Развитие крупных компаний как основной фактор повышения конкурентоспособности отечественных фирм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Мыльников, А. Д. Развитие крупных компаний как основной фактор повышения конкурентоспособности отечественных фирм / А. Д. Мыльников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 228-232. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110346/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное состояние российской экономики характеризуется рядом кризисных явлений, обусловленных действием санкций, предпринятых в отношении России рядом государств, пандемией коронавирусной инфекции, специальной военной операции. В результате наблюдаются серьезное замедление темпов экономического роста.

В этих условиях для того, чтобы обеспечить стабильность экономики и ее положительную динамику, необходимо использовать новые управленческие решения, позволяющие обеспечить инновационный прорыв и добиться роста конкурентоспособности экономики в отраслях промышленного производства и повышения эффективности на всех уровнях управления.

Конкурентоспособность крупной компании зависит от эффективности использования ее потенциала и измеряется целым рядом параметров, такими как величина валового регионального продукта на душу населения (ВРП) производительность труда и ряд других показателей. Кроме того, эффективность использования ресурсов определяется способностью властных структур обеспечивать благоприятный инвестиционный климат, привлекать институциональных инвесторов в рамках специализации компании, создавать условия для роста экономического потенциала и масштаба фирм [2].

Различные факторы (экономические, социальные, политические, экологические и другие) оказывают влияние на положения крупных фирм как на внутреннем, так и мировом рынках.

Для победы в конкурентной борьбе компании необходимо иметь потенциал, характеризующийся наличием природно-сырьевых и квалифицированных трудовых ресурсов, научный, управленческий потенциал, производственную базу и другие условия, создающие конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества возрастают при формирование в компании благоприятного инвестиционного климата и развитой инфраструктуры в регионе. Как известно конкурентным преимуществам относятся: стабильность социально-экономической и политической ситуации; наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов; выгодное местоположение, развитие логистики; богатое историческое и культурное наследие; совершенствование инструментов господдержки инвесторов; наличие системы образовательных учреждений. Одним из важнейших современных инструментов достижения конкурентоспособности выступает разработка и внедрение инвестиционных проектов.

С каждым годом все сильнее нарастает конкурентная борьба за новые рынки сбыта, квалифицированные кадры и инвестиции в производство. Развитие различных типов концентрации производства на территории головного предприятия и дочерних фирм, которые позволяют выработать конкурентные преимущества в рамках своей специализации, а затем компании в целом, что является одним из вариантов решения проблемы глобальной мировой конкуренции. Рост масштаба компании создает условия для маневра производственной деятельности и повышение конкурентоспособности и роста производительности труда.

В России так же, как и за рубежом, ученым сообществом признано, что крупные компании являются важным фактором экономического роста и выступают одним из инструментов укрепления конкурентоспособности на различных иерархических уровнях. В настоящее время учеными активно проводятся исследования в части определения экономического содержания категории масштаб фирмы, выявления отличительных характеристик данной категории и её развития в сочетании с инновационными решениями [6].

Существует множество определений термина «масштаб фирмы», в некоторых из них представлены детальные характеристики данной формы интеграции, в других даны краткие, но емкие, третьи являются несколько противоречивыми. Большой масштаб фирмы дает определенные преимущества, прежде всего позволяет предложить большой ассортимент продукции и обеспечить стабильность функционирования, что создает условия для принятия инновационных решений. Стабильность и только стабильность создает нормальные условия для принятия и реализации инновационных решений. При этом наиболее в условиях кризиса принятия решений по процессу описанному Гербертом Саймоном и Джеймсом Марчом, упрощенно выглядит следующим образом:

Модель процесса принятия решений ППР Г. Саймона

Рис. 1. Модель процесса принятия решений ППР Г. Саймона

Реализация данной модели наиболее актуальна в целях инновационного развития фирмы, она позволяет быть готовым к вызовам неблагоприятных перемен как во внутренней, так и во внешней среде.

Большой масштаб фирмы — это некий совокупный актив, формирующий среду, участники которой имеют возможность легко и эффективно накапливать необходимые знания, кадровый потенциал и материальные ресурсы.

Автор склоняется к необходимым развитиям дочерних предприятий, многообразие которых создать устойчивость в определённой позиции фирмы на рынке.

Следует акцентировать внимание на превосходстве фирм большого масштаба с дочерними предприятиями, функционирующих, как единое целое над разрозненными составными частями функционирующей компании. Последнее определение масштаба сравнивает его с активом, который формирует определенную среду, создающую благоприятные условия для функционирования участников крупных фирм.

Сущность такого рода объединений организаций активно изучалась и зарубежными учеными.

Т. Роланд и П. Хертог [8] определяют такого рода объединения как группу предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в близости друг к другу. Данный подход содержится и в трудах Х. Шмитца.

По мнению Д. Якобса, не существует единственно верного определения понятия такого рода объединения, некоторые из них называют это кластером, другие Государственно Частным Партнерством (ГЧП) [9].

Им выделяются основные характеристики, которые могут быть применимы для определения такого рода объединений здесь работает: принцип географического или пространственного объединения дочерних предприятий и организаций для осуществления экономической деятельности, наличие горизонтальных и вертикальных связей между ними, использование общей технологии, присутствие «ядра головного предприятия» (крупной компании, исследовательского центра и управленческого центра).

При рассмотрении экономической сущность такого рода компании объединений организаций важно акцентировать внимание на субъектном составе структур крупной компании.

