Менеджмент качества медицинской помощи как инструмент совершенствования системы здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Тохтахунова, В. М. Менеджмент качества медицинской помощи как инструмент совершенствования системы здравоохранения / В. М. Тохтахунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110386/ (дата обращения: 20.12.2024).



Управление качествоммедицинской помощи включает в себя организацию и контроль над деятельностью системы здравоохранения в реализации потребностей населения в получении качественной медицинской помощи.

Основной задачей медицинской организации является обеспечение качества медицинской помощи. В статье рассмотрены инновационные предложения с целью совершенствования процесса менеджмента качества. Проблемы, имеющиеся в любой медицинской организации: несовершенство законодательной базы; рекомендательный характер стандартов при необходимости их соблюдения; отсутствие специальной подготовки руководителей в области менеджмента качества. Только системный подход к решению вопросов в менеджменте, позволит добиться совершенствования качества медицинской помощи.

Оказание качественной медицинской помощи является приоритетным для граждан страны. Не вызывает сомнения острота проблем качества медицинской помощи и вопросы внутреннего мониторинга качества оказанных медицинских услуг медицинскими организациями, роль независимых экспертов и профессиональных медицинских ассоциаций в контроле качества медицинских услуг. Вектор качества оказания медицинских услуг в роли проведения национальной аккредитации медицинских организаций также являются приоритетом в отрасли.

К определению понятия «качество медицинской помощи» и его составляющих существуют различные подходы. Оно определяется не только уровнем научно-технического обеспечения и специализации, а собственно организацией всего лечебно-диагностического процесса, уровнем квалификации и профессионализма медицинского персонала, соблюдением морально-этических правил и т. д. [1].

Качество медицинской помощи это соответствие потребностям пациентов с учетом современных возможностей медицинской науки и практики при условии эффективного использования имеющихся ресурсов.

В системе здравоохранения качественно оказанные медицинские услуги определяют деятельность медицинских работников через индикаторы, это определяется знаниями, практическими навыками, мотивацией самих работников.

В различных документах ВОЗ написано об обеспечении лидерства в планировании, разработке стратегий развития человеческих ресурсов в системе здравоохранения. В2006 г. начал работу Глобальный альянс по трудовым ресурсам здравоохранения, он объединяет и правительство стран, и гражданское общество, и работников здравоохранения: где были выработаны направления к подготовке, распределению и управлению человеческими ресурсами, определен вектор инновационного подхода; проблемы человеческих ресурсов здравоохранения общие: дефицит, неравномерное распределение между городом и селом, миграционный компонент; отсутствие планирования, а также прогнозирования потребности в человеческих ресурсах системы здравоохранения.

Профессионализм и эффективность работы медицинских работников вносит весомый вклад в качество оказываемых населению медицинских услуг, разработка и внедрение объективных критериев оценки их труда позволяют своевременно получать объективную информацию о соответствии получаемого объема, срока получения медицинской помощи стандартам, проконтролировать качество и условия предоставления медицинской помощи по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, оценить удовлетворенность граждан качеством медицины [2].

Медицинские организации, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью, которые осуществляют медицинскую деятельность и оказывают услуги обязаны (оказывать качественную медицинскую помощь; применять методы диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, разрешенных уполномоченным органом; быть готовыми к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов и актов терроризма; проводить мероприятия по профилактике, предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также профессиональных заболеваний; предоставлять гражданам бесплатную, оперативную и достоверную информацию о формах и видах медицинской помощи; соблюдать нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов; взаимодействовать с другими организациями здравоохранения и обеспечивать преемственность в своей деятельности; формировать здоровый образ жизни и привычки здорового питания; вести первичную медицинскую документацию, представлять отчеты по формам, видам, в объеме, порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом; сообщать уполномоченному органу о случаях инфекционных заболеваний, отравлений, психических и поведенческих расстройств (заболеваний), представляющих опасность для окружающих, уполномоченному органу в сфере гражданской защиты — об угрозе возникновения и (или) о возникновении медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, органам внутренних дел — сведений о лицах, обратившихся по поводу свежих травм, ранений, криминальных абортов, о случаях заболеваний, представляющих опасность для окружающих при оказании медицинской помощи руководствоваться стандартами оказания медицинской помощи, клиническими протоколами диагностики и лечения.

