Психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Садыкова, Л. Н. Психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии / Л. Н. Садыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110550/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассмотрена психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии. В частности, были рассмотрены понятия социализации, процесса социализации, его психологические особенности.

Ключевые слова: психологическая характеристика, процесс социализации, дети с отклонениями в развитии, ОВЗ.

Социализация — сложный процесс адаптации индивида к современным условиям жизни. Особенно трудно она проходит у детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс предполагает активное включение человека в разные сферы жизни. Детей с ОВЗ важно научить правильно ориентироваться в окружающей среде, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.

Проблема социализации наиболее актуальна сейчас и волнует многих ученых, педагогов и психологов. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют большего внимания для их успешной социализации в современном обществе. Им необходимы специальные программы, возможность посещения реабилитационных центров и специальных учебных заведений.

Дети с ОВЗ — это те, у кого есть психические или (и) физические недостатки, которые могут быть наследственными, врожденными или приобретенными, последствиями серьезных заболеваний или полученных травм. Нарушение здоровья может привести к проблемам развития ребенка, и тогда возникает необходимость в специальном уходе и лечении, а также в определенных условиях для обучения.

Степень нарушения здоровья зависит от работоспособности определенных функций организма ребенка. Некоторые заболевания ограничивают детей в активном образе жизни: если имеются нарушения речи, эмоциональной сферы, то это вызывает затруднения в общении со сверстниками, дети сложно идут на контакт и с взрослыми людьми, педагогами, воспитателями. Дети с ОВЗ часто болеют, у них ограниченный круг общения, возникают коммуникативные сложности и трудности в развитии социальных навыков, представление об окружающем мире достаточно узкое [1, с. 241].

Существует огромный список заболеваний, которые в определенной мере отражаются на социализации детей в современном обществе. В целом этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека: начиная с раннего возраста, ребенок включается в процесс коммуникации, усваивает определенные нормы морали, овладевает качествами, которые нужны для жизни в обществе. Однако нужно отметить, что в определенных ситуациях человеку также необходима возможность противостоять ему. В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья очень долго выделялись в отдельную социальную группу, воспитывались и учились в специализированных учреждениях. Но сейчас такой опыт вызывает много споров и сомнений. Дети, которые живут в интернатах, проводят в родной семье мало времени, а ведь семья играет главную роль в успешной социализации ребенка.

Воспитываясь в школах, интернатах, дети, в том числе и дети с ОВЗ, бывают более замкнутыми, у них сложности в коммуникации, и они с трудом заводят новые знакомства. Часто такие дети после окончания школы продолжают общение со своими одноклассниками, объединяются и пополняют ряды неблагополучных семей [1, с. 240]. Сейчас дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться не только в специальных интернатах, но и в обычных школах. Это возможно благодаря социальным изменениям в России и развитии института инклюзивного образования. Образование становится доступным для всех, в школах создаются условия для детей с ОВЗ, чтобы они могли свободно учиться [2, с. 173]. В связи с этим появляется необходимость в поддержке и педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, которые обучаются в общеобразовательных школах. И тут возникают определенные сложности в процессе социализации и включении детей в общество, так как эти вопросы недостаточно финансируются [2, с. 174].

Дети с ограниченными возможностями здоровья часто отличаются нарушениями в поведении, эмоционально-волевой сфере, они не уверены в себе, менее целеустремленны, у них преобладает игровая деятельность, повышена конфликтность [3, с. 146]. Для успешной социализации детей с ОВЗ необходимо их подготовить к жизни в современном обществе, им нужно усвоить определенные навыки и нормы поведения. Как и у всех детей, социализация ребенка с ОВЗ происходит в семье и обществе, но есть один нюанс. Часто ребенок в результате своего заболевания вынужден больше времени проводить с родителями и врачами, подобная изоляция от общества только вредит успешной социализации.

