Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Аманкосова, Ш. М. Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт / Ш. М. Аманкосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110393/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повествование и интертекстуальность, выполняющую в романе сразу несколько функций: сюжетообразующую, композиционную и эскапистскую.

Ключевые слова: трагедия, «Тайная история», гамартия, дионисийское начало, аполлоновское начало

Роман «Тайная история» Д. Тартт был опубликован в 1992 году и стал предтечей нового для литературоведения явления как «dark academia». Дебютный роман писательницы представляет собой многогранное литературное произведение, новую интерпретацию идей из античных трагедий, концепции Ницше о «сверхчеловеке» и романов Достоевского.

Действие романа разворачивается в Хэмпденском колледже, где под руководством эксцентричного профессора Джулиана Морроу группа студентов изучает древнегреческий язык и культуру. Морроу, харизматичный и манипулятивный профессор, становится центральной фигурой, которая ведет своих учеников в исследование древних ритуалов и традиций. Под его влиянием студенты начинают экспериментировать с древними дионисийскими практиками, стремясь достичь состояния экстаза и трансцендентности. Эксперименты студентов в конечном итоге приводят к трагическому событию: во время ночной мистерии они непреднамеренно убивают местного фермера. Чтобы скрыть свое преступление, студенты, раздираемые чувством вины и страха, принимают решение убить своего одногруппника, Банни Коркорана, единственного, кто не участвовал в ритуале, но догадался о происшедшем.

По своей структуре «Тайная история» деконструирует жанр древнегреческой трагедии. Анцыферова О. Ю. в статье «Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история» отмечает, что композиция романа повторяет аналитическую композицию трагедии «Царь Эдип» Софокла, сюжет которой также начинается с убийства и ретроспекции. Главный герой Ричард, глазами которого читатель наблюдает за сюжетом, предстает перед нами в роли хора в античной трагедии [1, c. 23]. Он заранее знает, что произойдет с героями, по ходу сюжета обращается к публике — читателям, объясняя происходящие события.

Немаловажную роль в романе также играет концепт гамартии — понятие, выведенное еще Аристотелем в своей «Поэтике». Гамартия — роковой изъян характера главного героя трагедии, либо его роковая ошибка, которая становится центром нравственных терзаний и чрезвычайно обостряет в нём сознание собственной вины: «Остается среднее между этими крайностями: такой человек, который не отличается ни добродетелью, ни праведностью, и в несчастье попадает не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки, быв до этого в великой славе и счастии.».. [2, c. 130–131]. Уже в прологе, Ричард задается одним из главных вопросов романа: «Существует ли такая вещь, как «трагический изъян» — зловещая темная трещина, пролегающая через всю жизнь, — вне литературы? Когда-то я полагал, что нет. Теперь же уверен, что существует» [4, c. 4]. Роковой недостаток Ричарда, по его мнению, заключается в его тяге к внешнему великолепию. Другие студенты также одержимы идеей красоты, сознательно избегая реальности и не пытаясь увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Для героев эллинистический образ жизни — это своего рода побег от реальности. Постоянные обращения к образам древнегреческих деятелей, идей и литературы свидетельствуют о выраженной привязанности к этому миру и сожалении о том, что реальный мир другой. Так же, как и герои древнегреческих трагедий не властны над своей судьбой, так и герои Тартт из-за фатального изъяна характера попадают в безвыходную ситуацию.

Первоначальное название романа «Бог иллюзий» отсылает нас к образу Диониса, центральному для античной философии. Культ этого бога в Древней Греции был тесно связан с театром и жанром трагедии. Автор подчеркивает эту связь эпиграфом ко второй книге: «Дионис <…> был Владыкой иллюзий, по желанию которого из корабельной доски могла вырасти виноградная лоза и который, в целом, даровал своим почитателям способность видеть мир в его несуществующих обличьях» [4, c. 203]. Сюжет романа опирается на трагедию «Вакханки» Еврипида, в котором также основополагающую роль играет образ Диониса. Именно божественный экстаз Диониса, часто называемый «вакхическим безумием», становится движущей силой как пьесы, так и романа. Так же как Дионис своими речами и иллюзиями увлекал менад, побуждая их отбросить общественные нормы и принять свои внутренние желания и первобытные инстинкты, точно так же Джулиан побуждает студентов к проведению ритуала. Параллель между трагедией и романом можно провести и в моменте, когда студенты в вакхическом исступлении жестоко убивают местного фермера — подобно тому, как в трагедии Еврипида менады разрывают на куски царя Пенфея.

Дуализм и противопоставление дионисийского и аполлоновского начал является одним из важных элементов как в «Вакханках», так и в «Тайной истории». В своем трактате «Рождение трагедии из духа музыки» Ф. Ницше утверждает, что Дионис является олицетворением хаоса и стихийности, а Аполлон — рациональности и порядка. Именно в столкновении этих двух начал: современного человека и первобытных инстинктов, рационального и бессознательного строится конфликт трагедии.

