В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: адаптация, песочная терапия, бизиборд, дети с ОВЗ.
При поступлении в дошкольные образовательные организации многие дети переживают адаптационный стресс. Работать с детьми с особыми образовательными потребностями обычными традиционными методами и приёмами мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Одним из эффективных средств адаптации детей с ОВЗ является песочная терапия. Возможности песочной терапии многогранны, но хотелось бы выделить ее преимущества, связанных с адаптацией детей к новым условиям жизнедеятельности.
Дети с ОВЗ не всегда могут выражать свои переживания. Игры с песком — удивительный способ взаимосвязи ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути взаимодействия и развития с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют эмоциональное состояние. Начинать работу с детьми рекомендуется с использованием простых упражнений.
Для уменьшения воздействие стрессовых факторов, игры с песком проводятся сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент дети находятся в стрессовом состоянии, связанном с новой обстановкой, расставанием с родителями, с появлением незнакомых взрослых и детей.
Существует достаточно большой комплекс игр, упражнений с сухим и мокрым песком. С погружением рук в песок и на его поверхности. В первую очередь рекомендуется использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес у детей вызывают такие игры как: «Оставь след»; «Секретики»; «Спрячь и найди сокровища»; «Гусеница» и др.
Выполняя с детьми такие простые упражнения, мы учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, а также их стабилизируем эмоциональное состояние. Что в свою очередь, способствует развитию произвольного внимания, речи, памяти.
Таким образом, песочная терапия — прекрасный способ установления контакта с детьми с ОВЗ, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации.
Еще одним из вариантов адаптации и развития детей с ОВЗ может быть бизиборд, который позволяет проводить обучение в более активном игровом формате, что, безусловно, сказывается на интересе детей.
Бизиборд — это особая доска, в которой могут быть представлены различные развивающие элементы, дверцы, которые, могут быть закрыты на различные, крючки, шпингалеты, замки и пр.
Главная задача педагога — заинтересовать ребенка. Используя бизиборд с детьми с ОВЗ, адаптация проходит легче, во время игры ребенок учится контактировать с педагогом и сверстниками, что помогает быстрее привыкнуть к окружающей обстановке. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работая с бизибордом, в период адаптации у детей улучшается настроение и снимается эмоциональное напряжение, что позитивно влияет на успешную акклиматизацию ребенка в детском саду.
Самый лучший бизиборд — это тот, который сделан своими руками, а участие в его создании позволит детям коммуницировать друг с другом, внести свой вклад в общее развитие и принять участие в чем-то новом и интересном для себя. На бизиборд каждый ребенок может повесить что-то свое: небольшой музыкальный инструмент, книжку с картинками, кнопки, рычаги, раскраски, шумелки- пищалки, ленты.
Виды бизибордов, используемые в работе, следующие:
— Классические прямоугольные доски — безопасный вариант, который очень экономит пространство. Однако если размер доски более 40 см., доску нужно будет закрепить (Рис. 1).
Рис. 1
— Двойные или двухсторонние — удобный, устойчивый вариант (Рис. 2).
Рис. 2
— В форме куба или домика. Плюсы: мобильность, функционал домика, устойчивость (Рис. 3).
Рис. 3
— В форме персонажа или другого предмета. Плюс — необычный вид (Рис. 4).
Рис. 4
— Мягкие бизимодули и бизибуки — это уже не доски, но стоят упоминания. Они сшиты из текстильных материалов и представляют собой мягкие пирамидки, книжки и т. п. (Рис. 5).
Рис. 5
Бизиборд может использоваться для самостоятельных игр детей, а также на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях.
Таким образом, бизиборд — не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития ребенка. При использовании в работе бизибордов можно сделать вывод, что у детей повышается желание взаимодействовать друг c другом, a это очень важно в период адаптации.
Литература:
- Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. — М.: РГСУ, 2014. — 364 c.
- Большебратская, Э. Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010–74с.
- Маревчева, Н. В. Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста / Н. В. Маревчева, С. М. Руденко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 289–291.