Научная сущность развития крупной компании выделяет следующие подходы к ее содержанию: отраслевой креационистский подход; узкий специализированный подход; подход «сверху-вниз»; эволюционный подход; сетевой подход; многоуровневое управление. Все это возможно и под силу компании большого масштаба.

В России в настоящее время такого рода компанией является Публичное акционерное общество «ПИК — специализированный застройщик» (ПАО ПИК) где уделяется большое внимание, для создания условий и для сдерживания экспансии крупных иностранных конкурентов, то подтверждает организационная структура управления ПАО ПИК (См. рис. 2).

Организационная структура ПАО ПИК

Рис. 2. Организационная структура ПАО ПИК

При рассмотрении вопроса формирования и развития такого рода компаний в качестве примера можно рассмотреть компанию ПАО ПИК в качестве объекта исследования взаимодействия с региональными властями и кооперационными связями по горизонтали с многочисленными партнерами. Немаловажную роль может сыграть не только рост масштаба фирмы и укрепление позиций дочерних предприятий, но и активное развитие ГЧП, которое в последние годы обретает актуальность и пополняется уточненными методологическими аспектами развития и привлечения живой формы в развитии промышленности России. Следует отметить что ГЧП опирается на глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера. В центре социально-экономических преобразований на данном этапе происходят изменения в самом человеке — в основном носители новых потребностей и инноваций. В современной ситуации развития экономики принудительным образом изменяются отношения между государством, предпринимателями и наемными работниками. Особое значение начинает приобретать проблема сохранения социального согласия в обществе, без чего невозможно его стабильное и гармоничное развитие. Особенно это актуально для современной России, где социальная цена рыночных реформ оказалась неадекватным экономическим результатом.

Для достижения необходимого результата были предложены определенные направления для совершенствования экономической политики в каждом отдельном сегменте экономики. При формировании конструктивной части работы были использованы следующие системообразующие принципы, как переход от институционального целеполагания в государственном управлении к ценностному, применение термина «социальный гуманизм», который объединяет в своем составе не только социальную политику, но и экономическую, принципы трехпериодного планирования, которые включают в себя управление не только в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но и текущее, и, наконец, принцип достижения устойчивого уровня развития.

Вместе с тем, формирование конкурентоспособных форм региональной экономики тесно связано со стратегическим развитием территории, ее инфраструктуры, уменьшением социально-экономических диспропорций, а также позитивно сказывается на общем благосостоянии страны.

Реализация мероприятий региональной поддержки процессов складывания и развития крупных фирм на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов решения проблемы по повышению конкурентоспособности промышленности России.

Осуществление ГЧП в целях роста масштаба фирмы помогает активизировать научно-исследовательскую деятельность и реализацию инноваций, инвестиций, в том числе прямые иностранные инвестиции в развитие промышленности России.

Как уже отмечалось, на федеральном уровне разработаны законы, концепции, стратегии, методические рекомендации, определяющие направления, цели и задачи пространственного, инновационного развития России и ее регионов, а также механизмы поддержки инициатив крупных компаний осуществляющих деятельность сразу в нескольких регионах, но кроме этого во многих субъектах Российской Федерации принимаются региональные нормативно-правовые акты, конкретизирующие деятельность в области промышленной политики, основываясь на особенностях, потенциале и специализации территории, а также создаются автономные некоммерческие организации, курирующие деятельность определенных отраслей промышленности и предоставляющие услуги по их развитию, содействию внедрению новых технологий и повышению конкурентоспособности крупных фирм.

В заключении необходимо сказать о том, что в настоящее время промышленная политика в стране реализуется усилиями двух национальных ведомств: Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что вышеперечисленными нормативно-правовыми актами промышленная политика в России не ограничивается, описанные законы составляют основу процесса развития промышленности на основе развития крупных компаний, что создает условия для стабильности и возможности инновационного развития промышленности России.

Литература:

  1. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. 5. — М.: Научный эксперт, 2008. — 1048 с.
  2. Лазарева, Е. И. Кластерная политика эффективной интеграции региона в процесс качественного экономического роста / Е. И. Лазарева // TerraEconomicus. — 2021. — № 3. — С. 279- 284.
  3. Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3 т. Т.I. — М: Прогресс, 1983.
  4. Полькина, А. Ю. Факторы конкурентоспособности российских предприятий / А. Ю. Полькина, Ю. А. Сухоручкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 927–929.
  5. Портер М. Конкуренция. — М: ИД «Вильямс», 2000. — 495 с.
  6. Родионов, Д. Г. Зарубежный опыт формирования и реализации региональной кластерной политики / Д. Г. Родионов, А. Ю. Афанасов, А. А. Горовой // Мир экономики и права. — 2019. — № 6. — С. 4–16.
  7. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА -2020.- 312с.
  8. Роланд Т., Хертог П. Кластерный анализ и кластерная политика на основе «Усиления инноваций: Кластерный подход». – Париж: ОЭСР, 1999. — С. 9-23.
  9. Jacobs, D. Clusters industrial policy and firms strategy / D. Jacobs, A. De Man // A menu approach technology analysis and strategic management. 1996. № 8(4). P. 425-437.
Основные термины (генерируются автоматически): крупная компания, масштаб фирмы, Россия, благоприятный инвестиционный климат, головное предприятие, промышленная политика, развитие промышленности России, род объединения, Российская Федерация, экономический рост.


Похожие статьи

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Увеличение регионального потенциала индустриальной экономики как фактор развития национальной экономики

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор успешного развития организации

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Похожие статьи

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Увеличение регионального потенциала индустриальной экономики как фактор развития национальной экономики

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор успешного развития организации

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Задать вопрос