Встатье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратегий техники чтения, исследовательских работ в сочетании с современными интересными текстами.
Ключевые слова: читательская грамотность, методы и формы обучения, инновации, скрайбинг, стратегии техники чтения.
Тема обучения русскому языку как неродного в национальных классах стала актуальной среди педагогов Казахстана. Не могу не сказать об основной проблеме при изучении русского языка в сельской глубинке. Это языковой барьер, возникший в связи с передвижением русскоязычной среды на историческую родину или в крупные центры на постоянное место жительство. Сейчас большинство населения говорит на родном языке, но коренные жители вместе со школой пытаются приобщиться к языку и культуре дружественного нам народа.
Один из приоритетов в изучении языка для филологов — это читательская грамотность. В 2020 году в республике был дан старт проекту «Читающая школа — читающая нация» . К сожалению, школьники Казахстана отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР. Но все же результаты международных исследований 2022 года показали продвижение вперед, с 69-го на 61-ое место.
К большому сожалению, такую же неутешительную картину показывает и взрослое население от 16 до 55 лет. А это значит, что дети растут в среде нечитающих взрослых. Любовь к чтению закладывалась в семейном кругу, и это было традицией. Именно семья является основным проводником в привитии любви к чтению. И это действительно большая проблема, которая в целом влияет на конкурентоспособность нации. Именно поэтому Глава государства К. К. Токаев дал поручение кардинально изменить эту ситуацию. Читающей нацией возможно стать только при условии формирования любви к чтению с младших классов. [1]
Чтение, или, как говорят международные эксперты, читательская грамотность — один из базовых навыков для формирования успешной личности, конкурентоспособности и умения взаимодействовать в современном обществе. Привлечь внимание учащегося к книге можно, сделав сам процесс чтения увлекательным, необычным и «современным». Именно поэтому для меня необходимость развития мотивации школьников к чтению стала темой по самообразованию.
Главной задачей стал поиск путей, которые заставят ребенка полюбить книгу, искренне и навсегда. Существует множество методических приемов, которые направлены на развитие умения читать, формирование читательской грамотности. У каждого словесника Казахстана свои секреты, попробую поделиться своими.
Первый метод — это буктрейлер. Знакомство с произведением стараюсь начинать с него. Современные дети привыкли получать информацию через образы, а не через текст, поэтому буктрейлер для них — это модно, ярко и очень близко. А для меня это способ заинтересовать учеников книгой с первой минуты.
Второй метод, который помогает мне стимулировать читательскую активность, — это исследовательская работа. Она способна не только углубить знания учащихся, но и обогатить их социальный опыт в общении. Но чтобы эта работа была интересна ученику, сам учитель должен подойти к ней творчески. Конечно, проще всего взять готовую тему с интернета, но тогда и ученик пойдет по той же дороге: принесет скачанный проект. Я же стараюсь привязать тему к учебнику, и подумать, как же ее сформулировать, чтобы это был не реферат о биографии писателя, а реальная исследовательская деятельность. Например, тема, связанная с Есениным предполагает, что ребенок познакомится не с одним произведением, и не просто познакомится, но и произведет элементарный лингвистический анализ. Предложенные темы предполагают отсылки к другим произведениям, что создаст мотивацию для осознанного, заинтересованного чтения. При помощи исследовательской технологии мы побуждаем ребёнка читать много, читать вдумчиво, прививаем потребность в литературном голоде.
