Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Войнова, Е. А. Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников / Е. А. Войнова, И. В. Кузнецова, И. И. Чиль, Т. В. Оржел. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110496/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема речевого развития дошкольников в настоящее время очень актуальна. По статистике процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся высоким. Большинство детей, поступающих в школу, слабо владеют навыками связной речи.

Федеральная образовательная программа ставит серьезные задачи речевого развития дошкольников.

Речевое развитие детей дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта дошкольника.

Под развивающей речевой средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевая развивающая среда раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности.

В качестве основных составляющих речевой образовательной среды выделяют:

– речь педагога;

– методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

– специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.

Педагог должен выступать носителем культурной речи, владеть чёткой дикцией, уметь рассказывать доходчиво, интересно, выразительно. Речь воспитателя не должна быть упрощённой, она должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов (К. Д. Ушинский). Речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей.

Подбор методов и приёмов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи. Речевая компетенция ребёнка предусматривает лексическую, грамматическую, фонематическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Лексическая компетенция предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки. Её содержательную линию составляют активный и пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, однокоренные слова и т. д.). По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, синтаксис и словообразование.

Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха, воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи, овладение средствами звуковой выразительности речи.

Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений. Её содержательная сторона — это диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

Монологическая компетенция предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов.

Исходя из особенностей развития сторон речи детей можно условно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

В первой младшей группе воспитатель должен много говорить сам в течении всего дня: когда общается с отдельным ребёнком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т. д.) и когда занят со всеми детьми (режимные моменты, игры, занятия). Воспитатель должен терпеливо, неторопливо рассказывать о том, что, зачем и как делает и что надеется получить в результате.

На третьем году жизни между пассивным и активным словарём ребёнка наблюдается большой разрыв. Следует как можно чаще использовать задания типа «Найди красный карандаш», «Принеси кукле Кате варежки» и т. п. Такие задания позволяют воспитателю выяснить, понимает ли ребёнок, о чём речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно его повторять в сочетании с уже знакомыми словами («Курочка клюёт? Клюёт. У неё клюв. А у цыплят — клювики»). Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей в употреблении этого слова.

Формированию словаря способствуют следующие игры:

– «Поможем кукле Кате купить посуду (одежду, мебель, игрушки»)

– «Куда что положить?» (чашку поставить на поднос, платье повесить в шкаф и т. п.)

– «Что изменилось?»

– «Чей малыш? Чья мама?»

– «Назови правильно» (гриб — грибочек, платок — платочек)

– «Подскажи словечко» (при повторении знакомых сказок, стихов, потешек).

Для выработки речевого дыхания хорошо иметь султанчики, пёрышки, ленточки.

В книжном уголке должны быть книги с красочными крупными иллюстрациями, наборы картинок с изображениями животных и детёнышей, предметов мебели, посуды, одежды.

Во второй младшей группе необходимо интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов воспитателя о:

– жизни группы: смотрели спектакль, ходили к доктору, о режимных процессах (как хорошо научились умываться, одеваться, играть, о умении ладить друг с другом и т. п.);

– о том, что должно произойти (как будем украшать ёлочку, про Деда Мороза);

– о каждом малыше в отдельности, выделили три разновидности рассказов:

– Воспитатель делает комплимент ребёнку по поводу его внешности или одежды («У тебя новая причёска? Косички тебе очень идут!»; «Какая у тебя замечательная футболка: синяя, с полосатым воротничком и полосатым кармашком. А на кармашке — аппликация. В этой футболке ты настоящий футболист).

– Воспитатель хвалит ребёнка за трудолюбие и желание достичь практического результата («Ай да Ваня, молодец. У него застёжки на сапогах капризничали, никак их не застегнёшь, а он застегнул. Сам! Без чьей-то помощи).

– Воспитатель предвосхищает действия (поступок), которые ребёнок может совершить, но в данный момент не желает этого делать. (Не переживай, Анюта, на твоём стуле сидит не какой-нибудь рассеянный человек, а Паша.