Процесс социализации — процесс взаимодействия личности и общества. Личность человека формируется под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли людей, действующих хаотично или поставленным целям. Важно понимать, что человек не выступает как пассивное существо, которое отражает внешнее воздействие. Он выступает как субъект собственного формирования и развития.

Попадая в коллектив сверстников, дети с ОВЗ учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных задач. Одним из направлений социализации детей с ОВЗ является цель научить ребенка коммуникабельности и самостоятельности. Для них учебный процесс важен не только получением знаний, но и созданием социальной адаптации и развития психологических особенностей, а целью педагогического процесса — развитие нравственной, творческой личности

Дети с ограниченными возможностями здоровья — особые дети, которым необходимо оказание социально-педагогической помощи. Огромный вклад в решение данной проблемы, определение принципов практической работы с детьми с ОВЗ внесли многие отечественные ученые, такие как Н. П. Вайзман, Л. С. Выготский, И. И. Мамайчук, С. Я. Рубинштейн, Е. И. Холостова и др. Так, было выявлено, что одним из значительных факторов, ведущих к возникновению вторичных дефектов в личности детей с ОВЗ [3, с. 146], выступают нарушения их социальных связей с окружающими людьми, неудовлетворенная потребность в общении.

В исследованиях показано, что поступление в специализированную школу приводит к созданию для таких детей оптимального режима общения, который благоприятствует в значительной мере его адекватной социализации, воспитывает важные навыки общения с окружающими людьми, формирует коллективные взаимоотношения. Для них характерна низко сформированная инициатива относительно общения.

Представления о готовности к самостоятельной жизни говорят, что часто большая часть детей с ОВЗ считают себя полностью подготовленными к самостоятельной жизни, чему причиной может быть как их завышенная самооценка, так и недостаточность развития контактирования с окружающим миром, они не выказывают беспокойства о собственной будущей жизни.

Наличие больших нарушений эмоциональной сферы у умственно отсталых детей затрудняют их эстетическое развитие, что обусловлено патологическим преобладанием процессов возбуждения или торможения. В процессе взросления они приходят к осознанию ограниченности их жизненных возможностей по сравнению с нормальными детьми. Это может приводить к формированию очень заниженной самооценки, социальной пассивности, сужению активного жизненного пространства. Главные проблемы происходят в сфере, которая не связана с собственно профессионально-практической деятельностью, но связана со сферой использования свободного времени и адекватного определения собственного места в неформальном коллективе.

Литература:

1. Орлова, Я. Д. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Я. Д. Орлова // Актуальные проблемы защиты прав ребенка: социальные, педагогические и правовые аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 02 ноября 2023 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. — С. 242–245.

2. Байдикова, О. В. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Байдикова, В. А. Бронникова, Н. Н. Черемных // Символ науки: международный научный журнал. — 2020. — № 1. — С. 73–75.

3. Полкопина, М. А. Психологические особенности социализации детей с ОВЗ в условиях школы / М. А. Полкопина, Л. Х. Егорова // Социальная среда и личность: сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина». — Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. — С. 142–146.Чуковский К. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 2017.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, процесс социализации, современное общество, нарушение здоровья, общество, окружающий мир, самостоятельная жизнь, успешная социализация, эмоциональная сфера.


Ключевые слова

психологическая характеристика, ОВЗ, процесс социализации, дети с отклонениями в развитии

Похожие статьи

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога

В данной статье раскрывается теоретическое обоснование специфики деятельности социального педагога через характеристику особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста и проблем, которые могут возникнуть у ребенка на данном возрастном э...

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

В статье рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация», специфика социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, главные проблемы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и основные формы и методы социокультурной реабили...

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Похожие статьи

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога

В данной статье раскрывается теоретическое обоснование специфики деятельности социального педагога через характеристику особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста и проблем, которые могут возникнуть у ребенка на данном возрастном э...

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

В статье рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация», специфика социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, главные проблемы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и основные формы и методы социокультурной реабили...

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Задать вопрос