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем [3].

Цель исследования — разработать и эмпирически проверить эффективность когнитивно-поведенческой программы коррекции иррациональных установок у юношей.

Объектом исследования являются психологические процессы и особенности, связанные с формированием иррациональных установок у юношей.

Предметом исследования являются механизмы и характеристики иррациональных установок у юношей в контексте когнитивно-поведенческого подхода.

Гипотеза исследования — иррациональные установки у юношей, работающих согласно когнитивно-поведенческому подходу, будут проявляться в более высокой частоте и более интенсивной форме по сравнению с юношами, не занимающимися когнитивно-поведенческой терапией.

Предположение о различиях в проявлении иррациональных установок между группами может быть проверено с использованием эмпирических данных, полученных в результате сравнительного анализа участников, занимающихся и не занимающихся когнитивно-поведенческой терапией.

Участники экспериментальной группы подвергались воздействию когнитивно-поведенческой терапии, направленной на идентификацию и изменение иррациональных установок. Сессии терапии включали в себя различные методы, такие как когнитивные переоценки, техники изменения убеждений, анализ и изменение негативных мыслей и поведенческих реакций.

Участники контрольной группы не участвовали в когнитивно-поведенческой терапии и продолжали свою повседневную жизнь без воздействия данного метода. Они не получали специальных инструкций или тренинга, связанного с идентификацией и изменением иррациональных установок.

Обе группы предварительно прошли предварительную оценку и измерение иррациональных установок. После проведения интервенции с экспериментальной группой и прохождения аналогичного временного интервала проводилась повторная оценка и измерение уровня иррациональных установок в обеих группах. Сравнение результатов между группами после интервенции и позволило выявить эффект когнитивно-поведенческой терапии на иррациональные установки у юношей.

Контрольная группа:

  1. Протяжённость времени: 8 недель.
  2. Вид воздействия: члены контрольной группы продолжают свои обычные повседневные занятия и активности без каких-либо дополнительных вмешательств. Им не предоставляется специфической терапии или обучения по управлению иррациональными установками.

Экспериментальная группа:

  1. Протяжённость времени: Также 8 недель.
  2. Вид воздействия: члены экспериментальной группы принимают участие в программе когнитивно-поведенческой терапии. На каждой неделе они проходят групповые или индивидуальные сессии, нацеленные на идентификацию и изменение иррациональных установок.

Примеры конкретных воздействий:

  1. Задание на самонаблюдение. Участники экспериментальной группы могут вести дневник, в котором они фиксируют свои иррациональные мысли и эмоции. На сессиях обсуждаются случаи из жизни участников, где они сталкиваются с иррациональными установками, и разрабатываются стратегии для их преодоления.
  2. Ролевые игры. В рамках групповых сессий могут проводиться ролевые игры, в которых участники имитируют ситуации, вызывающие стресс и иррациональные установки.
  3. Тренинг расслабления. Экспериментальная группа может получать обучение техникам расслабления и медитации как способу управления стрессом, связанным с иррациональными установками.

Таким образом, контрольная группа не получает специфического вмешательства, в то время как экспериментальная группа участвует в структурированной программе когнитивно-поведенческой терапии.

Поскольку у нас есть две группы и интересует сравнение средних значений (например, изменения в иррациональных установках до и после воздействия), одним из распространенных инструментов для этого может быть t-критерий Стьюдента.

Этот анализ поможет определить, есть ли статистически значимые различия в изменении иррациональных установок между группами в результате воздействия когнитивно-поведенческой терапии.

Объектом эмпирического исследования выступили 20 юношей и девушек от 16 до 25 лет (контрольная — 10 и экспериментальная — 10).

Проанализировав полученные в ходе исследования данные, можно сформулировать следующие выводы:

У 35 % испытуемых ярко выражена «Катастрофизация». Это указывает на то, что этому проценту юношей свойственно оценивать каждое негативное событие в своей жизни, как ужасное, приводящее к катастрофе.

По иррациональной установке «Долженствование в отношении себя», так же, как и в первой установке, большинство юношей на уровне «средней выраженности иррациональности». У 30 % респондентов по данной иррациональной установке ярко выражено «Долженствование в отношении себя», другими словами, эти люди считают, что должны другим людям практически всегда и за все, делать, что скажут другие и так далее.

У 66 % по иррациональной установке «Долженствование в отношении себя» средняя выраженность, эти юноши испытывают чувство долга, но не во всех сферах деятельности, они понимают, что должны и кому они должны.