— Будь уверена, он не оставит тебя без стула, он тебе другой принесёт.

— Молодец, Паша, ты настоящий мужчина).

– о своих проблемах, интересных наблюдениях;

– трудных житейских ситуациях (цель рассказа — помочь осознать детям, что некоторые действия, которые они иногда совершают, не вызывают одобрения у взрослых)

– рассказы воспитателя о себе должны помочь детям преодолеть различные страхи («Как я перестала бояться темноты»), понять нежелательность некоторых действий («Как от меня чуть не убежали игрушки»).

Младших дошкольников приучают рассматривать сюжетные картинки и рассказывать о том, что они видят. С особым удовольствием они рассматривают картинки со знакомыми героями, вызывающими у них симпатию. Важно, чтобы с раннего возраста дети приучались работать в определённой последовательности: сначала рассмотрели один объект и с помощью воспитателя охарактеризовали его, потом стали осмысливать изображённую ситуацию, рассматривать второй объект и т. д. Рассматривая сюжетную картинку, не следует утомлять детей многочисленными вопросами, на многие вопросы воспитатель отвечает сам. Но вопросы заставят детей сосредоточиться, задуматься, а ответ воспитателя доставит удовольствие.

Не следует предлагать ребёнку повторить искажённое им слово правильно, лучше проговорить трудное для малышей слово самим, чётко артикулируя звуки.

До четырёх лет представления детей напоминают живописное лоскутное одеяло: причины и следствия часто меняются местами. Рассказы воспитателя, пояснения, ответы на вопросы, в том числе на свои собственные, очень важны. Ребёнок начинает видеть связи, действительно существующие между явлениями, и радуется своим новым открытиям. Поэтому обязательно: завершать рассматривание рассказом, который сложился по ходу описания картинки. Рассказ нужно повторять, дополняя и усложняя.

Работа с сюжетными картинками способствует совершенствованию диалогической речи детей, помогает активизировать и обогатить словарь.

Существуют игры, в которых воспитатель и дети ведут между собой диалоги. Эти игры — прекрасное средство для развития речи ребёнка. В этих играх ведущая роль принадлежит воспитателю, а ребёнок, взаимодействуя с ним, говорит (за себя, или какого-то героя), но не совершает никакого ролевого действия. Особое внимание в этих играх уделяется обогащению речи детей формулами речевого этикета.

– «Кем ты будешь?» игра в дочки-матери, но воспитатель берёт на себя роль дочки. Играя роль ребёнка, воспитатель по-разному обращается к «маме»: «Дорогая мамочка», «Мамуленька» и т. п., обогащая словарь малыша.

– «Ты кто?» ребёнок подходит к Вам с игрушкой, Вы его спрашиваете: Здравствуй, а ты кто?» и выстраиваете диалог.

– «Не хочу» ребёнку хочется поиграть с Вами, Вы на все его вопросы отвечаете: «Не хочу!», побуждая его к монологу.

– «Помогите, доктор» воспитатель ставит рядом с собой 5–6 игрушечных животных, у всех забинтованы лапы, хвост, шея и т. п. Надевает белый халат, говорит, что он доктор Айболит.

Ежедневное чтение детям оказывает заметное влияние на их речь и поведение:

– Русские народные песенки можно читать по ролям. («Идёт лисичка по мосту», «Дождь, дождь» и др.)

– Подвижные и хороводные игры (Гуси, вы, гуси»; «Заяц Егорка»; «Жили у бабуси два весёлых гуся» и др.)

– Стихи, сказки, рассказы.

Пятый год жизни — период наивысшей речевой активности, поэтому нужно стараться удовлетворить потребность детей в получении и обсуждении информации. Беседуя с детьми, важно проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре, не оставлять без внимания вопросы детей.

