Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенческая молодежь.
Одним из приоритетов развития социальной политики России является укрепление и сохранение здоровья населения. В современных реалиях государству оказались необходимы здоровые, физически развитые граждане, которые будут участвовать в экономической жизни государства, развивать его науку, искусство, управление, т. е. продвигать страну «вперёд». Опыт специальной военной операции также свидетельствует о необходимости высокого уровня здоровья и физической подготовленности личности.
На современном этапе, как никогда актуальна проблема укрепления здоровья и государство многое делает для этого. Предпринимаются большие усилия, направленные на снижение младенческой смертности, всеобщая диспансеризация позволила улучшить положение в ранней диагностике таких заболеваний как сердечно-сосудистой системы, патологий выделительной и мочеполовой системы.
Большое внимание уделяется вовлечению молодежи в регулярные занятия физкультурно-спортивной деятельностью. Расширяется сеть учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, возрождён комплекс «Готов к труду и обороне», проводятся спортивные фестивали, создаются новые спортивные направления (кибер-спорт) и др.
В нашем исследовании здоровье образ жизни трактуется как осознанный способ жизнедеятельности человека, ориентированный на активное сохранение и преумножение здоровья [1], проявляющийся в знаниях: когнитивные (имеет знания о возможностях поддержания и сохранения своего здоровья); мотивационные (стремится поддерживать, сохранять свое здоровье) и эмоциональные (проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях, а так же способен преодолевать трудности и достигать успеха).
В своем исследовании мы опирались на критерии здорового образа жизни. Данные критерии представлены в Таблице 1.Они ориентированы на оценку уровня знаний, умений, мотивации и поведения студентов четвертого курса для формирования здорового образа жизни.
Таблица 1
Критерии показатели уровня сформированности здорового образа жизни студенческой молодежи
Критерии |
Показатели |
Методы |
Когнитивный |
Имеет знания и представления о возможностях и способах поддержания и сохранения своего здоровья. |
Анкета «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Науменко Ю. В.). Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин). |
Мотивационный |
Стремиться поддерживать и сохранять свое здоровье, считает здоровье ценностью. |
«Уровень владения студентами культурными нормами в сфере здоровья» автора Н. С. Гаркуша. Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья (Ю. В. Науменко). |
Эмоциональный |
Проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; способен преодолевать трудности, достигать успеха. |
Пакет диагностических методик «Эмоционально-волевой и мотивационной сферы» (методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана). Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора). |
Согласно описанным критериям, были выявлены и описаны уровни сформированности здорового образа жизни у студенческой молодежи, указанные в Таблице 2.
Таблица 2
Характеристика уровней здорового образа жизни у студенческой молодежи
Уровни |
Проявление уровней |
Высокий (3 б.) |
Имеет знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; способен преодолевать трудности, достигать успеха. Стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, считает здоровье ценностью. Выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; соблюдает правила личной гигиены. |
Средний (2 б.) |
Имеет недостаточные знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Слабо проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; слабо способен преодолевать трудности, достигать успеха. Слабо стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность. Слабо выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; слабо соблюдает правила личной гигиены. |
Низкий (1 б.) |
Отсутствуют знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Не проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; не способен преодолевать трудности, достигать успеха. Не стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность. Не выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; соблюдает правила личной гигиены. |
Наше исследование проводилось в сентябре-октябре 2023 года на базе КГПИ КемГУ. В исследовании участвовало 40 человек (20 юношей и 20 девушек), все студенты 4 курса. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики, вычислялись средние значения по каждому тесту.
Цель исходного констатирующего эксперимента — диагностика уровня сформированности здорового образа жизни студенческой молодежи 4 курса. Результаты эксперимента отображены в Таблице 3.
Таблица 3
Уровни сформированности здорового образа жизни студенческой молодежи
Группа |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Контрольная |
37,5 % |
50 % |
12,5 % |
Анализ констатирующего этапа эксперимента показал:
1) Высокий уровень (37,5 %) — 15 человек.
2) Средний уровень (50 %) — 20 человек.
3) Низкий уровень (12,5 %) — 5 человек.
Таким образом, мы считаем, что необходимо проводить следующие мероприятия по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи: профилактические мероприятия о вреде наркотиков и алкоголя; медицинские осмотры в целях выявления различных заболеваний; мероприятия спортивной направленности; обучение навыкам массажа и лечебной физической культуре; проведение факультативных занятий по психодиагностике и психологических тренингов; создание волонтерского отряда; мотивация студентов к участию в научно-практических конференциях по вопросам здорового образа жизни.
Литература:
- Носов, А. Г. Становление здорового образа жизни, как педагогическая проблема / А. Г. Носов. — Текст: непосредственный // Фундаментальные исследования. Педагогические науки, 2012. — № 11. — С. 883–886.