В данной статье рассмотрена психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии. В частности, были рассмотрены понятия социализации, процесса социализации, его психологические особенности.
Ключевые слова: психологическая характеристика, процесс социализации, дети с отклонениями в развитии, ОВЗ.
Социализация — сложный процесс адаптации индивида к современным условиям жизни. Особенно трудно она проходит у детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс предполагает активное включение человека в разные сферы жизни. Детей с ОВЗ важно научить правильно ориентироваться в окружающей среде, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.
Проблема социализации наиболее актуальна сейчас и волнует многих ученых, педагогов и психологов. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют большего внимания для их успешной социализации в современном обществе. Им необходимы специальные программы, возможность посещения реабилитационных центров и специальных учебных заведений.
Дети с ОВЗ — это те, у кого есть психические или (и) физические недостатки, которые могут быть наследственными, врожденными или приобретенными, последствиями серьезных заболеваний или полученных травм. Нарушение здоровья может привести к проблемам развития ребенка, и тогда возникает необходимость в специальном уходе и лечении, а также в определенных условиях для обучения.
Степень нарушения здоровья зависит от работоспособности определенных функций организма ребенка. Некоторые заболевания ограничивают детей в активном образе жизни: если имеются нарушения речи, эмоциональной сферы, то это вызывает затруднения в общении со сверстниками, дети сложно идут на контакт и с взрослыми людьми, педагогами, воспитателями. Дети с ОВЗ часто болеют, у них ограниченный круг общения, возникают коммуникативные сложности и трудности в развитии социальных навыков, представление об окружающем мире достаточно узкое [1, с. 241].
Существует огромный список заболеваний, которые в определенной мере отражаются на социализации детей в современном обществе. В целом этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека: начиная с раннего возраста, ребенок включается в процесс коммуникации, усваивает определенные нормы морали, овладевает качествами, которые нужны для жизни в обществе. Однако нужно отметить, что в определенных ситуациях человеку также необходима возможность противостоять ему. В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья очень долго выделялись в отдельную социальную группу, воспитывались и учились в специализированных учреждениях. Но сейчас такой опыт вызывает много споров и сомнений. Дети, которые живут в интернатах, проводят в родной семье мало времени, а ведь семья играет главную роль в успешной социализации ребенка.
Воспитываясь в школах, интернатах, дети, в том числе и дети с ОВЗ, бывают более замкнутыми, у них сложности в коммуникации, и они с трудом заводят новые знакомства. Часто такие дети после окончания школы продолжают общение со своими одноклассниками, объединяются и пополняют ряды неблагополучных семей [1, с. 240]. Сейчас дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться не только в специальных интернатах, но и в обычных школах. Это возможно благодаря социальным изменениям в России и развитии института инклюзивного образования. Образование становится доступным для всех, в школах создаются условия для детей с ОВЗ, чтобы они могли свободно учиться [2, с. 173]. В связи с этим появляется необходимость в поддержке и педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, которые обучаются в общеобразовательных школах. И тут возникают определенные сложности в процессе социализации и включении детей в общество, так как эти вопросы недостаточно финансируются [2, с. 174].
Дети с ограниченными возможностями здоровья часто отличаются нарушениями в поведении, эмоционально-волевой сфере, они не уверены в себе, менее целеустремленны, у них преобладает игровая деятельность, повышена конфликтность [3, с. 146]. Для успешной социализации детей с ОВЗ необходимо их подготовить к жизни в современном обществе, им нужно усвоить определенные навыки и нормы поведения. Как и у всех детей, социализация ребенка с ОВЗ происходит в семье и обществе, но есть один нюанс. Часто ребенок в результате своего заболевания вынужден больше времени проводить с родителями и врачами, подобная изоляция от общества только вредит успешной социализации.
Процесс социализации — процесс взаимодействия личности и общества. Личность человека формируется под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли людей, действующих хаотично или поставленным целям. Важно понимать, что человек не выступает как пассивное существо, которое отражает внешнее воздействие. Он выступает как субъект собственного формирования и развития.
Попадая в коллектив сверстников, дети с ОВЗ учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных задач. Одним из направлений социализации детей с ОВЗ является цель научить ребенка коммуникабельности и самостоятельности. Для них учебный процесс важен не только получением знаний, но и созданием социальной адаптации и развития психологических особенностей, а целью педагогического процесса — развитие нравственной, творческой личности
Дети с ограниченными возможностями здоровья — особые дети, которым необходимо оказание социально-педагогической помощи. Огромный вклад в решение данной проблемы, определение принципов практической работы с детьми с ОВЗ внесли многие отечественные ученые, такие как Н. П. Вайзман, Л. С. Выготский, И. И. Мамайчук, С. Я. Рубинштейн, Е. И. Холостова и др. Так, было выявлено, что одним из значительных факторов, ведущих к возникновению вторичных дефектов в личности детей с ОВЗ [3, с. 146], выступают нарушения их социальных связей с окружающими людьми, неудовлетворенная потребность в общении.
В исследованиях показано, что поступление в специализированную школу приводит к созданию для таких детей оптимального режима общения, который благоприятствует в значительной мере его адекватной социализации, воспитывает важные навыки общения с окружающими людьми, формирует коллективные взаимоотношения. Для них характерна низко сформированная инициатива относительно общения.
Представления о готовности к самостоятельной жизни говорят, что часто большая часть детей с ОВЗ считают себя полностью подготовленными к самостоятельной жизни, чему причиной может быть как их завышенная самооценка, так и недостаточность развития контактирования с окружающим миром, они не выказывают беспокойства о собственной будущей жизни.
Наличие больших нарушений эмоциональной сферы у умственно отсталых детей затрудняют их эстетическое развитие, что обусловлено патологическим преобладанием процессов возбуждения или торможения. В процессе взросления они приходят к осознанию ограниченности их жизненных возможностей по сравнению с нормальными детьми. Это может приводить к формированию очень заниженной самооценки, социальной пассивности, сужению активного жизненного пространства. Главные проблемы происходят в сфере, которая не связана с собственно профессионально-практической деятельностью, но связана со сферой использования свободного времени и адекватного определения собственного места в неформальном коллективе.
Литература:
1. Орлова, Я. Д. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Я. Д. Орлова // Актуальные проблемы защиты прав ребенка: социальные, педагогические и правовые аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 02 ноября 2023 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. — С. 242–245.
2. Байдикова, О. В. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Байдикова, В. А. Бронникова, Н. Н. Черемных // Символ науки: международный научный журнал. — 2020. — № 1. — С. 73–75.
3. Полкопина, М. А. Психологические особенности социализации детей с ОВЗ в условиях школы / М. А. Полкопина, Л. Х. Егорова // Социальная среда и личность: сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина». — Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. — С. 142–146.Чуковский К. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 2017.