На обложке изображен Петр
Яковлевич Гальперин (1902–1988), доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат
премии Президента Российской Федерации в области образования.
Петр Гальперин появился на свет в Тамбове. Его отец
был нейрохирургом и отоларингологом, мать вела домашнее хозяйство. Мальчик
рос вместе с братом Теодором и сестрой Полиной.
Когда будущий психолог был подростком, его мать
погибла под колесами машины. Это стало тяжелым ударом для Гальперина, который
чувствовал к ней сильную привязанность. Вскоре в доме появилась мачеха,
которая сумела найти общий язык с детьми и стать частью семьи.
В детстве Петр был способным учеником, любил читать.
Он учился в гимназии, в которой практиковалось совместное обучение
мальчиков и девочек, и уже тогда посещал философский кружок. Но отец
не одобрял увлечений сына, посоветовав пойти по его стопам и получить
медицинское образование.
В итоге Гальперин стал студентом Харьковского
медицинского института. Он изучал психоневрологию и интересовался влиянием
гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему посвятил первый научный
труд. После получения диплома Петр Яковлевич устроился на работу в центр
для наркоманов, где сформулировал идею о том, что в основе
зависимостей лежит нарушение обмена веществ.
В 1928 году молодой человек получил приглашение в лабораторию
при Украинском психоневрологическом институте. Там произошло его знакомство с Алексеем
Леонтьевым, с которым его объединяло восхищение трудами Льва Выготского.
Некоторое время Гальперин числился доцентом при
Харьковском педагогическом институте, а после сокращения был вынужден
перейти в психиатрическую клинику. Следующие несколько лет он занимался
преимущественно психиатрией и читал лекции для студентов.
В 1936 году Петр Яковлевич Гальперин защитил
кандидатскую диссертацию на тему «О психологическом различии между орудиями
человека и вспомогательными средствами животных», в 1965 году —
докторскую диссертацию на тему «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование
умственных действий и понятий».
В молодости Петр Яковлевич много и часто болел,
был слабым и с трудом мог передвигаться. Все изменилось после поездки на
военные сборы, где его здоровье улучшилось.
В 1941–1943 годах Гальперин был назначен
начальником лечебной части Кауровского восстановительного госпиталя
(Свердловская область).
С 1943 года Петр Яковлевич работал в МГУ имени М. В. Ломоносова:
читал лекции по общей психологии, детской психологии, истории психологии,
заведовал кафедрой.
В кандидатской диссертации Петр Яковлевич выразил идею
о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал
положение о качественном различии соотношения мышления и практической
деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).
По мнению ученого, в жизни человека, в отличие
от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых
не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих
условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых
элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого
Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути
есть деятельность ориентировочная.
Тогда основной задачей психологии является
необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной
деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах
развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет
представление о психических процессах — восприятии, мышлении, памяти, —
которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности.
Гальперин выделял два основных плана, являющихся полем для развертывания
психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния
субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но
и внутренних процессов.
В 1953 году на совещании по психологии в Москве
Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий,
высказав идею, что умственные действия — это результат преобразования
внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего
действия в план восприятий, представлений и понятий.
С течением времени представления Гальперина о механизмах
формирования умственных действий и понятий и их основных
характеристиках изменялись, теория развивалась.
К концу 1960-х годов схема образования умственных
действий, представленная в докладе 1953 года, превратилась в развернутую
теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она
получила подтверждение в многочисленных экспериментах: Гальперин создал
новый метод исследования психических процессов — метод их планомерного
поэтапного формирования.
Среди учеников психолога были Николай Нечаев, Людмила
Обухова и Антонина Ждан.
Петр Яковлевич Гальперин скончался 25 марта 1988 года;
причиной его смерти стало ослабленное здоровье. Он похоронен на Востряковском
кладбище; рядом расположена могила его жены.