В свою очередь, правильно организованный и управляемый процесс контроля качества деятельности медицинского персонала, способствует повышению качества оказываемых услуг, повлиять на оплату труда, используя дифференцированные стимулирующие выплаты и повлиять на удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи [3].

Вместе с тем причины некачественной медицинской помощи могут быть обусловлены не только персональными характеристиками конкретного медицинского работника, но и проблемами организации и управления деятельности медицинских учреждений.

Сформулированы принципы качества:

  1. эффективность — предоставление медицинских услуг, основанные на фактических данных услуг здравоохранения нуждающимся в них лицам;
  2. безопасность — не причинение вреда лицам, для которых предназначается медицинская помощь;
  3. ориентированность на потребности людей — оказание медицинской помощи в соответствии с индивидуальными предпочтениями, потребностями и ценностями в рамках служб здравоохранения;
  4. своевременность — сокращение времени ожидания, а иногда и задержек, причиняющих вред как тем, кто получает медицинскую помощь, так и тем, кто ее оказывает;
  5. справедливость — обеспечение одинакового качества медицинской помощи независимо от возраста, пола, гендера, расы, этнической принадлежности, географического местоположения, религии, социально-экономического статуса, а также языковой или политической принадлежности;
  6. интегрированность — предоставление медицинской помощи, скоординированной на всех уровнях и среди провайдеров услуг и обеспечивающей доступ ко всему комплексу услуг здравоохранения на протяжении всей жизни;
  7. действенность — получение максимальных преимуществ от имеющихся ресурсов и недопущения потерь времени и средств.

Качество медицинских услуг необходимо постоянно оценивать и контролировать в целях стимулирования улучшений. Все это зависит от точных, своевременных и имеющих практическую ценность данных индикаторов. Помимо оценки ключевых показателей улучшения имеется потребность в сборе и распространении информации об извлеченных уроках и опыте в области обеспечения качества. Такие знания должны распространяться, необходимо обмениваться опытом и проводить обучение. Оба понятия — качество и устойчивость тесно связаны между собой. Чтобы системы здравоохранения были устойчивыми, необходимы качественные услуги здравоохранения, которые предоставляются до возникновения чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, поддерживаются в течение таких ситуаций, совершенствуются после завершения. Качественные услуги здравоохранения играют ключевую роль во время чрезвычайных ситуаций и служат связующим звеном между местными сообществами и системой здравоохранения [4].

В оценке качества особое место принадлежит стандартам аккредитации, данные стандарты аккредитации разработаны с учетом рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения, международных стандартов аккредитации, требований Международного Общества по качеству в сфере здравоохранения (далее — ISQua) и действующих нормативно-правовых актов Республики Казахстан.

Для обеспечения безопасности в медицинских организациях в соответствии со стандартами аккредитации применяют прогнозирование и индикацию угроз; своевременное оповещение о возникновении угроз путем применения средств обеспечения безопасности: технические информационные средства.

В нашем исследовании внедряется передовая Система безопасности, оснащенная новыми технологиями оповещения и коммуникаций. Новые инструменты позволят сотрудникам оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации и обеспечивать безопасность пациентов и персонала на случаи внешнего воздействия.

Инновационная система безопасности, оснащенная десктопным ПО, позволяет оперативно оповещать сотрудников о происходящих событиях на территории медицинской организации. Независимо от того, где находится сотрудник, у него всегда будет возможность получить актуальную информацию и принять необходимые меры.

Ключевой особенностью вышеуказанной Системы безопасности является оповещение через несколько каналов связи. Первый: персонал получает сигналы и сообщения о возможных чрезвычайных ситуациях через десктопное ПО на их рабочих компьютерах, второй: специальный служебный чат-бот в WhatsAppе.

