Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. И. Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 475-477. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110423/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

Ключевые слова: самооценка, личность, мотивация, учебная мотивация, младший школьный возраст.

Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к данной проблематике в современной психологии, а также педагогике. Учебная мотивация тесно переплетается со всеми аспектами жизни в младшем школьном возрасте, особенно с такой чертой, как самооценка ребенка, ведь учебная деятельность становится центральной нишей дальнейшего развития.

В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе, которая сформировалась на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я» [1].

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение [3].

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста обусловлены новым этапом в жизни ребенка, так как в возрасте 6–7 лет ребенок идет в школу. Л. И. Божович отмечает, что: «положение, которое занимает ребенок в начале младшего школьного возраста, определяется объективными потребностями общества с одной стороны и существующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка, о том, каким он должен быть — с другой» [2].

Мотивация определяется А. М. Прихожан как один конкретный мотив, как целостная система мотивов и как специальная сфера личности, которая включает в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии [5].

Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенным в конкретную деятельность, в данном случае — учебную деятельность [4].

В мотивационной сфере младшего школьника происходят большие изменения, вследствие которых ребенок овладевает общей и познавательной направленностью, что характеризуется стремлением посещать учебное заведение. Данное стремление должно быть удовлетворено для поддержания высокого уровня учебной мотивации и формирования дальнейших зрелых мотивов и целей в социальной жизни.

Цель исследования : выявить характер связи самооценки личности и учебной мотивации младших школьников.

Гипотеза исследования : существует связь самооценки личности и учебной мотивации у младших школьников, а именно: чем выше уровень самооценки личности, тем выше учебная мотивация в младшем школьном возрасте. Выборку эмпирического исследования составили младшие школьники в возрасте 7–8 лет, всего 30 человек.

Для определения уровня учебной мотивации младших школьников была использована «Методика исследования школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова). Для определения уровня самооценки как одной из личностных особенностей, была использована методика «Лесенка самооценки», разработанная В. Г. Щур.

После проведения исследования уровня школьной мотивации среди 29 младших школьников были получены следующие результаты (рис. 1).

Распределение младших школьников по уровню учебной мотивации (%)

Рис. 1. Распределение младших школьников по уровню учебной мотивации (%)

10 % опрошенных детей имеют негативное отношение к школе, у 35 % был выявлен низкий уровень школьной мотивации. У 20 % учеников имеют в целом позитивное отношение к школе, однако в учебной мотивации преобладают внешние мотивы. Также 31 % младших школьников присуща хорошая учебная мотивация, и только 1 ребенок (4 %) обладает высоким уровнем школьной мотивации и учебной активности.

Таким образом, примерно треть учеников в классе имеет хороший и высокий уровень школьной мотивации. Ученики с высокой, хорошей учебной мотивацией имеют высокий познавательный мотив и стремятся проявлять активность в учебе. Несколько человек в классе испытывают негативное отношение к школе.

Перейдем к анализу и интерпретации данных, полученных при изучении уровня самооценки младших школьников (рис. 2).

Распределение респондентов по уровню самооценки (%)

Рис. 2. Распределение респондентов по уровню самооценки (%)

Проанализировав полученные данные, можно заметить, что большой процент детей имеют завышенную самооценку (43 %). Это может свидетельствовать о том, что данные дети проявляют активность и уверенность в учебной деятельности.

Адекватной самооценкой обладает 33 % учеников. Это сидетельствует о наличии у ребенка сформированного положительного отношения к себе; он умеет оценивать себя и свою деятельность.

Заниженный уровень самооценки был выявлен у 10 % детей в выборке. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Такие дети могут стараться реализовывать себя вдали от школьных уроков.

Резко заниженная самооценка получила чуть большее количество респондентов (14 %). Исследователи упоминают, что обычно в классе можно наблюдать от 8 % до 10 % детей с таким уровнем самооценки. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка и т. д.

Для подтверждения гипотезы о связи уровня мотивации достижения с самооценкой младших школьников был использован коэффициент корреляции Пирсона. Расчет коэффициента проводился в программе IBM SPSS Statistics 2021.

Полученные при расчетах данные демонстрируют наличие статистически значимой связи самооценки, как особенностей личности, и учебной мотивации среди младших школьников (р ≦ 0,01).

Выявлена статистически значимая связь самооценки и учебной мотивации. Было выявлена прямая связь, показывающая, что у школьников с высокой самооценкой повышена и мотивация на обучение.

Таким образом, на основании корреляционного анализа, мы можем заключить, что связь личностных особенностей (в нашем случае самооценки) и учебной мотивации в младшем школьном возрасте действительно существует.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Особенности самосознания у подростков / Л. И. Божович — Вопросы психологии. 1955. № 1. — с.98–107.
  2. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников / В. В. Давыдов. М. — Изд-во «Педагогика», 1990. — 186 с.
  3. Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки / А. В. Захарова — Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. — Таллин, 1980. — с. 90–99.
  4. Князева Т. Н. Я учусь учиться: психол. курс развивающих занятий для мл. школьников / Т. Н. Князева. — Москва: Аркти, 2004– 213 с.
  5. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 2006. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, младший школьный возраст, школьная мотивация, ребенок, высокий уровень, уровень самооценки, учебная деятельность, школьник, младший школьник, негативное отношение.


Похожие статьи

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Особенности познавательного интереса у подростков

В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного инте...

Учебная мотивация и эмоциональное отношение к учебе у младших подростков

В статье автор анализирует связь учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших подростков.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Похожие статьи

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Особенности познавательного интереса у подростков

В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного инте...

Учебная мотивация и эмоциональное отношение к учебе у младших подростков

В статье автор анализирует связь учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших подростков.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Задать вопрос