Анализ цифровой трансформации позволяет оценить эффективность и результативность данных программ, а также выявить проблемные области и потенциал для дальнейшего улучшения. В данной работе будет проведен анализ цифровой трансформации Республики Башкортостан. Целью исследования является определение текущего состояния цифровой трансформации в Республике Башкортостан, а также выявление факторов, влияющих на ее развитие. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучение основных показателей цифровой трансформации в регионе, анализ существующих программ и проектов в сфере цифровой трансформации.
Ключевые слова: социальное проектирование, цифровая трансформация, цифровизация, цифровой инструмент, анализ показателей, эффект, социальное воздействие, социально-экономическое развитие.
В виду нынешних внешнеэкономических условий Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал поручение в ближайшие 10 лет актуализировать стратегические направления цифровой трансформации всей России в целом. По словам Президента России, цифровая трансформация страны отразится на каждом ее жителе и затронет все уровни власти, а вместе с ними — каждую семью, организацию и все отрасли экономики и социальной сферы.
Республика Башкортостан обладает высоким научно-производственным потенциалом, благодаря которому регион входит в число ведущих субъектов Российской Федерации. Основой ее научного потенциала являются вузовская и академическая наука, а также научные подразделения промышленных предприятий. В регионе действуют Уфимский научный центр Российской академии наук, Институт проблем сверхпластичности металлов и Академия наук Республики Башкортостан. По количеству заявок на изобретения Республика Башкортостан стабильно входит в первую десятку регионов Российской Федерации.
Стратегией пространственного развития России Уфа уже отмечена на карте как один из перспективных центров экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
Башкортостан по итогам 2022 года занял девятое место в комплексном рейтинге цифровой трансформации регионов и второе среди субъектов Приволжского федерального округа.
Цифровизация науки призвана ускорить исследования, обеспечить удаленный доступ к научным установкам, позволить создавать цифровых двойников и проводить цифровые эксперименты с их помощью, что изменит подход к научным исследованиям. Это станет возможным благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта, больших данных, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий. Речь идет и о новом уровне социальных воздействий научно-технических инноваций, поскольку цифровой переход предполагает управление уже не отдельными объектами (как в случае информатизации), но экосистемами объектов. Само проектирование и управление в условиях цифровизации предполагает не только наличие цифрового следа соответствующего объекта, но и создание его цифрового двойника. Дальнейшие процессы НИОКР будут происходить во все более оцифрованной среде.
Для агрегированной оценки динамики цифровой трансформации экономики и жизни общества рассмотрим Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы на рисунке 1. Он отражает уровень использования цифровых технологий, цифровизации бизнес-процессов, цифровых навыков персонала, затрат на внедрение и использование цифровых технологий и кибербезопасности.
Рис. 1. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной среды
Интегральное значение Индекса по итогам 2021 г. составило 15,7 пункта, превысив результат предшествующего года на 0,4 пункта. Положительная динамика обеспечена ростом значений трех субиндексов: «Использование цифровых технологий», «Цифровизация бизнес-процессов» и «Кибербезопасность» (рис. 1).
На рисунке 2 представлена динамика и уровень цифровизации по ключевым отраслям.
Рис. 2. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы по отраслям
Индекс позволяет сравнить динамику и уровень цифровизации по ключевым отраслям. В 2021 г. почти все отрасли улучшили свои позиции по сравнению с предшествующим годом. Максимальное значение Индекса зафиксировано в ИТ-отрасли (33,9 пункта) и в сфере информации и связи (28,6 пункта) за счет высокого значения субиндекса «Цифровые навыки персонала».
В настоящее время построение цифровой экономики с упором на решение проблем развития социальных институтов, адекватных условиям цифровой экономики — задача текущего момента. В национальном проекте «Жилье и городская среда» отмечена необходимость создания механизма для прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды.
В 2022 году проекты и системы Башкортостана получали высокую оценку на федеральном уровне. На X Всероссийском конкурсе региональной информатизации «ПРОФ-IT» проекты «СИРД — информационная система согласования исходно-разрешительной документации Республики Башкортостан» и «Региональная цифровая платформа управления развитием территории Республики Башкортостан “ТЕРРИТОРИЯ”» заняли первые места в категориях «Поддержка предпринимательства» и «Управление территорией».
