Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Гибадуллина, И. Ш. Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста / И. Ш. Гибадуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110594/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи и способы осуществления.

Ключевые слова : сенсорное развитие, сенсорные эталоны, ощущения, восприятие, дети младшего дошкольного возраста.

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста — это процесс развития чувственного восприятия и распознавания различных сенсорных стимулов, таких как зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные.

По мнению Л. А. Венгера, сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по насыщенности. В качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры. В качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются музыкальные ноты, фонемы родного языка. Также и во вкусовом восприятии имеются свои виды эталонов — это четыре основных вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на свежие, сладкие и горькие, легкие и тяжелые и т. д. [2, с. 4–6].

Н. Н. Поддьяков считает, что знание детьми сенсорных эталонов создает возможность пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства, для анализа и выделения свойств предметов в самых различных ситуациях, то есть использовать их в качестве единиц измерения [4, с. 112- 115].

Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:

  1. Формирование у детей систем перцептивных действий.
  2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о качествах, свойствах и отношениях предметов.
  3. Формирование умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, является одним из основополагающих направлений формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Современному ребенку требуется современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, которые позволяют решать задачи в разных образовательных областях.

В связи с происходящими изменениями в дошкольном образовании инновационные подходы начинают внедрять в образовательный процесс с младшего дошкольного возраста.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

К инновационным технологиям при формировании сенсорных эталонов у детей можно отнести:

  1. Сенсорная коробка — это методика, стимулирующая познавательных процессов и способствующая развитию мелкой моторики. В соответствии с тематикой и наполнением коробки, данное пособие развивает тактильное восприятие, зрение, обоняние и слух ребенка.
  2. Хеппенинг- форма современного искусства, которая включает в себя импровизацию. Представляет собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не имеет четкого сценария. Для детей дошкольного возраста подходит рисование пальчиками. Этот вид хеппинга включает в себя примакивание пальцев рук к поверхности бумаги разными способами. Польза от рисования пальчиками: хорошо развивают мелкую моторику, которая в свою очередь развивает речь и тактильную чувствительность.
  3. Кинезиология — здоровьесберегающие технологии, позволяющие выявить скрытые способности ребенка. Упражнения кинезиологии расслабляют, снимают напряжение, создают эмоционально благополучную атмосферу, укрепляют нервную систему ребенка, таким образом развивают психологические и физические качества, сохраняют здоровье и предотвращают отклонений развития.
  4. Куклотерапия — направление, раскрывающая значимость эмоциональных контактов для детей и показывающая огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Это методика собирает детей в команду, также устанавливает эмоциональные контакты детей, развивает психические процессы, обучает окружающему миру. В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
  5. Ковролинография — совокупность игр на ковролине, которая проводит ориентированные упражнения по формированию сенсорных способностей. Занятия содержат развитие сенсорных эталонов формы, цвета, величины.
  6. ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. Целью методики является развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
  7. Технология информационного обучения, в которой используют специальные технические средств для просмотра мультфильмов, сказок, песен, драматизаций: компьютера, мультимедийного проектора, принтера, телевизора, магнитофона, фотоаппарата, видеокамеры. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и являются стимулом их познавательной активности.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников, уделяли внимание многие отечественные учёные. Наиболее значимыми в этом направлении, являются такие авторы как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева.

В заключение можно сказать следующее: применение инновационных технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным и личностно-ориентированным, а также способствует общему развитию детей, их успеху в дальнейшем обучении и жизни.

Литература:

  1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. — 332 ч.
  2. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, А. П. Усова. — М.: Академия педагогических наук, 2018. — 138 с.
  3. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] / Э. Г. Пилюгина. — М., 2019. — 175 с.
  4. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Н. Н. Поддьяков, Т. А. Комарова, Л. С. Журова. — М.: Просвещение, 2021. — 115 с.
  5. Тихеева. Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С. 54–55.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, дальнейшее обучение, задача, мелкая моторика, познавательная деятельность, ребенок, ребенок систем, рисование пальчиками, сенсорное развитие, сенсорное развитие детей.


Похожие статьи

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого р...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Похожие статьи

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого р...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Задать вопрос