Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сарсенбаева, Г. А. Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности / Г. А. Сарсенбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. Т.1. 7-8. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110559/ (дата обращения: 03.04.2025).



Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы преподавания. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, интерактивные и игровые методы обучения, мотивационные программы и проекты. Подчеркивается значимость этих стратегий для улучшения учебной успеваемости и развития интереса к обучению.

Ключевые слова: мотивация учащихся, педагогические методы, индивидуальный подход, мотивационные программы.

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2024-01-18 at 19.02.10.jpeg

Проблема низкой мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности является одним из ключевых вызовов современной образовательной системы. Низкая мотивация к учению часто приводит к падению академической успеваемости, отсутствию интереса к обучению и, как следствие, к ухудшению качества образования. Это состояние может быть вызвано различными факторами, включая психологические особенности учащегося, социально-экономические условия, особенности семейного воспитания, а также методы и подходы, применяемые в образовательном процессе.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что повышение мотивации учащихся к учебе напрямую влияет на их академическую успеваемость, развитие критического мышления и формирование навыков, необходимых для успешной жизни в обществе. Кроме того, эффективная работа с низкомотивированными учениками способствует созданию благоприятной образовательной среды, где каждый ученик может реализовать свой потенциал. Поэтому поиск и внедрение эффективных форм и методов работы с такими учащимися является важной задачей для учителей, школьных администраторов и образовательной политики в целом.

Формирование мотивации к учебе представляет собой ключевую задачу в системе образования. Нельзя упускать из виду факт снижения мотивации среди учеников. Понимание мотивационной структуры учебного процесса является существенным элементом как в теории, так и в практике педагогики, поскольку мотивация служит двигателем обучения. Даже наиболее опытные и квалифицированные учителя не смогут добиться ожидаемых результатов, если их подходы не будут в гармонии с мотивационной базой обучения у школьников [1].

Причины низкой мотивации у учащихся могут быть самые разные:

1. Психологические аспекты:

— Особенности характера или психологические состояния, такие как низкая самооценка, тревожность или апатия, которые могут влиять на их мотивацию к учебе.

— Неумение находить личный интерес в учебном материале или отсутствие понимания его практической значимости может снижать желание учиться.

— Из-за высокой учебной нагрузки учащиеся могут испытывать усталость, что снижает их мотивацию к дальнейшему обучению.

2. Социально-экономические факторы:

— Нестабильная обстановка в семье, отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей.

— Финансовые проблемы в семье могут заставить учащихся фокусироваться на работе или бытовых проблемах, а не на учебе.

— Давление сверстников, негативные взаимоотношения с одноклассниками или учителями.

3. Образовательная среда и методы преподавания:

— Традиционные или устаревшие подходы в обучении, не способствующие активному вовлечению учащихся.

— Отсутствие учета индивидуальных особенностей, способностей и интересов учеников в процессе обучения.

— Отсутствие возможностей для развития творческих способностей и самовыражения в рамках школьной программы может уменьшить интерес к учебе.

Разработка и реализация стратегий повышения мотивации критически важны для стимулирования обучения и прогресса слабоуспевающих школьников, помогая им преодолеть учебные трудности и вовлекая их активнее в образовательный процесс. И данный процесс может развиваться и взаимно помогать друг другу в повышении учебного интереса учащихся.

Индивидуальный подход и учет интересов учащихся имеет огромный вес в контексте работы с слабоуспевающими учениками. И основным методом в данном направлении является персонализация обучения и дифференциация, что является адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям, способностям и интересам каждого ученика [2].

Данное направление осложняется необходимостью разработки индивидуальных учебных планов. Она, в свою очередь, требует включения тем и заданий, которые соответствуют интересам и увлечениям учащихся, чтобы повысить их вовлеченность и мотивацию.

Также нельзя забывать об обратной связи и поддержке. Постоянное взаимодействие с учениками, предоставление конструктивной обратной связи и поощрение их усилий и достижений поможет отслеживать динамику мотивации.

Применение интерактивных и игровых методов обучения является активизатором мотивации не только для слабоуспевающих, но и всех учеников.

Включение игр, головоломок, ролевых игр и симуляций для облегчения понимания сложных концепций и повышения интереса к предмету. Применение образовательных программ, мультимедийных средств и интерактивных досок для создания динамичной и привлекательной учебной среды. Так же организация совместной работы над проектами, которая способствует развитию командных навыков и повышает мотивацию через взаимодействие и обмен идеями с другими учащимися [3, с. 521].

