В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.
Ключевые слова. эмоциональное выгорание, резистенция, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что состояние эмоционального выгорания оказывает существенное влияние на снижение качества выполняемой сотрудником профессиональной деятельности, что, с одной стороны, ведет к падению ее результативности в обществе, с другой — к ухудшению профессионального и личного благополучия самого специалиста.
Синдрому эмоционального выгорания подвержены представители разных национальностей, статусов, возрастов, профессий и т. п.
Психологами установлено, что на эмоциональное выгорание влияют многие факторы, например, условия и организация труда, отношения с руководством и обстановка внутри коллектива, соотнесение представлений о профессии и реальная трудовая ситуация, индивидуальные психологические особенностей специалиста и т. д. [6].
Исследование проблемы эмоционального выгорания проходило на базе коммерческих и государственных образовательных организаций г. Брянска: ЧСШ «Полиглот Академия», ЧОУ «Школа обучения в диалоге», МБОУ «Лицей 27 им. Героя Советского Союза И. Е. Кустова» г. Брянска. В исследовании участвовала 37 испытуемых, педагогические работники данных организаций.
Для изучения эмоционального выгорания сотрудников образовательных учреждений были использованы методики К. Маслач «Опросник выгорания» и В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».
На рисунке 1 представлены результаты по методике К.Маслач.
Рис. 1. Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций (результативная модель). Примечание: 1- Высокий уровень, 2- Средний уровень, 3- Низкий уровень
Данные рисунка 1 указывают, что эмоциональное истощение у сотрудников государственных образовательных организаций имеет примерно равное распределение между средним и высоким уровнем, с небольшим преобладанием среднего (45 % и 40 % соответственно). В то время, как у сотрудников коммерческих образовательных организаций — доминирует средний уровень (64,7 %).
Следовательно, ощущение эмоционального и физического утомления, исчерпанности жизненных ресурсов, переживание пониженного эмоционального тонуса и повышенной эмоциональной лабильности, раздражительность, агрессивность, тревожность, повышенная чувствительность к оценкам других, утрата интереса и положительных эмоций к окружающим, а нередко равнодушие и холодность по отношению к ним, чувство «пресыщенности» работой, нежелание ходить на работу или стремление быстрее окончить рабочий день, а также неудовлетворенность жизнью в целом, — более выражены у сотрудников государственных образовательных организаций.
Деперсонализация у сотрудников государственных образовательных организаций более всего выражена на среднем уровне (45 %). При этом высокий и низкий уровень представлен примерно одинаково, при небольшом преобладании низкого (25 % и 30 % соответственно). У сотрудников коммерческих образовательных организаций — доминирует низкий уровень деперсонализации (52,9 %), при значительной выраженности среднего (47,1 %) и отсутствии высокого (0 %).
То есть склонность к эмоциональной отстраненности от своей профессиональной деятельности, формальное выполнение профессиональных обязанностей без личностной включенности, критичное отношение к другим и некритичное относительно себя, стремление к уменьшению числа контактов с окружающими, эмоциональная нетолерантность в коммуникативных ситуациях, негативизм, а иногда и цинизм по отношению к окружающим, — более выражены у сотрудников государственных образовательных организаций.
Редукция личных достижений у сотрудников государственных образовательных организаций преимущественно представлена на низком уровне (50 %), у сотрудников коммерческих образовательных организаций — на среднем (47,1 %).
Можно отметить, что уровень удовлетворенности собой как человеком и как специалистом, позитивная оценка своей компетентности и эффективности, — более выражены у сотрудников государственных образовательных организаций. Сотрудники коммерческих образовательных организаций более склонны негативно оценивать свою осведомленность и продуктивность, что может либо вести к стремлению к самосовершенствованию, либо привести к снижению профессиональной мотивации и стремлению избегать работы вначале психологически, а потом физически.
Общий уровень эмоционального выгорания у большинства сотрудников государственных образовательных организаций выражен на среднем уровне (45 %). При этом высокий и низкий уровень представлен примерно одинаково, при небольшом преобладании низкого (25 % и 30 % соответственно). У сотрудников коммерческих образовательных организаций — доминирует средний уровень (58,8 %). При этом низкий уровень представлен почти так же, как у сотрудников государственных образовательных организаций (29,4 %), а высокий — в два раза ниже (11,8 %).
Это указывает на то, что для большинства сотрудников, как государственных, так и коммерческих образовательных организаций удовлетворенность профессиональной деятельностью и собою как профессионалом, направленность на самореализацию в профессии, удовлетворенность межличностным профессиональным взаимодействием, а также возможности по восстановлению психофизиологических ресурсов, — выражены на среднем уровне. Однако, высокие результаты вышеперечисленных показателей более представлены у сотрудников коммерческих образовательных организаций.
Рассмотрев общую тенденцию эмоционального выгорания, обратимся к анализу количества сформированных симптомов в каждой из исследуемых групп (таблица 1).
Результаты, отраженные в таблице 1, указывают, что для большинства сотрудников коммерческих и государственных организаций, свойственно отсутствие высокого уровня сформированности по всем трем симптомам, при этом в коммерческих организациях таких сотрудников значительно больше (ни один симптом не сформирован — 50 % и 70,6 % соответственно).