Новый метод, который я стала применять в своей работе, стал скрайбинг. Техника скрайбинга успешно применяется в презентациях, бизнес-проектах, PR-менеджерами, но ее возможности не ограничены только лишь сферой политики и бизнеса. Причем к аудиальному восприятию текста подключается не только визуальный ряд, но и воображение слушателя (читателя), которому необходимо интерпретировать и перевести в образную систему. Создавая скрайб, ученики невольно вникают в содержание текста, он становится личностно значимым, так как каждую мысль нужно «пропустить через себя», чтобы отразить в виде пиктограммы, символа или рисунка. И самое главное — такая форма работы вызывает интерес к тексту, создает мотивацию для чтения, которое перестает быть абстрактным складыванием букв в слова, а обретает личную значимость. [2, с. 172] Чтобы добавить интересного в эту нелегкую тему, учащиеся рисовали онлайн-карты, плакаты, делали инфографику. Эту особенность скрайбинга отмечали в своей работе — «Скрайбинг. Объяснить просто» П. Петровский, Н. Любецкий и М. Кутузова. [3, с. 208]
Самой интересной формой урока для учащихся являются ролевые игры. Суть игры «Войди в образ» в том, что ученики должны войти в образ одного из героев, отвечать от его имени. Такие вопросы помогают ученикам лучше понять героев, потому что им приходится ставить себя на их место. Такой метод, по моему твердому убеждению, помогает ученикам глубже разобраться в психологии героев, позволяет сделать правильные выводы, вдохновляет детей на творчество, вырабатывает в них такие качества, как логическое, образное и ассоциативное мышление.
При изучении сказок на уроках русского языка и литературы в 6-ом классе, предлагаю превратиться в одного из персонажей сказки «Снежная королева» и басни «Ворона и лисица». Участники вытягивают жребий, помощник помогает «войти в роль». Предлагаются вопросы: «Ворона, о чём таком важном вы думали, что отвлеклись от сыра?», «Почему вы поверили лести лисицы?», «О чем вы думаете сейчас?», «Ваше величество, почему ваш выбор пал именно на Кая?», «Каким должен быть ребенок, чтобы вы его к себе не забрали?».
Для групп 8-го класса, предлагаются вопросы к произведениям «Зеленое утро» и «Моцарт и Сальери»: «Господин Сальери, когда пришла вам в голову мысль об отравлении?», «Почему вы выбрали именно яд? Почему не убили, глядя в глаза?», «Бенджамин Дрисколл, когда и как пришла вам в голову мысль об озеленении Марса?».
И последняя группа — это старшеклассники. Они примерят на себя роли из произведений «Шинель» и «Собачье сердце»: «Профессор, согласны ли вы, что ваш опыт изначально был утопией?», «Почему после появления Шарикова вы перестали принимать пациентов?», «Согласились ли вы повторить свой опыт в условиях современной медицины?», «Акакий Акакиевич, вопрос, который волнует всех читателей: «Как вам живется с этим именем?»
Для продвижения методов стратегии техники чтения была предложена таблица приемов и методов. Из предложенных стратегий молодые специалисты апробировали стратегии «Книга в бумаге», «Реклама произведения». По условиям задания успех рекламы зависит не только от её смысловой части, но и от способа преподнесения. Заинтересуйте читателей произведением. Креативный и ни на что не похожий заголовок. Рекламный текст (не должен быть слишком подробным, потому что человек не в состоянии усвоить слишком большое количество информации). Запоминающийся рисунок. Условия приема «Книга в бумаге»:представьте, что книга завернута в бумагу. Напишите аннотацию к книге, придумайте ей название и подготовьте рисунок. Вариации различные.
Одна из главных задач учителя — формирование интереса к чтению. Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни. Но думающего человека будут волновать такие вопросы: “Кто я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни?” Именно благодаря им, человек становится на путь духовных исканий, который часто оказывается тернистым. Чтение не станет решением всех проблем. Привычка же читать, несомненно, станет следующим шагом к формированию привычек думать и сомневаться, не искать легких путей. А именно это создаст предпосылки для правильного нравственного выбора.
Литература:
- https://www.inform.kz/ru/v-kazahstane-startoval-proekt-chitayuschaya-shkola- chitayuschaya-naciya_a3719770
- Саулина Ю. В. Возможности использования скрайбинг-технологии для повышения уровня усвоения теоретического материала // Проблемы современного образования. 2020. № 4. Стр. 172–180
- Петровский П. В., Любецкий Н. С., Кутузова М. А. Скрайбинг. Объяснить просто. — Москва: Эксмо-Пресс, 2016. 208 с.
- Чулюков В. А., Сидорова О. А., Дубов В. М. Новые технологии эффективного вовлечения обучающихся в процесс обучения // Современное педагогическое образование. 2019. № 6. Стр. 70–74