Помимо внедрения разных методов в процесс обучения, внеурочные мероприятия имеют огромное влияние в повышении мотивации учащихся. Одними из инструментов, которые дают свои плоды в нашей педагогической практике, можно назвать следующие направления:

1. Разработка мотивационных программ и проектов.

— Преподаватели всегда за создание конкурсов, викторин и вызовов, которые стимулируют учащихся к активности и конкуренции в позитивном ключе.

— Разработка образовательных проектов, которые соответствуют интересам учащихся и позволяют им применять знания на практике уже являются неотъемлемой частью учебной программы каждого предмета.

— Внедрение системы поощрений и наград за активное участие в учебном процессе и достижения в обучении хорошо воспринимается и активно используются учителями младших классов.

2. Включение элементов самоопределения и выбора:

— Предоставление учащимся возможности выбирать темы проектов, методы работы и формы оценки, что способствует развитию автономии и ответственности за собственное обучение.

— Нашими школьными клубами часто организуются дебаты, дискуссии и круглые столы, где учащиеся выражают свое мнение и участвовать в принятии образовательных решений.

3. Профориентационная работа и связь с реальной жизнью:

— По дорожной карте развитие личностных качеств учеников нами поквартально проводиться показ практической значимости знаний, демонстрация связи учебных предметов с будущей профессиональной деятельностью и жизненными целями. Данное мероприятие является фаворитом среди учеников старших классов, в связи их необходимостью выбора профессий и высших учебных заведений.

Эти стратегии всегда адаптируются и комбинируются в зависимости от конкретной образовательной ситуации и потребностей учащихся, чтобы создать мотивирующую и вдохновляющую учебную среду.

В заключение, эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, играют критически важную роль в образовательном процессе. Применение индивидуализированных подходов, интерактивных методик, внеурочных активностей и разработка мотивационных программ способствуют улучшению успеваемости, развитию интереса к обучению и формированию положительного отношения к учебе. Понимание и удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов учащихся, а также создание мотивирующей учебной среды, являются ключевыми факторами успеха в работе с низкомотивированными учениками. Это не только способствует их академическому росту, но и влияет на их личностное развитие и подготовку к жизни в обществе.

Литература:

  1. Нуркаева И. М., Диброва К. С. Информационная система диагностики мотивации учебно-познавательной деятельности школьников // Моделирование и анализ данных. 2023.
  2. Буровкина Л. А., Прищепа А. А. Индивидуальный подход к учащимся младших классов на уроках изобразительного искусства как средство мотивации к художественно-творческой деятельности //Bulletin of the international centre of Art and Education. — 2020. — №. 2. — С. 1.
  3. Корелова А. С. Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению английского языка //Редакционная коллегия: ЕА Мирошниченко, ЛП Мурашова, ПВ Середа, ЕИ Соболева. — 2020. — С. 521.
Основные термины (генерируются автоматически): метод работы, индивидуальный подход, мотивация, образовательный процесс, учащийся, учебно-познавательная деятельность, учебный процесс, ученик, академическая успеваемость, образовательная среда.


Ключевые слова

индивидуальный подход, педагогические методы, мотивация учащихся, мотивационные программы

Похожие статьи

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Социализация детей в дошкольном учреждении через театрализованные игры и постановки

Статья посвящена практике социализации детей в дошкольном учреждении через театрализованные игры и постановки. Описаны методы, такие как постановки известных сказок и активные театрализованные игры, которые способствуют развитию у детей социальных на...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихс...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса

Автор статьи обобщает опыт своих коллег в преподавании иностранных языков, подчеркивая при этом роль активных методов обучения, позволяющих интенсифицировать процесс обучения для более качественного достижения личностно-образовательных целей при опти...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Похожие статьи

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Социализация детей в дошкольном учреждении через театрализованные игры и постановки

Статья посвящена практике социализации детей в дошкольном учреждении через театрализованные игры и постановки. Описаны методы, такие как постановки известных сказок и активные театрализованные игры, которые способствуют развитию у детей социальных на...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихс...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса

Автор статьи обобщает опыт своих коллег в преподавании иностранных языков, подчеркивая при этом роль активных методов обучения, позволяющих интенсифицировать процесс обучения для более качественного достижения личностно-образовательных целей при опти...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Задать вопрос