Таблица 1
Сформированность симптомов выгорания у сотрудников коммерческих и государственных организаций
Критерий |
Государственные |
Коммерческие |
||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Ни один симптом не сформирован |
10 |
50 |
12 |
70,6 |
Сформирован один симптом: истощение |
4 |
20 |
0 |
0 |
Сформирован один симптом: деперсонализация |
2 |
10 |
0 |
0 |
Сформирован один симптом: редукция |
0 |
0 |
3 |
17,6 |
Сформировано два симптома: истощение и деперсонализация |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сформировано два симптома: истощение и редукция |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сформировано два симптома: деперсонализация и редукция |
1 |
5 |
2 |
11,8 |
Все три симптома сформированы |
3 |
15 |
0 |
0 |
Нами обнаружены сотрудники со сформированностью 1 симптома: в государственных учреждениях — истощение (20 %) и деперсонализация (10 %); в коммерческих учреждениях — редукция (17,6 %).
Сформированность двух симптомов (деперсонализация и редукция) в коммерческих организациях представлена на уровне 5 %, в государственных организациях — на уровне 11,8 %.
Сформированность всех трех симптомов у сотрудников коммерческих организаций не выявлена, у сотрудников государственных организаций составляет 15 %.
Данный анализ подтверждает описанную общую тенденцию выгорания у сотрудников коммерческих и государственных организаций, о том, что в своем большинстве обе группы имеют средний уровень выгорания, при этом в государственных образовательных организациях оно выражено выше. Симптом выгорания деперсонализация и особо истощение больше выражен в государственных организациях, редукция — в коммерческих организациях.
Рассмотрение специфики эмоционального выгорания с точки зрения процессуальной модели, подразумевающей под выгоранием процесс, состоящий из ряда последовательно идущих фаз выгорания (в данном случае: напряжение, резистенция, истощение), мы предприняли с помощью методики В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».
Сводные результаты индивидуального тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций ( процессуальная модель )
Критерий |
Государственные |
Коммерческие |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Напряжение |
8 |
40 |
6 |
30 |
6 |
30 |
5 |
29,4 |
5 |
29,4 |
7 |
41,2 |
Резистенция |
6 |
30 |
7 |
35 |
7 |
35 |
2 |
11,8 |
8 |
47,1 |
7 |
41,2 |
Истощение |
4 |
20 |
7 |
35 |
9 |
45 |
2 |
11,8 |
5 |
29,4 |
10 |
58,8 |
Выгорание |
5 |
25 |
7 |
35 |
8 |
40 |
2 |
11,8 |
7 |
41,2 |
8 |
47,1 |
Примечание: 1 — Сформирована, 2 — Формируется, 3 — Не сформирована.
Как видно из таблицы 2, наименее сформированной фазой эмоционального выгорания у сотрудников государственных организаций является истощение (сформировано 25 %, не сформировано 45 %), наиболее — напряжение (сформировано 40 %, не сформировано 30 %); у сотрудников коммерческих организаций наблюдаем такую же картину: наименее сформированной фазой эмоционального выгорания является истощение (сформировано 11,8 %, не сформировано 58,8 %), наиболее — напряжение (сформировано 29,4 %, не сформировано 41,2 %).
Общий уровень эмоционального выгорания в обеих группах для большинства испытуемых выражен на уровне «не сформировано» (40 % и 47,1 % соответственно). При этом в государственных учреждениях лиц с уровнем «сформировано» в два раза больше, чем в коммерческих учреждениях (25 % и 11,8 % соответственно).
Таким образом, проведённое экспериментальное исследование выявляло, что э моциональное выгорание, согласно результативной модели исследования, у большинства сотрудников государственных образовательных организаций (ГОО) и коммерческих образовательных организаций (КОО) выражено на среднем уровне. При этом в ГОО оно выражено выше. Более всего в ГОО выражен симптом эмоциональное истощение, в КОО — редукция личных достижений.
Эмоциональное выгорание, согласно процессуальной модели исследования, в обеих группах для основной части испытуемых выражено на уровне «не сформировано». При этом в ГОО лиц с уровнем «сформировано» в два раза больше, чем в КОО. Наиболее сформированной фазой эмоционального выгорания у сотрудников ГОО и КОО является напряжение, наименее — истощение.
Литература:
- Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — М.: Юрайт. 2099. — 251 с. — ISBN: 978–5–534–08627–0.
- Деева, О. С. Причины профессионального стресса и методы профилактики / О. С. Деева // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. — 2019. — № 2. — С.140–144. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-professionalnogo-stressa-i-metody-ego-profilaktiki.
- Молокоедов, А. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Удовик. — М.: ООО «Левъ», 2018. — 252с. — ISBN: 978–5–91914–040–5.
- Психологические проблемы профессионального выгорания служебной деятельности / Сост. С. С. Новикова. — М.: Флинта, 2021. — 49 с. — ISBN: 978–5–9765–4769–8.
- Фещенко, Е. М. Профессиональный стресс руководителей образовательных учреждений / Е. М. Фещенко // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Брянск, 22 апреля 2022 года. — Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2022. — С. 237–242. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=49452688.