В статье рассматриваются факторы и условия, влияющие на востребованность педагогов в современном мире.
Ключевые слова: педагог, востребованность, профессия, образовательное пространство, учебный процесс.
Одной из системообразующих фигур образовательного пространства является учитель. Именно он участвует в разработке и реализации процесса трансляции знаний, он играет главную роль в первой ступени образовательного процесса, готовя человека к дальнейшему повышению образования. Между тем, современное учительство испытывает на себе все сложности и противоречия.
Работа современного педагога должна быть нацелена, прежде всего, на воспитание личности, готовой к постоянному повышению уровня знаний и способной подстроиться под требования и условия беспрерывно меняющегося общества. В соответствии с новыми стандартами образования ученик становится активным участником учебного процесса, а учитель перестает быть транслятором знаний, превратившись в проводника и наставника. Ученики прежде всего должны осознать, что образование это не только получение знаний в школе или колледже или институте, образование — это процесс длящийся всю жизнь и успешным становится тот человек, который умеет добывать знания и саморазвиваться. Образовательная политика Российской Федерации базируется на идее гуманизма, так в Конституции Российской Федерации закреплено, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. Кроме того, закон «Об образовании» подчеркивает, что только посредством гуманизма образование станет высшей потребностью личности, благодаря чему будет развиваться культура личности [4].
Проблема исследования профессиональной востребованности педагога в социуме имеет важное не только научное, но и выраженное практическое значение как для государства, так и вуза. На первый взгляд, на теоретико-методологическом уровне актуальность исследования данной проблематики определяется отсутствием подходов и целостной разработки проблемы, концепции и чёткости в определении термина «востребованность педагога», в том числе как личности и эффективного начинающего специалиста на рынке труда. Мы считаем, что продвижение вперед в понимании проблемы востребованности педагога на рынке труда требует дальнейшего развития, как отдельных теоретических направлений исследования, так и междисциплинарной интеграции знаний для получения целостной картины данного понятия, содержательно отражающего особенности ее формирования на разных этапах предполагаемого исследования [3, с. 213].
На фоне выраженного интереса ученых к средовым факторам востребованности специалистов педагогического профиля остаются практически не изученными ее внутриличностные и внешние факторы, условия и ресурсы. Именно поэтому на уровне социальной и организационной практики педагогического образования необходимо выявить условия и механизмы достижения баланса во взаимоотношениях трех составляющих востребованности — социума, самой личности и профессии. Важным является определение факторов, направлений социально-психологического и педагогического сопровождения выпускников педагогического профиля для достижения эффективности трудоустройства выпускников и, так называемого, выхода из кризиса востребованности педагогов на рынке труда. Анализ рассматриваемой нами проблемы неразрывно связан с такими феноменами, как социум, личность и профессия [1, с. 65–72].
Для увеличения востребованности педагогов в современном мире необходимо соблюдение следующих условий:
— разработка социальных мероприятий, реализуемых различными уровнями государственной власти для решения проблем реализации профессионального потенциала личности на разных этапах ее профессиогенеза;
— совершенствование системы профессиональной ориентации старшеклассников и студентов в рамках работы профориентационной деятельности СПО и ВПО, для обеспечения более адекватного выбора места работы с целью достижения в дальнейшем оптимальных условий их личностной и профессиональной самореализации;
— внедрение в систему психосоциальной помощи в рамках работы служб занятости и органов социальной защиты населения всем категориям граждан для построения индивидуального маршрута достижения социально-профессиональной востребованности, выбора траектории выхода из кризиса востребованности;
— повышение квалификации исследователей и преподавателей в области решения проблем реализации личностного и профессионального потенциала выпускников вузов;
— внедрение в образовательные программы подготовки специалистов по направлениям бакалавриат, магистратура, на курсах повышения квалификации специалистов центров занятости и социального облуживания населения, психологических служб, профориентационных центров и др. [2, с. 208].
Литература:
- Ивашнева Л. А. К вопросу о личности педагога с позиции интегральной индивидуальности / Л. А. Ивашнева // Педагогика. — 2006. — № 2. — С.65–72.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия». — 2012. — 208 с.
- Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 213 с.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.01.2024). — Текст: электронный.