В современном мире, в условиях обновления всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание гражданственности и патриотизма, как главной основы преемственности поколений, жизнеспособности любого общества и государства.
Национальная доктрина образования Российской Федерации одной из важнейших задач объявляет воспитание патриотов России, граждан демократического, правового государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Актуальность этих важных задач в условиях настоящего времени подчеркнута и в федеральном проекте «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [1]. В рамках этого проекта проводится работа по проведению мероприятий патриотической направленности, развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего образования.
Как показывают исследования многих образовательных организаций нашей страны, применение туристско-краеведческой работы, которая включает в себя использование образовательных практик, является важнейшим ключевым фактором всестороннего комплексного воспитания молодого поколения.
Образовательная практика — это совокупность обобщающих материалов и документов, обеспечивающих эффективную реализацию дополнительных общеобразовательных программ и достижение планируемых образовательных результатов обучающихся [2].
Знания о родном крае дает нам понимание географических, исторических, социально-культурных особенностей нашего края, популяризирует развитие отечественного туризма. На сегодняшний день, туристско-краеведческие образовательные практики применяются в основе всех программ общеобразовательных школ и становятся важнейшим средством формирования патриотического сознания и приобщения к труду.
Туристско-краеведческие образовательные практики при правильном педагогическом построении интегрируют на личность все главные стороны воспитания: нравственное, трудовое, физическое, патриотическое, эстетическое, заметно увеличивает кругозор учащихся — идет активное умственно развитие. Многие компоненты этих практик дети получают уже в дошкольных образовательных организациях: на прогулках, экскурсиях на природу, на занятиях в уголках природы. Дети любопытны и любознательны, с удовольствием и большим интересом исследуют окружающий мир, главное поддержать в них этот интерес к изучению родного края.
Закрепить и развить дальше эти практики в начальной школе просто необходимо, так как иначе пропадут и понимание, и заинтересованность в этой деятельности в подростковом становлении личности. Специфика туристко-краеведческой работы как раз и проявляется в непосредственном соприкосновении учащегося с общественной средой и окружающей его природой.
Также важным моментом является то, что начинаться работа в этом направлении должна уже в семье. Думаю, тот, кто в детстве почувствовал и узнал, что такое уважительное отношение родителей и близких родственников к своему родному краю, так же будет уважительно и с любовью относиться к своей малой Родине. Коллективные туристические походы с семьей и классом способствуют лучшему изучению своего края, знакомству с достопримечательностями, людьми и позволяют увидеть интересное рядом. Совместная работа детей и родителей в туристско-краеведческом направлении обеспечивает самый превосходный результат, который затем будет являться фундаментом для гармоничного многогранного формирования личности.
Во внеурочной деятельности нашей школы для младших школьников проводятся занятия туристстко-краеведческой направленности. Их задача — пробудить у школьников интерес к географии родной республики, истории предков, мотивировать их для проведения тематических исследовательских работ. В результате такой работы формируется соответствующая система ценностей: патриотизм, духовность и национальное самосознание.
Выделяются следующие образовательные практики (модули) в туристическо-краеведческой деятельности, определяющие содержание образовательной деятельности:
1) практики профильного образовательно-пространственного детского туризма, включающие такие тематические блоки, как экологический туризм, образовательные путешествия, учебно-исследовательский (экспедиционный) туризм, приключенческий туризм, сельский туризм, экскурсионный туризм и др.;
2) практики массового событийного туризма, включающие слеты, походы выходного дня, фестивали, экскурсии, соревнования, профильные и тематические смены и др.;
3) практики спортивного (спортивно-оздоровительного) туризма и ориентирования, включающие как пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный и другой туризм, так и ориентирование бегом, велоориентирование, ориентирование на лыжах, точное ориентирование и др.;
4) практики безопасности жизнедеятельности, включающие такие тематические блоки, как «Школа выживания», безопасность дорожного движения, пожарное дело, поисковое дело, кинология и др.;
5) и т. д. Представленная тематика образовательных модулей является примерной и открытой с учетом изложенных выше принципиальных позиций. Образовательные направления (модули) могут быть реализованы как отдельно, так и в комплексе [3].
Образовательные практики туристско-краеведческой направленности в начальной школе включают в себя: проведение экскурсий, походов, туристских прогулок, викторин, краеведческих игр, состязаний, конкурсов, посещение музеев и т. д. Использование таких практик в обучении младших школьников оказывает положительное влияние и на здоровье, так как пешие прогулки развивают мышечную систему, способствуют укреплению легких и сердечной мышцы. Свежий воздух полезен для здоровья детей, потому что очищает дыхательную систему, создает отличное настроение.
При применении различных образовательных практик в процессе внеурочной и урочной деятельности в рамках школьного предмета «Окружающий мир» у учащегося начальной школы развиваются устойчивые навыки и умения, которые ему будут необходимы при изучении родного края.
Благодаря грамотному внедрению образовательных туристическо-краеведческих практик в школьную программу начальной школы ребята учатся понимать важность наследия родного края в единой судьбе народов нашей России и в судьбе каждого человека, проявляют искренний интерес к жизни своей малой Родины, интересуются проблемами окружающего мира и самостоятельно пытаются находить пути их решения. Малая Родина играет важную роль в жизни каждого человека. Каждый человек должен знать и стремиться узнавать как можно больше о родной земле, бережно относиться, заботиться о том, что его окружает. Без знания своих корней, без искреннего восхищения родными местами, человек не может быть действительно счастлив и успешен.
Литература:
1. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». — Текст: электронный // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
2. Всероссийский конкурс образовательных практик — 2022. — Текст: электронный // Единый национальный портал дополнительного образования детей: [сайт]. — URL: http://old.dop.edu.ru/article/39949/vserossiiskii-konkurs-obrazovatelnykh-praktik--2022
3. Типовая модель создания новых мест для дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности «Станция Туризма»/ Национальный проект «Образование»/ Федеральный проект «Успех каждого ребенка», Москва 2022 г. — 125 с. — Текст: непосредственный