В статье представлена информация о методах развития силовых способностей у воспитанников Нахимовских военно-морских училищ в процессе занятий физической культурой.
Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, спорт, нахимовцы, воспитанники, сила, силовые способности.
Воспитание и обучение подрастающего поколения одна из главных задач государства и общеобразовательные организации Министерства обороны Российской Федерации решают эту задачу на высоком уровне.
Занятия физической культурой и спортом занимают важное место в подготовке воспитанников, как будущих защитников Отечества. В процессе занятий нахимовцы развивают свои физические качества, у них формируются двигательные навыки (в том числе военно-прикладные) и совершенствуется нервно-психическая устойчивость [4,5].
Время обучения воспитанников в нахимовских училищах (с 5 по 11 класс) захватывает сенситивные периоды развития физических качеств и это необходимо учитывать преподавателям по физической культуре для качественной организации процесса физического совершенствования.
Современные условия жизнедеятельности предъявляют все меньшие требования к проявлению силовых способностей, особенно предельных, но не для военнослужащих Сила является одним из наиболее важных физических качеств будущего защитника. Под силой подразумевается способность человека преодолевать внешнее воздействие или противодействовать ему путем мышечных усилий [1,3].
В период с сентября по октябрь на базе филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское училище) был проведен педагогический эксперимент, направленный на развитие силы у воспитанников 7-х классов (13–14 лет) и 8-х классов (14–15 лет) (данный возраст был выбран не случайно, т. к. именно он является благоприятным для начала развития силовых способностей). Воспитанники были разделены на группы: 7(ЭГ) (n=10), 7(КГ) (n=10), 8(ЭГ) (n=10), 8(КГ) (n=10). Результаты первичной проверки силовых способностей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения результатов выполнения контрольных упражнений (до начала эксперимента)
Наименование упражнения |
7(ЭГ) ( M ± m) |
7(КГ) ( M ± m) |
8(ЭГ) ( M ± m) |
8(КГ) ( M ± m) |
Подтягивание на перекладине |
6,3±0,3 |
6,4±0,2 |
7,9±0,4 |
7,7±0,3 |
Прыжок в длину с места |
176,5±2,0 |
177,1±1,9 |
183,2±3,2 |
182,9±3,0 |
Наклоны туловища из положения лежа на спине (за 1 минуту) |
39,3±1,1 |
40,1±1,4 |
44,2±1,7 |
44,6±1,6 |
Воспитанники контрольных групп занимались физической культурой только на плановых занятиях, в свою очередь для воспитанников, входящих в состав экспериментальной группы, были организованы дополнительные занятия 2 раза в неделю по 40 минут.
Каждое занятие состояло из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.
Целью подготовительной части являлась подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке. В подготовительную часть занятия включались следующие упражнения: ходьба, бег, стретчинг, общеразвивающие упражнения для всех групп мышц, комплексы вольных упражнений.
В основной части выполнялись комплексы силовых упражнений, направленных на улучшение показателей в тестовых упражнениях, а также на гармоничное развитие всех мышечных групп, такие как: приседания с собственным весом и дополнительным грузом, выпрыгивания из положения приседа, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, подтягивания на перекладине, «скрутка», «складка», «берпи», «альпинист».
Все упражнения выполнялись по сериям, начиная с 2х серий и доводя до 4х. Количество и объем упражнений дозировались в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и целевых установок воспитанников.
Комплекс начинался с наиболее тяжелых, сложных для занимающихся упражнений, одновременно задействующих большие мышечные регионы и требующих наибольших затрат энергии (подтягивания, отжимания, приседания или прыжковые упражнения). Далее следуют более легкие, локальные упражнения, поддерживающие напряжение в ранее задействованных мышцах, либо упражнения для мышц-антагонистов (примерные комплексы упражнений [1, 2, 6]. Стретчиг в перерывах между подходами обеспечивал активных отдых мышц и позволял более активно выполнять упражнения в последующих подходах.
Интервалы отдыха устанавливаются в диапазоне от 1 до 3 мин в зависимости от готовности занимающихся повторить упражнение или перейти к следующему.
Целью заключительной части занятия являлось снижение функциональной активности организма и приведение его в спокойное состояние.
Для этого использовались медленный бег, ходьба, упражнения в глубоком дыхании и обязательно упражнения стретчинга. В конце с воспитанниками проводилась беседа о необходимости систематических занятий физической культурой и спортом, а также о необходимости ведения здорового образа жизни.
После двух месяцев занятий проводилась повторная проверка по предложенным нормативам. Результаты повторной проверки отражены в таблице 2.
Таблица 2
Средние значения результатов выполнения контрольных упражнений (до после проведения эксперимента)
Наименование упражнения |
7(ЭГ) ( M ± m) |
7(КГ) ( M ± m) |
8(ЭГ) ( M ± m) |
8(КГ) ( M ± m) |
Подтягивание на перекладине |
8,3±0,4 |
6,9±0,1 |
9,4±0,5 |
8,1±0,2 |
Прыжок в длину с места |
181,3±2,2 |
178,2±1,6 |
187,4±2,6 |
183,7±2,9 |
Наклоны туловища из положения лежа на спине (за 1 минуту) |
47,1±2,0 |
42,7±1,9 |
50,1±2,1 |
45,3±1,9 |
Таким образом, проведение даже двух 40-минутных дополнительных занятий физической культурой, направленных на развитие силовых способностей способствует улучшению показателей контрольных упражнений, а также повышает мотивацию воспитанников к самосовершенствованию.
Литература:
- Балмашев, В. С. Коррекция отклонений в силовой подготовленности школьников: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. С. Балмашев; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2004. — 69 с.
- Куценко, Р. В. Развитие силовых способностей в старшем школьном возрасте / Р. В. Куценко. ‒ Текст: непосредственный // Молодой ученый. ‒ 2021. ‒ № 2 (344). ‒ С. 62–63. ‒ URL: https://moluch.ru/archive/344/77460/ (дата обращения: 15.12.2023).
- Литвинов Е. Н., Виленский М. Я., Теркунов Б. И. Программа физического воспитания учащихся 1–11 классов, основанного на одном из видов спорта. ‒ М.: Просвещение, 1996. ‒ 87 с.
- Лях В. И., Кофман Л. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов. ‒ М.: Просвещение, 1996. ‒ 14 с.
- Лях В. И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1–11 классов с направленным развитием двигательных способностей. ‒ М.: Просвещение, 1993. ‒ 12 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. ‒ М.: Физкультура и спорт, 1991. ‒ 178 с.