Рассмотрим финансовое обеспечение программы «Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан» на таблице 1.
Таблица 1
Общие сведения по финансированию программы «Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан»
Наименование государственной программы (подпрограммы, основного мероприятия, регионального проекта/приоритетного проекта Республики Башкортостан/ведомственного регионального проекта, мероприятия) |
Источник финансового обеспечения |
2022 год |
||
Объем финансового обеспечения реализации государственной программы, тыс. рублей |
Отношение освоенных средств |
|||
Предусмотрено на реализацию государственной программы в текущем году |
Освоено за отчетный период |
к предусмотренному объему на текущий год, % |
||
Государственная программа «Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан» |
Всего по государственной программе, в том числе: |
953 566,4 |
422 416,1 |
44,3 |
бюджет Республики Башкортостан |
935 462,2 |
422 416,1 |
45,1 |
|
федеральный бюджет |
18 104,2 |
0,0 |
0,0 |
|
местные бюджеты |
- |
- |
- |
|
государственные внебюджетные фонды |
- |
- |
- |
|
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
|
В 2022 году удалось добиться рекордной динамики прироста пользователей электронных госуслуг — на 900 тысяч новых учётных записей. В целом общее количество оказанных за год электронных услуг на региональном портале возросло год к году в 3,7 раза (рисунок 3).
Рис. 3. Динамика регистраций жителей на портале «Госуслуги»
В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в прошедшем году реализованы мероприятия по формированию IT-инфраструктуры в школах республики, в т. ч. по установке камер видеонаблюдения, точек доступа Wi-Fi с обеспечением безопасного доступа в Интернет. В 2022 году проект реализован в 99 школах Уфы.
Полностью реализована поставленная президентом России задача по увеличению доли массовых социально значимых услуг в электронном виде. В настоящий момент совокупно на федеральном и республиканском порталах госуслуг, жителям республики в электронном виде доступны 642 госуслуги, из них 84 — массовые социально значимые.
В 2019 году началось внедрение системы обеспечения градостроительной деятельности, предназначенной для упрощения процедур и сокращения сроков предоставления органами госвласти и органами местного самоуправления электронных услуг в области градостроительства.
В настоящее время в системе реализована возможность оказания 12 услуг. Для этого в базе данных системы оцифрованы и унифицированы реестры с информацией о территориальном планировании, градостроительном зонировании, документации по планировке территории и нормативов градостроительного проектирования. Общее количество заявок по услугам в сфере строительной деятельности в 2022 году достигло почти 30 тысяч, из них 10 532 направлений уведомления о планируемом индивидуальном жилищном строительстве. Среди юридических лиц наиболее востребована «выдача разрешения на строительство капитального объекта» — 5007 обращений.
Рассмотрим цифровые социально-значимые проекты, реализуемые в Республике Башкортостан на таблице 2.
Таблица 2
Цифровые социально-значимые проекты РБ
Социальная программа |
Описание |
Результат |
Инцидент-менеджмент |
Автоматизированный программный комплекс. Он отслеживает пять социальных сетей — «Вконтакте», Facebook, Instagram, Twitter и «Одноклассники». Роботы считывают все комментарии или посты, которые содержат жалобы и обращения граждан по ключевым словам. |
Всего с октября 2018 года через системы ЦУР прошло 574 059 обращений жителей, из них на этапе готово — 567 185. |
Платформа обратной связи (ПОС) |
Платформа позволяет оставить жалобу или рассказать о проблеме, авторизовавшись через Госуслуги в приложении “Госуслуги. Решаем вместе” |
|
Приложение «ТКО — Башкортостан» |
Помогает в реальном времени отслеживать вывоз мусора. Она представляет собой интерактивную тепловую карту региона, где есть проблемы с вывозом отходов. |
К настоящему времени в системе «ТКО — Башкортостан» силами муниципалитетов оцифрованы свыше 28 тыс. контейнерных площадок. Ежесуточно фиксируется свыше 14 тыс. отчетов о вывозе твердых коммунальных отходов. Общее число фотоотчетов, переданных и сохраненных в системе за все время функционирования «ТКО — Башкортостан», подтверждающих факт оказания услуги вывоза мусора, превысило 2,6 млн. единиц. Уровень соответствия периодичности фактического вывоза согласованным администрациями муниципальных образований графикам составляет 96–98 % |
Система агропромышленного комплекса |
Своего рода единое информационное пространство между органами государственной власти, органами местного самоуправления и сельхозпроизводителями. В системе ведется учёт показателей агропромышленного комплекса, таких как ход посевных работ, уборка урожая, производство молока и мяса и т. п. |
В системе оцифрованы данные о более чем 5,6 миллиона гектаров (78 %) всех земель сельхозназначения. Кроме того, через данную систему можно получить данные о ходе посевной и уборочной кампаний. |
Рассмотрим параметры выполнения мероприятий государственной программы в таблице 3.