Аполлон, как представитель социально-иерархического и политического порядка, олицетворяет консерватизм, традиционность и смирение перед установленными нормами. С другой стороны, Дионис, персонаж хаотичной и дикой природы, выступает за полную противоположность: он мастер перевоплощений, бесконтрольных эмоций и экстатических состояний. В вакханалиях, посвященных ему, все участники лишены всяких иерархических границ и подчиняются лишь буйствующей энергии природы. Эта извечная дилемма порядка и хаоса характеризует нравственный выбор человека.

Чрезмерное увлечение литературой и постоянное обращение к античности символизируют отрешенность героев от реальной действительности: «Никому из них не было абсолютно никакого дела до того, что происходит в мире; их невежество в области современной жизни и истории последних десятилетий поражало. Однажды за ужином Генри чуть не потерял дар речи, услышав от меня, что люди побывали на Луне» [4]. Это демонстрирует, насколько герои ограничены своим собственным микрокосмом. Мифологизированность их сознания проявляется во всех их поступках. Доходит до абсурда — в самый решающий момент, когда ФБР собиралось допросить Генри, тот в первую очередь решает, какая книга произведет лучшее впечатление на следователей: «Сказать тебе, какие вопросы одолевали Его Высочество по ходу пьесы? Например, с какой книгой появиться в их присутствии — дескать, что произведет лучшее впечатление, Гомер или Фома Аквинский? Вот, блин, дилемма!» [4].

Финал античной трагедии предрешен с самого начала. Так и в «Тайной истории» на героев обрушивается божественная кара. Все герои в конце несчастны, они отмечены неизбежностью рока: Генри кончает жизнь самоубийством, Фрэнсис вынужден жениться на той, которую не любит, Чарльз становится алкоголиком, Камилла и Ричард сознательно выбирают одиночество и неприкаянность. Идея того, что убийство разрушает мир человека и его душу пронизывает роман.

Культурно-семиотическая составляющая романа, связанная с древнегреческой трагедией, играет важную роль в произведении. Автор использует античный код, чтобы не только развивать сюжет, но и выразить философские идеи, заложенные в тексте. Экфрасические обращения и структура античной трагедии вписываются в поэтику произведения. Произведение также пронизано интертекстуальностью и аллюзиями на классическую литературу. Древнегреческая мифология играет важную роль в романе, становясь символической платформой для развития психологической драмы главных персонажей. Использование структурных элементов, характерных для античной трагедии, таких как хор или монологи персонажей усиливают драматический эффект. Они также создают атмосферу и контекст, в котором развивается история, и придают произведению особую глубину и значимость.

Литература:

1. Анцыферова О. Ю. Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история». Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2015, № 2 (2)

2. Аристотель. Поэтика. / Пер. М. Л. Гаспарова. — В кн.: Аристотель и античная литература. М., 1978

3. Ницше Ф. В. Рождение трагедии из духа музыки. — М.: АСТ, 2022

4. Тартт Д. Тайная история. — М.: Иностранка, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): античная трагедия, роман, античный код, античная культура, герой, древнегреческая трагедия, какая книга, композиция романа, лучшее впечатление, местный фермер.


Ключевые слова

трагедия, «Тайная история», гамартия, дионисийское начало, аполлоновское начало

Похожие статьи

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Чёрная обезьяна» З. Прилепина

Статья рассматривает проявление сюрреалистической эстетики в романе З. Прилепина «Чёрная обезьяна». Центральное место отводится проблеме духовной стагнации героя, утратившего семейное единство и оказавшегося в ситуации экзистенциального тупика. Конце...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»

В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Человек и дьявол в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»: бытие в унисон

В статье анализируется образно-мотивный комплекс, связанный с музыкой, в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота». Делается вывод, что тесное взаимодействие, «созвучие» человека с дьяволом в сюжете повести можно метафорически представить музыкальной ...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Разнообразие стилистических приемов в предисловии к произведению Оскара Уайльда The picture of Dorian Gray

Данная статья посвящена изучению разнообразия стилистических приемов, представленных в предисловии к самому известному произведению Оскара Уайльда «The Picture of Dorian Gray». В работе рассматриваются такие стилистические приемы как антитеза, аллюзи...

Похожие статьи

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Чёрная обезьяна» З. Прилепина

Статья рассматривает проявление сюрреалистической эстетики в романе З. Прилепина «Чёрная обезьяна». Центральное место отводится проблеме духовной стагнации героя, утратившего семейное единство и оказавшегося в ситуации экзистенциального тупика. Конце...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»

В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Человек и дьявол в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»: бытие в унисон

В статье анализируется образно-мотивный комплекс, связанный с музыкой, в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота». Делается вывод, что тесное взаимодействие, «созвучие» человека с дьяволом в сюжете повести можно метафорически представить музыкальной ...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Разнообразие стилистических приемов в предисловии к произведению Оскара Уайльда The picture of Dorian Gray

Данная статья посвящена изучению разнообразия стилистических приемов, представленных в предисловии к самому известному произведению Оскара Уайльда «The Picture of Dorian Gray». В работе рассматриваются такие стилистические приемы как антитеза, аллюзи...

Задать вопрос