С целью вовлечения детей в разговор на определённую тему и предоставления им возможности высказывать свои соображения, используем разнообразные игры:

– «Я — Старик-лесовик» (Воспитатель говорит детям, что он — старик-лесовик и приглашает всех зверей в свой лес. Детям в лес без взрослых ходить нельзя, а зверей — милости просим. Обязательно найдётся ребёнок, который захочет поиграть и скажет: «Я белочка, пусти меня в свой лес». Воспитатель говорит, что ему нужно убедиться, настоящая ли это белочка, и он задаёт разные вопросы: Сколько у тебя лап? Какого цвета шубка?» и т. п. Если ребёнок затрудняется, то ему предлагается заранее приготовленная картинка. Эта игра проводится 3–4 раза подряд с интервалом через 2–3 дня, через неделю, через 2–3 месяца, через полгода. Во время игры, которая проводится во второй или в третий раз, дети уже подробно и даже с юмором отвечают на вопросы лесовика.

– Игра «Наша квартира»

– Игра «Жил-был кот»

– Игра «Сделали сами»

Дети с удовольствием рассказывают о своём доме, своих животных, своих игрушках, своих впечатлениях, главное поддерживать в них это желание и давать возможность высказаться.

В речевом уголке должен быть материал для развития у детей умения выполнять интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией и сериацией: посуда, одежда, мебель, животные — дикие и домашние, цветы — садовые и луговые и т.п; игры для развития речевого дыхания, подборка чистоговорок, скороговорок.

В старшей группе в распоряжении детей должны быть крупные и мелкие картинки по темам: «Найди отличия»; «Найди два одинаковых предмета»; «Кто где спрятался?»; картинки с последовательным развитием сюжета; иллюстрированные журналы, каталоги, атласы, книги по искусству для рассматривания.

Дети пяти-шести лет любят слушать любые рассказы взрослого. О чем полезно рассказывать старшим дошкольникам?

– О некоторых событиях прошедшей недели;

– о том, какие дети были раньше и какими станут, когда вырастут;

– о книге, которую предстоит прочитать детям;

– о шалостях взрослых в детстве.

В старшем дошкольном возрасте наиболее эффективным методом развития речи является беседа. В ходе беседы воспитатель задаёт детям разнообразные вопросы, выслушивает и корректирует ответы, помогая дошкольнику правильно высказать мысль. Тематика бесед разнообразна:

– Кто прав и почему ты так думаешь? (разбор конфликтной ситуации)

– Кто в новой книге (сказке, фильме) тебе понравился, а кто не понравился?

– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

– Как ты любишь отдыхать?

– С кем бы ты хотел дружить и почему?

– О чём ты мечтаешь?

– Кого ты боишься?

Старшие дошкольники могут и сами предложить тему для разговора. Обязательно поддержите их инициативу. Детей занимают их собственные переживания и ощущения, поэтому с ними надо обязательно обсуждать их личные проблемы.

Остаётся в силе традиция ежедневного чтения художественной литературы. Читаем стихотворения, повести, рассказы, сказки поэтов и писателей России и других стран.

В подготовительной к школе группе особое внимание должно уделяться развитию у будущих школьников желания и умения проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду: разнообразное, периодически обновляющееся предметное окружение:

– выставки предметов декоративно-прикладного искусства;

– альбомы с репродукциями известных картин;

– словари, энциклопедии;

– различные журналы с юмористическими картинками;

– буквари, книги с крупным шрифтом для самостоятельного чтения

Одной из составляющих развивающей речевой среды являются частые и интересные рассказы воспитателя о различных явлениях, событиях, о том, что происходит в мире, а также формирование самостоятельного рассказывания детей. («Утро радостных встреч» — рассказы детей о том, как провели выходные).

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды

– создаёт благоприятные условия для развития речевых умений и навыков детей в самостоятельной деятельности;

– обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

– способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Литература:

  1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика — Синтез, 2000.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. — М. Сфера, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, игра, речевая развивающая среда, возрастная группа, рассказ воспитателя, речевое развитие детей, слово, содержательная линия, дошкольное детство.


Похожие статьи

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации коммуникативно-речевой среды в детском доме

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Похожие статьи

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации коммуникативно-речевой среды в детском доме

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Задать вопрос