Статья посвящена проблеме возникновения, закрепления и реализации прав авторов музыкальных произведений в Российской Федерации. Раскрываются основные моменты исторического формирования музыкальных произведений, а также их становления в качестве объектов авторского права в контексте защиты и обеспечения на уровне правового регулирования. Обозначены основные проблемы понятийного аппарата, а также основные особенности представления музыкальных произведений в контексте интеллектуального и авторского права в Российской Федерации.
Ключевые слова: авторские права, интеллектуальные права, музыка, музыкальное произведение, защита авторских прав, объект авторского права.
The article is devoted to the problem of the emergence, consolidation and realization of the rights of authors of musical works in the Russian Federation. The main points of the historical formation of musical works, as well as their formation as objects of copyright in the context of protection and provision at the level of legal regulation, are revealed. The main problems of the conceptual apparatus are outlined, as well as the main features of the presentation of musical works in the context of intellectual and copyright law in the Russian Federation.
Keywords: copyright, intellectual property rights, music, musical work, copyright protection, object of copyright.
Музыка вообще и музыкальные произведения в частности являются неотъемлемой частью истории человеческой цивилизации. По сути, музыка сопровождает человека от самого его рождения до момента смерти. Музыку, как творческое произведение, можно услышать практически в любой момент времени, абсолютно повсюду.
Сама по себе музыка весьма многообразна. Так, она может проявляться и в качестве живого звучания, и в качестве записи на всевозможных носителях аналогового и цифрового характера. При всем при этом, музыка может быть представлена, например не только в цифровой форме, но даже на бумажном носителе. Кроме того, сами музыкальные произведения как общность звуков и слов различаются в совершенно разных аспектах, например на основе своего назначения, способам реализации и использования, длительности, распространенности, применимости и многим иным характеристикам. Фактически, проще указать, в каком проявлении невозможно представить музыкальное произведение, чем привести примеры всех характеристик музыки. Слишком различны могут быть музыкальные произведения. Так, даже не интересующийся человек всегда сможет отличить обычную песню от оперы [8].
Достоверный отсчет начала появления музыки в жизни человечества в настоящее время невозможно определить. По мнению большинства исследователей, музыка появилась в момент осознания себя самого первыми людьми. По другим источникам, примерный отсчет возникновения музыки в понимании её как музыкального произведения начинается примерно 40–50 тысяч лет назад [9].
В наши дни посредством сети интернет, радио, фильмов и других источников, музыка окружает каждого человека в любой точке нашей планеты. Вместе с тем, необходимо понимать, что развитие музыки как творческого произведения требует строгой регламентации и защиты, законных прав его автора или авторов, что в настоящее время находит свое отражение в принимаемых правовых актах и сложившейся правоприменительной практике.
Так, согласно п. 1 ст. 2 Бернской конвенции общий термин «литературные и художественные произведения» охватывает наряду с иными видами произведений любые «музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста», в силу чего на музыкальные произведения распространяется действие всех основных положений данной Конвенции [2].
Говоря о правовом закреплении музыкального произведения в Российской Федерации, следует, прежде всего, обратиться к положениям ст. 1259 ГК РФ. Так, среди прочих объектов авторских прав подлежащих защите в Российской Федерации, в том числе указываются как непосредственные музыкальные произведения с текстом или без него, так и аудиовизуальные произведения [1].
Эволюция правового регулирования защиты прав авторов музыкальных произведений, связана с постоянным усилением и расширением правовых возможностей, которые предоставляются авторам, что прямо видно из части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Например, в п. 2 ст. 1263 ГК РФ прямо указывается, что при создании аудиовизуального произведения, автор музыки, специально созданной для данного произведения, является одним из авторов и равен как сценаристу, так и режиссеру такого произведения. В данном случае прямо прослеживается расширение субъектного состава, в контексте охраны авторских прав на музыкальные произведения.
В качестве отдельных положений, направленных на расширение прав, можно рассмотреть, например закрепленные в п. 2 ст. 1293 ГК РФ, в соответствии с которой право следования оказалось применимым и в отношении «авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений».
Вообще, вопросам защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, посвящен весь седьмой раздел Гражданского кодекса Российской Федерации, состоящий из десятков статей, регулирующих различные вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности. Вместе с тем, следует учитывать, что, не смотря на подобное обширное закрепление, в настоящее время имеются существенные проблемы, которые связаны с охраной музыкальных произведений и защитой прав авторов таких произведений.
Так, например, открытым остается вопрос непосредственного определения такого понятия, как музыкальное произведение, поскольку Законодатель, прежде всего, прямо не раскрывает данное понятие. В том числе следует принимать во внимание, что данный пробел правового регулирования относится не только к национальному законодательству нашей страны, но и к международному праву, даже не смотря на то, что в современных реалиях музыкальное произведение является одним из важнейших объектов авторского права.
Правовое закрепление основ защиты музыкального произведения, позволяют согласиться с позицией некоторых авторов, к числу которых можно отнести Дадяна П. Г. и Нагродкую Б. Г., отмечавших в своих трудах особенности музыкального произведения. Так, авторы писали, что под музыкальным произведением, прежде всего, следует рассматривать произведение искусства, которое появилось, как плод интеллекта и творчества, выраженный в определенной форме. Кроме того, исследователи отмечали, что музыкальное произведение, в своем завершенном виде, приобретает все элементы, определяющие объект авторского права. Под завершенным видом же в данном случае следует понимать с одной стороны возможность физических лиц воспринять музыкально произведение в любом возможном виде, а с другой стороны, завершенность означает определенную общность звуковых колебаний, выстроенных автором музыкального произведения или исполнителем в определенном порядке [6].
