Рассматриваются эффективные педагогические приемы, способствующие совершенствованию предметных учебных универсальных действий у обучающихся. Доказано, что систематизация образовательного процесса и компетентностный подход повышают учебную мотивацию обучающихся.
Ключевые слова: обучающиеся, мотивация, педагогические приемы, инновационные процессы, образовательная траектория.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — Стандарт) предъявляет требования, для реализации основной образовательной программы основного общего образования, целью которой является формирование универсальных учебных действий (далее — УУД).
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью реализации проектов инновационных изменений обучения детей в общеобразовательной школе, которые заключаются:
– осуществление новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся,
– использование современных образовательных технологий организации учебной деятельности,
– обеспечение деятельностного подхода к инновационным процессам,
– реализация идей личностно-ориентированного обучения,
– подбор методов формирования учебной мотивации обучающихся.
Степень разработанности проблемы
Проблему формирования познавательных универсальных учебных действий, обучающихся в образовательном пространстве начальной школы, исследовала И. В. Петрова. Ученым определены показатели сформированности предметных знаний, под которыми понимается способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, закладывающимся в образовательном пространстве начальной школы [2].
Доказанная гипотеза исследования Теплоуховой Л. А. основана на предположении о том, что: проектная технология, используемая для достижения качественного предметного результата, в то же время может являться средством формирования УУД обучающихся, если УУД выступают как цель, средство и результат предметного учебного процесса [3].
Цель научного исследования Леушиной И. С. обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности организационно-педагогической модели развития универсальных учебных действий, обучающихся ОО посредством кейс-проектирования [1].
Современные научные исследования описывают формирование УУД у обучающихся на основе технологии модульного обучения (И. И. Борисова),
индивидуальный учебный план как условие формирования регулятивных УУД в процессе профессионального самоопределения старшеклассников (Е. Ю. Драчева), психолого-педагогическое моделирование формирования регулятивных УУД младших школьников (И. Г. Моисеева), формирование предметных УУД в процессе проектно-дифференцированного обучения (В. Я. Бармина) и др.
Современные инструменты современного учителя — это, прежде всего эффективные, проверенные и доказавшие свою значимость педагогические технологии, такие как: технология решения исследовательских задач, технология «дебаты», система инновационной оценки «портфолио», система инновационной оценки «портфолио», кейс-технология, коллективный способ обучения (диалогические пары, динамические группы) и др.
Изучив научную литературу по теме исследования, была сформулирована цель — использование педагогами эффективных приемов и современных технологий для осуществления организационно-мотивационного этапа совершенствования предметных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка, физической культуры и биологии.
Объект исследования : процесс формирования предметных УУД у обучающихся основной общеобразовательной школы.
Предмет исследования : развитие предметных универсальных учебных действий, обучающихся посредством эффективных приемов и технологий.
Задачи :
– изучить научную литературу и нормативно-правовые документы по формированию предметных УУД у обучающихся,
– разработать модель — схему совершенствования у обучающихся ОО предметных универсальных учебных действий на уроках английского языка, физической культуры и биологии,
– провести анализ качества образования на основе реализации модели — схемы.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МКОУ «Курбатовская СОШ» Воронежской области. Методы исследования отражены в модели — схеме. Результативность оценивалась по оценке прочности знаний, качества знаний и сформированности УУД.
Принцип прочности в обучении — это основной принцип педагогики, заключающийся в том, что знания и навыки, полученные в процессе обучения, должны быть устойчивыми и долговременными.
Принцип качества знаний — это особенности и характеристика объема усвоенной в процессе обучения федеральной образовательной программы основного общего образования.
Рис. 1. Модель-схема совершенствования у обучающихся ОО предметных универсальных учебных действий на уроках английского языка, физической культуры и биологии
Результаты и их обсуждение
Проведенный первичный мониторинг сформированности предметных УУД по предметам английский язык, физическая культура и биология позволил получить данные о уровне сформированности. Сложнее было выявить предметные УУД по физической культуре, так как теоретического материала по этому предмету меньше, чем по другим. Однако, после использования современных эффективных приемов и технологий, которые делают уроки более интересными, было получено подтверждающие различия между уровнями сформированности предметных УУД после второго мониторинга (через три месяца). Применяемые педагогические приёмы и технологии доказали свою необходимость.
Таким образом, современные приемы и технологии обладают преимуществом по сравнению с традиционными уроками, так как представляет собой интегрированное практико-ориентированное управление самостоятельной учебной, исследовательской, проектной деятельностью обучающихся.
Литература:
- Леушина, И. С. Развитие универсальных учебных действий обучающихся основной общеобразовательной школы посредством кейс-проектирования: диссертация... кандидата педагогических наук / Леушина И. С., — Горно-Алтайск, 2023. — 251 с.
- Петрова, И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий, обучающихся в образовательном пространстве начальной школы: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Петрова И. В., — Казань, 2017. — 22 с.
- Теплоухова, Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: — Ижевск, 2012. — 26 с.