Таблица 3
Параметры выполнения мероприятий государственной программы
Наименование параметра |
Количество мероприятий, единицы |
Доля в общем количестве мероприятий государственной программы, проценты |
Выполненные показатели непосредственных результатов мероприятий в полном объеме (100-процентное выполнение или перевыполнение показателя непосредственного результата) |
17 |
74 % |
Невыполненные показатели непосредственных результатов мероприятий в полном объеме (не достигнут 100-процентный результат показателя непосредственного результата) |
6 |
26 % |
По итогам 9 месяцев 2022 года достигнуто 16 из 19 показателей государственной программы, поэтому общая оценка достижения плановых значений целевых индикаторов и показателей государственной программы (подпрограмм) составила 84 %. Эффективность реализации мероприятий подпрограмм составила 74 %. Достижение значений по 3 ЦИиП и 6 мероприятиям планируется по итогам года. Доля расходов бюджета Республики Башкортостан в соответствующем периоде на реализацию программы в общем объеме расходов на реализацию программы составила 44,3 %.
Таким образом, Республика Башкортостан большими темпами набирает обороты в области цифровой трансформации. Организовано предоставление государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан в соответствии с целевой моделью (без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), проактивно, многоканально), в том числе с использованием облачной цифровой платформы обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг и сервисов. Разработаны и внедрены цифровые продукты и сервисы в различных отраслях экономики. Управленческие решения принимаются с применением сформированных реестров данных. Обеспечено преимущественно электронное взаимодействие граждан и бизнеса с органами власти за счет применения цифровых технологий. Оптимизированы, автоматизированы и роботизированы рутинные бизнес-процессы органов власти, в том числе с применением искусственного интеллекта.
Литература:
- Информационное общество в Российской Федерации. 2019: статистический сборник / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2019.
- Кузьмин А. Е. Современное состояние и перспективы применения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении РФ / А. Е. Кузьмин, А. А. Матвеев // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. — 2018. — Том 9. — № 4 (36). — С. 206–216.
- Мартакова К. А., Михайлюк Ю. С., Чаушьян Н. А. Роль электронного правительства в деятельности государственных органов // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7. ч.3 — С. 91.
- Мытенков С. С. Проблемы цифровизации государственных услуг / С. С. Мытенков, А. Б. Собольков //Бизнес. Общество. Власть. — 2020. — № 1. — С. 107–110.
- Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. — М.: ООО «АльянсПринт», 2019–368 стр., ил.
- Свиридова В. М. Развитие технологий электронного правительства в современной России: состояние и перспективы / В. М. Свиридова, О. А. Уржа // Материалы ивановских чтений. — 2018. — № 3 (21). — С. 57–64.
- Сорокина Г. П. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления /
- Г. П. Сорокина, Л. В. Широкова, И. А. Астафьева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2019. — № 2. — С. 73–83.
- Тютюник О. Д. Развитие системы многофункциональных центров и проблемы, возникающие при предоставлении государственных и муниципальных услуг населению / О. Д. Тютюник // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2018. — № 2. С. 60–64.