В контексте выбранной темы исследования, как видится музыкальное произведение, и произведение искусства являются неотделимыми понятиями, как общее и частное интеллектуальной собственности.
Для целей настоящей работы, основное значение имеет тот факт, согласно которому музыкальное произведение приобретает характер объекта авторского права в момент его воплощения в какой либо объективной форме, например в виде звукозаписи, видеозаписи или публичного выступления.
Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. В Отечественной юридической литературе относительно данной связи традиционно существует две позиции.
По мнению одной группы учёных, авторов известных учебников, воспроизводимость произведения и объективная форма составляют единый признак охраноспособного произведения. Они считают, что нет необходимости говорить особо о воспроизводимости произведения, так как о его возможности свидетельствует наличие у произведения объективной формы [7].
Другие авторы полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения, а закон охраняет только произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора [5].
При этом они признают, что исполненные на сцене музыкальные произведения, так же как и устные доклады, несмотря на то, что они нигде не зафиксированы, всё-таки существовали в объективной форме, поскольку были услышаны другими людьми.
Вместе с тем, как видится, наиболее объективным подходом является признание подобной формы исполнения как неустойчивой, поскольку она не связана с определенным материальным носителем. В данной связи существует риск не только утери музыкального произведения, но и его искажения [3].
Таким образом, под музыкальным произведением, как видится, следует понимать произведение искусства, которое определяется как результат творческого процесса лица или группы лиц, выражаемый в доступной для восприятия форме, способствующей его восприятию физическими лицами в любом доступном виде и по своей форме состоящий из общности звуковых колебаний, выстроенных автором музыкального произведения или исполнителем в определенном порядке с формированием необходимого художественного образа.
Говоря о непосредственной защите авторских прав, следует отметить позицию некоторых авторов, которые определяют её как общность средств и мер, суть которых направлена на признание авторского права, а также восстановление нарушенного права. При этом, в данном случае речь будет идти не только об авторе музыкального произведения, но также и о защите интересов правообладателей музыкального произведения [10].
Определяя пределы действия права на музыкальное произведение, следует отметить, что к нему относится:
— Возможность неоднократного воспроизведения музыкального произведения.
— Право публичного воспроизведения, в том числе посредством систем теле-радио вещания и сети Интернет.
— Право распространять или продавать музыкальное произведение в любых объемах и количествах.
— Исключительное право на внесение изменений или дополнений в музыкальное произведение, а также его последующую переработку [4].
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что в реалиях современной действительности, законодательство, как международного уровня, так и национального не может закрыть всех проблемных аспектов защиты авторского права на музыкальные произведения. Указанное, связано, прежде всего с быстрым уровнем роста современных технологий, а также длительным отсутствием нормализованных институтов защиты.
К неразрешенным проблемам законодательства и практики можно, помимо прочих отнести следующие аспекты: повсеместное распространение музыкальных произведений в сети интернет, снижение количества материальных носителей, неустановление базовых аспектов способности к охране самих музыкальных произведений, добросовестность правообладателей, сроки охраны права, защита исключительных права на музыкальные произведения при их создании в соавторстве и многие другие.
В качестве базовой проблемы, которая присуща многим правовым институтам, следует учитывать отсутствие понятийного аппарата, раскрывающего определение самого музыкального произведения.
Различные подходы, как к определению музыкального произведения, так и к пониманию критериев музыкального произведения в качестве объекта авторских прав порождает сложности в дальнейшей правоприменительной практике, в том числе в ходе судебной защиты нарушенных прав.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федер. закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023, с изм. от 14.12.2023) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
- Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 01.12.2023).
- Алисов А. С. Понятие музыкального произведения как объекта авторского права и вида произведения как результата интеллектуальной (творческой) деятельности / А. С. Алисов // Отечественная юриспруденция. 2017. № 3 (17).
- Бродский А. А. Проблема защиты авторского права на Музыкальное произведение в РФ // Вестник науки и образования. 2018. № 15–1 (51).
- Матвеев А. Г. Специфика исследования смежных прав в дореволюционной российской и советской цивилистике / А. Г. Матвеев // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2019. № 1.
- Нагродкая Б. Г. Модернизация авторских прав на музыкальные произведения в цифровой среде и модели открытого контента / Б. Г. Нагродкая // Актуальные проблемы Российского права. 2021. № 12.
- Новоселова Л. А. Право интеллектуальной собственности: учебник для вузов / Л. А. Новоселова [и др.]; под редакцией Л. А. Новоселовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 300 с.
- Смирнов И. Е. О понятии музыкального произведения как объекта авторского права / И. Е. Смирнов // Ленинградский юридический журнал. 2020. № 4. С. 113–120.
- Снежинская М. В. Эволюция музыкальной индустрии: краткий исторический очерк / М. В. Снежинская // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 3 (13).
- Ситдикова Р. И. Добросовестность в защите авторского права / Р. И. Ситдикова // Законы России, 2020. № 9. С. 42–46.