Мотивация на уроках английского языка: задания, побуждающие к действию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Сумина, С. Ю. Мотивация на уроках английского языка: задания, побуждающие к действию / С. Ю. Сумина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110492/ (дата обращения: 16.11.2024).



Любая деятельность должна иметь смысл для человека, её выполняющего. Распространенной проблемой стало то, что большая часть учащихся не видит для себя практического смысла и интереса в выполнении учебных заданий, и, следовательно, не мотивирована для того, чтобы полноценно и максимально эффективно овладеть иностранным языком. Традиционные репрессивные методы воздействия оказывают все меньший эффект на современных школьников, для получения высоких образовательных результатов необходимо применять методы, способные заинтересовать ребенка тем, что он выполняет, нести для него смысл, в идеале — не только учебный, но и практический, мотивировать учащегося. Мотивация играет огромную роль в обучении. Важно, чтобы учащиеся видели практическую пользу от изучения языка, а не просто выполняли учебные задания из-за внешнего давления. Педагоги должны стремиться использовать методы, которые делают учебный процесс интересным и понятным для учеников. Как результат, это может не только улучшить образовательные результаты, но и вдохновить учащихся на дальнейшее саморазвитие и погружение в изучение иностранного языка. Изучение иностранных языков важно не только для расширения кругозора и коммуникации с носителями других культур, но также помогает улучшить когнитивные навыки, такие как память, внимание и логическое мышление. Кроме того, знание иностранного языка может существенно повысить шансы на трудоустройство и карьерный рост, особенно в сферах международного бизнеса и туризма. Таким образом, изучение иностранных языков является важным компонентом личностного и профессионального развития.

В данной работе хочется представить свой опыт использования заданий, имеющих смысл для школьников, заинтересовывающих их, но обладающих и безусловной образовательной и практической (жизненной) пользой. Все примеры приведены для 4 и 5 классов, тематика соответствует учебной программе и требованиям к УУД для учащихся данного возраста.

1) В силу своей специфики как учебного предмета иностранный язык должен выступать на уроке не столько объектом изучения (иначе язык будет изучаться только ради языка), сколько средством познания мира, а содержание образования в данном случае мы черпаем из других предметных областей, задействуя разнообразные сферы интересов наших учеников. Также такой подход позволяет учащимся дополнительно развиваться, получать знания из различных предметных областей. Примеры:

Тема «Мой дом»: одно из традиционных заданий — рассказать о своей квартире \ доме. В качестве визуальной опоры учащиеся получают задание нарисовать план своей квартиры так, как принято в строительстве и архитектуре: с учетом расположения комнат и (примерного) соотношения их площади, указав метраж, отметив на плане окна и двери.

Тема «Времена года и погода»: чтобы научиться рассказывать о том, какая будет погода, учащиеся получают задание посмотреть прогноз погоды для одного из городов России и изобразить его на карточке с помощью общепринятых в метеорологии и географии значков. Для ответа учащиеся обмениваются карточками.

Тема «Животные»: учащимся предлагается подготовить «анкету» (factfile) дикого животного с точки зрения биологии — указать внешний вид, место обитания, размеры и вес, систему питания и т. д.

Тема «Питание и любимые блюда»: составить на английском языке рецепт любимого блюда, используя англоязычные образцы из сети интернет, с учетом сокращенного обозначения мер и весов и кулинарной терминологии.

2) Для обучения общению на иностранном языке традиционно используются тематические диалоги. Конечно, в современных учебниках все диалоги носят практический характер, однако ситуации общения гипотетические — учащийся все равно находится на уроке, а не в магазине, кафе и т. д. Сделать данное учебное общение жизненным, живым можно, придав ему черты спонтанности — учащиеся должны знать фразы из диалога-образца, но в ходе выполнения задания они постоянно ставятся в ситуацию выбора, вынуждены адекватно реагировать на реплики собеседника, быстро принимать решения. На принимаемые решения и, соответственно, развитие диалога и его итог накладывает отпечаток и личность учащегося, его взгляды и предпочтения. Возможность выбора и принятия собственных решений, пусть и в рамках заданной ситуации, придает учебному общению личностный смысл, а значит, делает значимой и наполненной смыслом саму эту деятельность.

Диалог «Заказ блюд в кафе»: «клиент» не знает заранее, какие блюда будут в меню, цены на них, уточняющие вопросы «официанта». «Официант» не знает заранее, что закажет клиент, должен быстро посчитать стоимость «заказа».

Диалог «Осмотр дома при покупке нового жилья»: по жребию учащиеся распределяют в парах роли — «родитель» и «ребенок». Затем случайным образом выбирают «дом» для осмотра — 3D изображения, которые учащиеся видят в первый раз. Их задача — обсудить все плюсы и минусы «дома» и решить, будут ли они его покупать.

Диалог «Готовим вечеринку»: обсудить все аспекты подготовки вечеринки (еда и напитки, игры и развлечения, декор) с партнером, при этом место проведения вечеринки определяется по жребию и заранее неизвестно учащимся.

3) Владение любым иностранным языком в первую очередь должно быть полезным умением для жизни. Ресурсы сети интернет — практически неисчерпаемый источник материалов и сервисов для интересных, но и полезных с образовательной и практической для жизни точки зрения заданий. Для выполнения подобных заданий учащиеся используют планшет или компьютер (раз в неделю в нашей школе есть возможность провести урок английского языка в компьютерном классе).

Тема «Мой дом»: осуществить виртуальный тур по дому и ответить на вопросы (Пример: How many bedrooms are there in the house? Where is the blue sofa?) — для задания используется виртуальная модель дома с американского сайта по продаже недвижимости https://www.americanclassichomes.com/gallery/virtual-tours (см. рис. 1)

Пример виртуальной модели спальни с сайта American classic homes

Рис. 1. Пример виртуальной модели спальни с сайта American classic homes

Тема «Времена года и погода»: ответить на вопросы о погодных условиях в разных точках мира, используя сайт BBC Weather (Пример: What is the coldest city? What is the weather like in the capital of Germany?) https://www.bbc.com/weather/map — выбрать функцию Detailed map.

Тема «Мой питомец»: составить небольшой рассказ о своем питомце, разместить рассказ со своей подписью и фото питомца на виртуальной доске в сервисе linoit — https://en.linoit.com/ (см. рис. 2).

Пример виртуальной доски с сайта Linoit

Рис. 2. Пример виртуальной доски с сайта Linoit

Изучение иностранного языка открывает перед нами множество новых возможностей. Это не только способность общаться с людьми из других стран и культур, но и ключ к новым знаниям и перспективам. Научиться говорить на другом языке — значит расширить свой кругозор и обогатить свой интеллект. В современном мире знание иностранного языка открывает двери к международным карьерным возможностям, делая нас более конкурентоспособными на рынке труда. Изучение иностранного языка несет в себе и пользу для нашего мозга — это отличная тренировка для памяти, внимания и логического мышления. К тому же, оно способствует развитию культурного понимания, помогая нам лучше понимать и уважать разнообразие нашего мира. Изучение иностранного языка — это не только способ обогащения личности, но и инвестиция в свое будущее.

Таким образом, соблюдая рамки учебных тем и требований к УУД, можно заметно активизировать работу учащихся на уроке и дома интересными и полезными заданиями, придать деятельности смысл в глазах самих учащихся, мотивировать их к овладению иностранным языком.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учащийся, задание, BBC, английский язык, виртуальная доска, диалог, изучение, логическое мышление, учебное общение.


Задать вопрос