Встатье рассматриваются вопросы формативного оценивания. Формирующее оценивание делает акцент на улучшение результатов обучения и совершенствование преподавания. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах обучающегося.
Ключевые слова: формативное оценивание, мотивация учащихся, критерии,самооценивание.
В условиях постоянно прогрессирующего мира встаёт вопрос о форме и содержании современного образования. На сегодняшний день в области образования превалирует идея о равнозначности формирования знаний как теоретических, так и актуальных знаний, необходимых за стенами школ.
В современной школе прослеживается тенденция на снижение успеваемости по мере взросления учащихся. Оценивание — категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения. [1, с. 255] Пропадает интерес к обучению, следовательно, снижается качество знаний, наблюдается равнодушие по отношению к школе и как следствие масса беспричинных пропусков.
Выходом из ситуации в качестве мотиватора может служить обновленная система оценивания. Как оценить старания учеников, есть ли в этом необходимость, существует ли такой способ оценки? Востребованным ли будет такой подход к оцениванию деятельности? А также хотелось обозначить, насколько такой подход к оцениванию достижений учащихся позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся, что позволило бы повысить их успеваемость.
Исследуя теоретический материал по теме своего исследования, мне стало очевидно, что необходимо расширить источники информации, менять подход к оцениванию. Необходимо учитывать индивидуальные способности учеников по предмету, относительно уровню всего класса, ведь очень часто ситуация, когда ученик не доволен своей оценкой, заканчивается ничем, каждый остается при своем мнении. Так вот уникальность формативного оценивания в том, что оно позволяет сделать так, чтобы учитель и ученик могли влиять на учебный процесс на ранней стадии, чтобы не запустить учебный материал, позволяет получать обратную связь. Основными критериями мне послужили следующие пункты: коммуникабельность, манера держаться перед аудиторией, ораторство, активность в группе, самостоятельная работа, готовность к уроку, отношение к критике, тревожность. К тому же ФО применяется в таком виде, который приемлем как для учителя, так и для детей. Уникальность формативного оценивания в его неотъемлемости от процесса изучения. « Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику — осознать большую степень ответственности за свое образование» [1, с. 253]
В заключении хочу отметить, что ожидаемыми результатами моего исследования является готовность учеников к исследовательской деятельности, сформировать их как независимых, увлеченных с развитым критическим мышлением личностей. Воспитать уверенного, конкурентно способного гражданина, проявляющего компетентность в цифровых технологиях.
Оценивание с помощью критериев уникально в том, что позволяет сделать учебный процесс понятным для учеников, обеспечивает объективное оценивание каждого ребенка. Предложенные критерии в самом начале учебного процесса позволяют учащимся не сравнивать свои работы с работами других, как бывало ранее, просто поняли, что каждый из них демонстрирует свой личный уровень усвоения материала. «Одной из целей оценивания является формирование и поддержание мотивации учащихся к целенаправленному учению». [3, с. 258] Я старалась акцентировать внимание своих учеников на новых умениях и навыках, а не на оценке, не угрожать оценкой. Ещё одним новшеством на уроке было комментирование постеров, где можно было в процессе обсуждения увидеть лучшие стороны, а потом — недочеты. Например, при проведении диктанта учащиеся провели взаимопроверку, обменявшись работами. При проведении «горячего стула», на котором сидящий должен был отвечать на выдвигаемые тезисы, ученики комментировали ответы и формально оценивали. Самооценивание — это один из видов оценочной деятельности учащихся, связанный не столько с выставлением себе оценки, сколько с самой процедурой объективного оценивания. Теперь учащиеся, используя критерии оценивания, могут сами проверить и проанализировать свою работу, понять, где он ошибся. Формативное оценивание представляет собой реально действующую обратную связь учителя с учениками и позволяет вовремя внести коррективы в их деятельность. Обратная связь функционирует не только в процессе наблюдения за работой групп или отдельных учеников, но так же и при проверке письменных работ. Тем самым учитель и ученик защищены от неприятных ситуаций выяснения отношений по поводу «не той оценки». По ходу содержания работы можно просто указать на ошибки с комментариями: где сделана ошибка, на что нужно обратить внимание или указать на формулировку конкретного тезиса, термина, или явления, возможно с указанием страницы в учебнике, где можно повторить все вышеперечисленное. Когда ребенок видит, что у него что — то получается, он обретает уверенность в своих возможностях, хочет работать дальше. Необходимо грамотно ввести таких учеников в зону ближайшего развития, «создать мосты и подмостки», по которым он сможет шагать дальше. Несомненно, одним формативным оцениванием здесь не обойтись, необходима и групповая работа, и критическое мышление, и ИКТ.
Оценивание является одним из приоритетных направлений. Процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся осложняется тем, что оценивание имеет серьезный психологический аспект, так как от оценивания учителя зависит оценка личности ребенка его одноклассниками. Поэтому важность формативного и суммативного оценивания очень велика, так как в силу возрастных особенностей имеет и психологическое объяснение, которое надо учитывать.
Оценки и отметки — это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Потому что школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет. В завершении приведу строки У. Джеймса: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству».
Литература:
- Кусаинов, Г. М. Формативное и суммативное оценивание результатов обучения: методическое пособие / Г. М. Кусаинов, К. М. Сагинов. Астана: Центр педагогического мастерства, 2014. 253 с. Текст: непосредственный
- Руководство для учителя, (второй основной уровень) — Астана, 2014г.
- Развитие и формирование мотивации учения. rudocs.exdat.com
- Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010
- Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения