Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и отрицательные стороны обучения, над которыми следует усилить работу. В настоящее время дистанционное обучение рассматривается не как новая система обучения, а как необходимое условие осуществлениясовременного образовательного процесса.
Ключевые слова: дистанционное обучение, мотивация учащихся, педагогические методы, индивидуальный подход, онлайн-платформы.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [1]. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс перед началом всем известных «ковидных» событий учителя оказались в ситуации, когда им пришлось в срочном порядке применять еще очень «сырые» знания и умения, касающиеся онлайн-обучения. Деятельность всех учебных заведений была перестроена согласно методическим рекомендациям по организации дистанционного обучения (Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстана от 14 марта 2020 года № 108; Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля 2020 года № 135). [2].
Потребовалась разработка новых форм работы, подбор онлайн-платформ, отвечающих требованиям конкретного учителя, новые способы мотивации учащихся и организации работы. Все порталы обрушились, не выдержав наплыва пользователей. Учащимся также пришлось нелегко. Им нужно было научиться самоорганизации, не воспринимать внезапные каникулы как время безграничного отдыха, а заставить себя методично выполнять необходимые задания, преодолевая все трудности, связанные с ограничением живого общения с педагогом.
Онлайн-обучение перевернуло представление многих педагогов о современном образовательном процессе. Именно в этот период пришло осознание того, каким должно быть современное обучение: интерактивным, информационным, деятельностным — все, о чем в ГОСах говорилось обобщенно и теоретически, начало раскладываться «по полочкам».
Пандемия сыграла роль катализатора в «химической» реакции введения дистанционного обучения. Не будь его, онлайн-обучение бы так и продолжало ни шатко ни валко входить в образование, в первую очередь в деятельности самых творческих, постоянно ищущих новые формы работы, педагогов-новаторов. Этот процесс продолжается уже на протяжении двух десятков лет, начавшись с эры распространения персональных компьютеров и интернета и не думая заканчиваться. Кто-то давно и успешно переводит часть уроков в дистанционный формат, кто-то (и таких большинство) использует его несистематически, от случая к случаю. Пандемия же заставила всех без исключения перейти в онлайн.
Что дало нам дистанционное обучение, так неожиданно скорректировавшее весь образовательный процесс? Есть ли у него положительные стороны или оно несет только негатив и безмерную усталость простому педагогу, которого заставили, по сути, разработать и провести десятки и сотни совершенно новых уроков?
Что можно записать в неоспоримый положительный эффект, так это развитие регулятивных УУД. Оказавшись перед необходимостью самостоятельно изучать материал, учащийся вольно или невольно должен был научиться ставить цели и формулировать задачи, исследовать и проектировать, контролировать свои учебные действия, искать эффективные пути решения задачи, разбираться в успехе или неуспехе своей деятельности. К слову, эти же умения понадобились и педагогам, перешедшим в новый формат преподавания и вынужденным в большей степени заниматься саморегулированием в отношении своей работы. [3]
Немного хуже обстоит дело с познавательными УУД. Но и здесь учащимся приходилось работать с информацией, в поиске решения поставленных задач больше работать со схемами, таблицами, кластерами; анализировать, сопоставлять, обобщать тот материал, который учитель заботливо для него перевел в сжатый схематический формат. Педагоги в свою очередь тратили массу времени, чтобы огромное количество информации, которую они раньше могли объяснить, передать в живом общении, переформулировать и схематизировать. Передать в дистанционном уроке все, что до этого формировалось в живом общении — для этого требуется особый педагогический талант.
Наконец, огромнейший «минус» дистанционного обучения — это ограниченная коммуникация. Связано это, в первую очередь, с очень разнящимися техническими возможностями учащихся и педагогов. В теории дистанционное обучение — это не только передача между педагогами и учащимися заданий, это и общение посредством вебинаров, видеоконференций и т. д. Психологически сложно общаться с монитором, а не живым человеком, а смартфоны — пародия на телекоммуникацию, так как небольшие экраны не позволяют насладиться общением из-за необходимости буквально разглядывать то, что происходит. Получается, онлайн — только для избранных, остальные оффлайн, в лучшем случае — через мессенджеры. Недаром при первой возможности очное обучение было возвращено. То же самое и с личностными УУД: воспитание морально-этических норм в онлайн-формате весьма затруднительно. Здесь нет возможности личного общения, а опосредованное не дает такого эффекта.
В положительные черты дистанционного обучения часто записывают то, что учителям стали доступны электронные учебники, онлайн-уроки лучших педагогов, ресурсы специализированных порталов. На деле же на них просто обратили внимание, так как существовали они задолго до вынужденной «дистанционки». И, как оказалось, во всем многообразии ресурсов действительно качественных и исчерпывающих очень мало. Их явно было недостаточно. Из моего опыта ни один портал не дает того полного функционала, который нужен для уроков. Каждый из них ориентирован на что-то определенное (теорию, упражнения, наглядность и т. д.), а в настоящем уроке все это должно гармонично сочетаться, поэтому приходилось пользоваться разными ресурсами: на одном хороший теоретический материал, на другом — тренировочные задания для отработки умений, на третьем — легко создаются собственные упражнения. [4]
Онлайн-формат позволил делать больше заданий в увлекательной форме, стимулирующей исследовательскую деятельность учащегося. Согласно укоренившемуся мнению, обучение посредством информационных технологий ближе и понятнее современному школьнику, он привык к гаджетам, смартфонам, интернет-ресурсам и интернет-коммуникации. Но эти все технологии использовались учителями и до всеобщего дистанцирования.
Введение дистанционного обучения вскрыло многочисленные недоработки в этой области, заставило пристальнее обратить свой взор на многообразие ресурсов, активизировать поиски ресурсов для реализации своих замыслов. Это стало глобальным вынужденным экспериментом, который показал, что полностью заменить очное обучение дистанционным нельзя не только в настоящее время, но и в принципе. Чтобы учиться в таком формате, должно произойти кардинальное изменение в самом сознании, а пока его не произошло, все же классно-урочная система очного обучения — это основная форма.
Дистанционное обучение — это возможности, возможности практически неограниченные, но не единственные, а лишь дополняющие и расширяющие спектр приемов и методов работы педагога. Это шанс, который достался путем тяжелого испытания. Осталось извлечь из этого уроки и продолжать совершенствовать, чтобы в итоге прийти к идеальной форме обучения.
Литература:
- Совершаев И. В. Реферат: Дистанционное образование с применением компьютерных технологий.
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8-го апреля 2020 года № 135 «О дополнительных мерах по обеспечению качества образования при переходе учебного процесса на дистанционные образовательные технологии на период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19» (с изменениями от 30.04.2020г.)
- Ашимхина О. Е. Дипломная работа: Психологическая оценка эффективности дистанционного обучения
- Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. -Уфа, 2010.