«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе. В. Сухомлинский
Каждое дошкольное учреждение, равно как и каждая семья, должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Можно выделить следующие условия такого взаимодействия:
– Взаимное доверие всех специалиста ДОУ и родителей.
– Учёт индивидуальностей каждой семьи дошкольников.
– Использование разнообразных форм работы с родителями.
– Систематичность и последовательность такой работы.
– Педагогический такт в отношениях, толерантность ко всем субъектам педагогического взаимодействия, эмпатия.
Такой подход во взаимоотношениях ДОУ и семьи имеет ряд неоспоримых преимуществ, а именно:
– учёт индивидуальности ребёнка;
– возможность учёта типа семьи и стиля внутрисемейных отношений;
– положительный эмоциональный настрой родителей и педагогов ДОУ на совместную работу по воспитанию детей очень важны;
– у родителей есть возможность самостоятельно выбирать и формировать направление в развитии и воспитании своего ребёнка;
– укрепление внутрисемейных связей и отношений;
– имеются более существенные основания и возможности для реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и в семье.
Основной целью в работе по взаимодействию с семьями воспитанников является активное стремление педагогов ДОУ сделать родителей активными субъектами всего педагогического процесса, при этом оказав им помощь в понимании и реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Наша работа основывается на следующих принципах:
– тесное и регулярное сотрудничество Педагогов ДОУ и родителей в деле воспитания детей;
– «открытость» детского сада во всех его сферах для семьи;
– создание единой развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы и требования к развитию личности как в семье, так и в детском коллективе.
Если говорить о работе музыкального руководителя по взаимодействию с родителями, то здесь перспективными направлениями работы можно отметить следующие:
– подготовка совместных досуговых мероприятий;
– участие в родительских собраниях;
– подготовка к конкурсам, фестивалям и другим выступлениям;
– подготовка к мероприятиям ДОУ;
– проведение индивидуальных консультаций;
– консультации на сайте ДОУ.
Два последних вида работы стали особенно актуальными и результативными в период пандемии.
Музыкальное воспитание является важнейшей составляющей гармоничного развития ребёнка. Дошкольник познаёт мир преимущественно с помощью чувств. Он учится понимать чувства и настроение окружающих его людей, сопереживать им, сотрудничать с ними. Именно музыка помогает развивать эмоциональную сферу дошкольников. В процессе этого происходит и психологическое развитие детей.
Ранний дошкольный возраст — это как раз то время, когда ребёнок через красоту и образный мир музыки учится понимать человеческие чувства. Таким образом музыка влияет на все стороны жизни ребёнка. У детей развиваются и эстетические чувства, они учатся понимать и ценить прекрасное в окружающей их жизни.
Развитая эмоциональная сфера играет огромную роль в формировании такой важной стороны личности дошкольника, как нравственность, чувство патриотизма. Особенно это актуально в непростое нынешнее время, когда сложилась такая непростая политическая обстановка в мире.
В нашем ДОУ сложились такие эффективные формы взаимодействия с родителями в области музыкального воспитания, как
– проведение досугов, музыкальных и спортивных праздников с участием родителей (День матери, День защитника Отечества, праздник 8 марта);
– совместное изготовление декораций, реквизита и костюмов к праздникам; наши родители оказывают большую помощь в том, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной как в повседневной жизни, так и при проведении праздников и досуговых мероприятий;
– открытые музыкальные занятия;
– оформление информационных уголков для родителей;
– театральные представления для детей и родителей; дети испытывают огромное удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе и своих силах; детский сад является как бы мостиком, культурным центром как для детей, так и для родителей;
– родительские собрания и индивидуальные консультации для родителей;
– опросы детей и анкетирование родителей;
– дни открытых дверей; изготовление и оформление наглядного материала;
– конкурсы с участием детей и родителей (праздник 8 марта проводился в формате конкурса-концерта «Алло, мы ищем таланты!», где каждый ребёнок с кем-либо из членов своей семьи готовил праздничный номер);
– встречи с интересными людьми (встречи с родителями, которые рассказывают о своих профессиях);
– мастер-классы, которые проводят родители для группы, которую посещает их ребёнок (работа с солёным тестом, кулинарные рецепты, работа в технике эбру и др.).
Музыкальный руководитель всегда работает в темном сотрудничестве с воспитателями групп и другими специалистами ДОУ. В своей работе мы придерживаемся следующих принципов: открытость ДОУ для семьи в рамках совместного сотворчества; единое понимание родителями и работниками ДОУ целей и задач музыкального воспитания детей; максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с дошкольниками и их родителями; равноправное партнёрство в деле музыкального развития детей; помощь, уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Очень важно выработать единый стиль общения и воспитания ребёнка в ДОУ ив семье. В нашей работе мы стараемся активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. С этой целью в нашем ДОУ налажено оказание квалифицированного консультирования, а также практической помощи родителям по вопросам и проблемам развития и воспитания ребёнка. Весьма важным считаем формирование у ребёнка доверия к окружающему миру, формирование чувства уверенности и защищённости; создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки.
Ограничения в период пандемии и в последующий период сделали использование ИКТ большим помощником в работе с родителями: было организовано дистанционное и онлайн-взаимодействие. Это и общение по скайпу, и использование мультимедийных презентаций, и работа в мобильных приложениях и социальных сетях Viber, WhatsApp, ОК, ВК, и рассылки на электронную почту. Всё это дало огромный положительный результат и позволило не терять контакты с детьми и родителями.
О результативности проводимой работы и взаимодействия говорят такие показатели:
– повышается педагогическая компетентность родителей;
– улучшаются детско-родительские отношения, и меняется стиль общения родителей и детей;
– повышается уровень эмоционального приятия родителями своего ребёнка;
– родители и дети получают массу положительных эмоций;
– дети чувствуют поддержку и защищённость со стороны родителей.
Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ даёт довольно стойкие положительные результаты. Родители осознают, что их вовлечение в совместную деятельность, активное и заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо и важно для развития их собственного ребёнка. Из наблюдателя или зрителя родители постепенно становятся активными участниками воспитательного процесса, в отношениях формируется атмосфера самоуважения. Такое сотрудничество — залог успешной воспитательной деятельности.