Иррациональная установка «Долженствование в отношении других», следующая она указывает на то, что индивид считает, что ему должны окружающие, у 92 % эта установка средней выраженности и 2 % (4 респондента) с яркой выраженностью данной установки.

Иррациональная установка «Самооценка и рациональность мышления» у 16 % испытуемых мыслят рационально и самооценка их адекватна.

Иррациональная установка «Фрустрационная толерантность» указывает на стрессоустойчивость. По данной иррациональной установке 25 % юношей стрессоустойчивы — устойчивые эмоционально, люди, умеющие контролировать себя в стрессовых ситуациях. 10 % ярко подвержены стрессам.

Далее обратимся к анализу выраженности иррациональных установок у респондентов экспериментальной группы.

Иррациональная установка «Катастрофизация» ярко выражена у 28 % респондентов, у 65 % юношей и девушек средне выражена и только у 5 % отсутствует.

Иррациональная установка «Долженствование в отношении себя»: 31 % респондентов, которые оценивают себя, как людей должных другим, делают, что их просят, невзирая на свои потребности. 3 % такой установки не имеют вовсе.

Остальной процент выборки (64 %) расположились на уровне средней выраженности.

Иррациональная установка «Долженствование в отношении других» у 6 % проявляется ярко, у них присутствует иррациональная установка «Окружающие должны мне».

Иррациональная установка «Самооценка и рациональность мышления» далеко не у всех ярко проявляется, но все же 17 % имеют адекватную самооценку и мнения их не зависит от мнения окружающих людей. 8 % имеют зависимость настроения и отношения к себе от чужого мнения.

Иррациональная установка «Фрустрационная толерантность» мы наблюдаем, что 16 % не имеют яркой выраженности иррациональных установок.

Отсюда следует, что большинство юношей имеют среднюю выраженность иррациональных установок. Респондентов с рациональным мышлением намного меньше, чем с иррациональным, но все же они присутствуют. Самый большой процент ярко выраженных иррациональных установок по иррациональным установкам: «Катастрофизация» и «Долженствование в отношении себя».

В ходе проведенного анализа были установлены значимые различия между выборками юношей с иррациональными установками.

По результатам контрольного исследования по методике А. Эллиса, наиболее существенные изменения в показателях экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой.

Наибольший положительный эффект зафиксирован в отношении двух групп иррациональных установок: установки долженствования в отношении себя, установки долженствования в отношении других.

Таким образом, дальнейшее изучение возможностей использования техник когнитивной психотерапии при работе с иррациональными установками юношей, является перспективным направлением в психокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работе.

Из приведенных выше эмпирических данных, можем констатировать, что наше предположение о том, что имеется положительная динамика иррациональных установок у юношей и девушек в результате применения психокоррекционной программы, разработанной с опорой на когнитивно-поведенческий подход, а именно их выраженности, подтвердилось.

Литература:

  1. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — Москва: Наука, 1986. — 256 c.
  2. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие / В. И. Слободчиков. — Москва: ПСТГУ, 2013. — 400 c.
  3. Солсо Л. Роберт Когнитивная психология / Л. Роберт Солсо. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 589 c.
  4. Узнадзе Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. — Москва: Издательство «Воронеж», 1999. — 448 c.
  5. Фридманн Л. С. Исследования в области психологии установки / Л. С. Фридманн, — Москва: Просвещение, 2010. — 360 c.
  6. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход / А. Эллис. — Санкт-Петербург: Сова, 2002. — 272 c.
  7. Эллис А. Практика рационально эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — С. 135–141.
Основные термины (генерируются автоматически): иррациональная установка, установка, экспериментальная группа, когнитивно-поведенческая терапия, когнитивно-поведенческий подход, контрольная группа, отношение, юноша, когнитивно-поведенческая психотерапия, яркая выраженность.


Похожие статьи

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Особенности привязанности в контексте изучения ранних дезадаптивных когнитивных схем

Статья посвящена анализу исследований в области изучения дезадаптивных когнитивных схем в контексте детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на значении детской модели привязанности на особенности когнитивной интерпретации в более поздне...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Мишени когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией

В статье изучены основные опорные точки в когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией: мысли, копинги и навыки.

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Похожие статьи

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Особенности привязанности в контексте изучения ранних дезадаптивных когнитивных схем

Статья посвящена анализу исследований в области изучения дезадаптивных когнитивных схем в контексте детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на значении детской модели привязанности на особенности когнитивной интерпретации в более поздне...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Мишени когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией

В статье изучены основные опорные точки в когнитивно-поведенческой терапии при работе с прокрастинацией: мысли, копинги и навыки.

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Задать вопрос