В статье автор занимается исследованием вопросов привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве, рассматривает категории субъектов, которых возможно привлечь к субсидиарной ответственности при банкротстве.
Ключевые слова: субсидиарная ответственность, банкротство, кредитор, должник.
Легального определения дефиниции «субсидиарная ответственность» в законодательстве нашей страны не содержится, при этом, анализ ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет вывести определение указанного термина [1].
Под субсидиарной ответственностью следует понимать ответственность дополнительного должника, которая наступает в том случае, когда основной должник не удовлетворил требование кредитора.
Указанный институт является залогом соблюдения прав кредиторов в том случае, если должник не имеет возможности по удовлетворению названных требований.
А. Ю. Дабраков верно отмечает, что сущность указанной разновидности ответственности заключается в возможности истребовать задолженность у субъектов, которые не являются непосредственными должниками [2, с. 98].
А. В. Гостева считает, что факт существования института субсидиарной ответственности по делам о банкротстве можно считать отступлением от гражданско-правового принципа, в соответствии с которым имущество организации строго разграничивается с имуществом его участников.
По его мнению, отступление от общего правила возможно только если будет доказана противоправность действий дополнительных должников [3, с. 145].
Привлечение к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве осуществляется на основании общих норм гражданского законодательства с учетом специализированных норм, предусмотренных главой III.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [4].
Указанный нормативный акт содержит перечень лиц, которые могут выступать субсидиарными должниками в рамках дел о банкротстве. Такими субъектами могут быть три группы лиц в зависимости от основания.
Первую группу субъектов, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве, составляют лица, контролирующие должника, то есть такие субъекты, которые в течение трех лет до выявления признаков банкротства были полномочны давать должнику обязательные для исполнения указания или имели перспективу определять его действия.
При этом, контролирующими лицами в соответствии с действующими нормами закона могут быть как физические, так и юридические лица. Таких субъектов с должником могут связывать родственные отношения, субъекты могут быть наделены полномочиями в силу доверенности или должностного положения.
В силу положений, закрепленных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», лицами, контролирующими должника, в том числе, могут быть признаны лица, которые прямого участия в капитале не принимали [5]. Для указанных целей большую значимость имеет факт участия в принятии решений по поводу существенных условий сделок, совершаемых должником в указанный период.
Субсидиарная ответственность контролирующих лиц по данному основанию наступает в следствие невозможности погашения требований кредиторов первостепенным должником.
К. И. Евтеев рассматривает сущность субсидиарной ответственности контролирующих лиц и приводит следующую дефиницию указанного термина: «существующая в пределах конкурсного производства внедоговорная, реализуемая при недостаточности имущества должника, ответственность контролирующих должника лиц, неправомерными действиями (бездействием) и решениями которых была вызвана его несостоятельность» [6, с. 57].
Для того, чтобы привлечь контролирующее лицо к ответственности по основаниям, предусмотренным гражданско-правовым законодательством, должно соблюдаться требование о наличии у такого лица вины в части отсутствия возможности исполнения обязательств перед кредиторами.
При этом контролирующее должника лицо может быть освобождено от гражданско-правовой ответственности в том случае, если будет доказано, что оно действовало разумно и добросовестно, в отсутствии нарушений условий гражданского оборота.
Вторую группу субъектов, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве, составляют субъекты, на которые возложена хотя бы одна обязанность из нижеперечисленных:
– созвать заседание, на котором будет решен вопрос о направлении заявления в суд с требованием признать должника банкротом;
– осуществить принятие решения о направлении заявления с вышеупомянутым требованием в арбитражный суд;
– направить заявление с требованием о признании должника банкротом в суд.
Вышеуказанные обязанности в силу закона могут быть возложены на руководителя юридического лица, ликвидационную комиссию, собственника имущества в том случае, если должник — унитарное предприятие или лиц, имеющих право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров, а также иных контролирующих должника лиц.
Причинами подачи искового заявления с требованием признать организацию банкротом в суд может быть отсутствие возможности исполнения долговых обязательств; неплатежеспособность или невозможность продолжения осуществления хозяйственной деятельности; отсутствие осуществления выплат, предусмотренных трудовым законодательством нашей страны, если срок такой задержки составляет более трех месяцев.
Третью группу субъектов, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве, составляют руководитель, учредитель или участник должника, собственник имущества унитарного предприятия, члены органов управления организации или ликвидационной комиссии, а также иные контролирующие должника лица. Основанием для привлечения к субсидиарной ответственности указанных субъектов будет являться нарушение такими лицами законодательства о банкротстве.
И. А. Толмачева выделяет такие разновидности нарушения законодательства о банкротстве, как фиктивное и преднамеренное банкротство, а также осуществление бездействия при угрожающем банкротстве [7, с. 93].
А. Л. Белоус выделяет помимо вышеназванных оснований привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве называет еще одно — четвертое [8, с. 1099].
По ее мнению, причинение должнику ущерба, по основаниям, предусмотренным корпоративным законодательством, также является поводом для привлечения к субсидиарной ответственности, однако, на наш взгляд, указанную позицию нельзя рассматривать в качестве достоверной и в рамках привлечения к субсидиарной ответственности данное основание не может быть рассмотрено.
Таким образом, возможность привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве представляет собой один из наиболее эффективных способов восстановления нарушенных прав кредиторов. Указанная процедура способствует формированию добросовестного отношения к процедуре банкротства.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ. № 32. 1994. Ст. 3301.
- Дабраков А. Ю. Субсидиарная ответственность при банкротстве организаций // Аграрное и земельное право. 2020. № 1 (181).
- Гостева А. В. Субсидиарная ответственность при банкротстве // MODERN SCIENCE. 2019. № 6–2.
- «О несостоятельности (банкротстве)»: Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
- «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 // Российская газета. № 297. 2017.
- Евтеев К. И. Правовая природа субсидиарной ответственности контролирующих дожника лиц при банкротстве // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 4.
- Толмачева И. А. Структура субсидиарной ответственности при банкротстве по законодательству Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2021. Том 11. № 7А.
- Белоус А. Л. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве // Аллея науки. 2022. № 1 (64).