Оповещение через мобильное веб-приложение на смартфоны сотрудников будет удобным и мобильным решением, позволяющим получать срочные сообщения и предупреждения в режиме реального времени, независимо от их местоположения в поликлинике. Это обеспечит оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и повысит уровень безопасности для персонала и пациентов. Оповещение через служебный чат-бот на WhatsApp является еще одним инновационным инструментом, который предоставляет сотрудникам возможность получать уведомления и консультироваться с коллегами в режиме реального времени. Чат-бот также может служить платформой для быстрого обмена информацией и координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Нужно отметить, что внедрение новой Системы безопасности не только повысит эффективность реагирования на чрезвычайные ситуации, но и будет способствовать обеспечению проактивной безопасности в поликлинике. Сотрудники будут осведомлены о предстоящих мероприятиях, плановых изменениях или других факторах, которые могут повлиять на нормальное функционирование медицинской организации.

Также внедрение новых технологий и инновационной Системы безопасности является шагом вперед в достижении и обеспечении безопасной и комфортной среды как для пациентов, так и для персонала.

Вместе с тем, для безопасности каждого человека, находящегося в медицинской организации, планируется внедрение современной системы по активации медицинских кодов безопасности. Планируется составить список сотрудников, закрепленных по каждому коду безопасности, что позволит быстро и эффективно реагировать, спасая жизни в чрезвычайных ситуациях. Одним из основных преимуществ системы кодирования является то, что обученные сотрудники знают, как реагировать на любую чрезвычайную ситуацию, не вызывая тревоги у пациентов и посетителей. Система запрограммирована таким образом: в случае возникновения чрезвычайной ситуации, каждый сотрудник имеет возможность активировать код безопасности, где бы он не находился, путем перехода по ссылке через телефон или компьютер, после вводятся необходимые данные в зависимости от кода и на экране выплывает план действий до прихода ответственных лиц, как только код активирован данные автоматически передаются ответственному лицу, в рабочий чат «WhatsApp» группы и объявляется по радиорубке в организации.

Ресурсосберегающие организационные технологии, их внедрение с целью оказания медицинской помощи напрямую связано со многими аспектами качества медицинской помощи [5].

Таким образом, при осуществлении внутреннего контроля качества путем внедрения инновационной Системы безопасности через оповещение по нескольким каналам связи о чрезвычайной ситуации, внедрении современной системы по активации медицинских кодов безопасности, тогда и будет достигнута институциализация процессов системы менеджмента качества.

Литература:

1. Вялков, А. И. Управление качеством медицинской помощи /А. И. Вялков // Главный врач. — 2007.№ 10. — С.3–10.

2. Акопов В. И. Медицинское право: Учебник и практикум /В. И. Акопов — М. Юрайт, 2016–288с.

3. Акопов. В. И. Правовое обеспечение медицинской деятельности: Учебник и практикум / В. И. Акопов — М.: Юрайт, 2016. — 288 с.

4. Качественные услуги здравоохранения. ВОЗ, 20.07.2020г. (https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/quality-health-services).

5. Управление качеством медицинской помощи, Учебно-методическое пособие для ординаторов, О. В. Медведева, Г. Б. Артемьева, Н. А. Афонина, Рязань 2015г.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, медицинская организация, инновационная Система безопасности, качество, система здравоохранения, ситуация, стандарт аккредитации, услуга, чрезвычайная ситуация, качественная медицинская помощь.


Похожие статьи

Анализ принципов организации управление качеством медицинской помощи

Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования

Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования

Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения практического применения технологии социального консультирования

Аттестация государственных служащих как эффективный способ повышения профессионализма и ответственности кадров

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Развитие кадрового резерва как инструмент (механизм) развития потенциала государственной гражданской службы

Похожие статьи

Анализ принципов организации управление качеством медицинской помощи

Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования

Мотивационный механизм как фактор повышения эффективности труда на предприятиях

Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования

Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования

Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения практического применения технологии социального консультирования

Аттестация государственных служащих как эффективный способ повышения профессионализма и ответственности кадров

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Развитие кадрового резерва как инструмент (механизм) развития потенциала государственной гражданской службы

Задать вопрос