В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. Проводится сравнительный анализ правового положения органов исполнительного производства субъектов РФ.
Ключевые слова: Конституция РФ,органы исполнительной власти, субъекты РФ, права и свободы, государство, судебная защита, судебные решения, исполнение, Федеральная служба судебных приставов, исполнительное производство, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, конституционный строй, Службы судебных приставов, подразделения судебных приставов.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].
Смирнов А. А. писал: «Реализация гражданами своего конституционного права на судебную защиту предполагает обязательность исполнения судебных решений» [2]. Так государственная политика ориентирует исполнительную власть на исполнение судебных решений.
Из анализа Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [3] следует, что акты судов, вступившие в законную силу, подлежат исполнению на всей территории РФ.
Важно отметить, что государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод в соответствии с законодательством.
Говоря о принудительном исполнении судебных актов, следует выделить о возлагаемой ответственности на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальных органов в соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 (ред. от 25.12.2023) г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [4].
Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет сложную правовую структуру. Способность действовать от имени государства позволяет определить их место в системе государственного механизма.
По мнению Бондаренко А. А., «Правовой статус органа исполнительной власти определяет его место в системе государственных органов, установленных ст. 78 Конституцией РФ [1], закрепляет определенную организационную структуру, определяет компетенцию и формы деятельности органа исполнительной власти» [5, с. 2].
В системе органов исполнительной власти Российской Федерации выделяют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Бондаренко А. А. отмечает: «Органы исполнительной власти субъектов РФ вместе с федеральными органами исполнительной власти осуществляют свои полномочия по предметам совместного ведения РФ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации образуются по предметам ведения субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ [5, с.3]. Что позволяет отметить о сложной и взаимосвязанной работе исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов на территории государства.
Анализ статьи 77 Конституции РФ [1] и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 14.07.2022 г. N 184-ФЗ [6] позволяет определить, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается самостоятельно, согласно организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Однако, в пределах субъектов Российской Федерации, образованы Службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, в составе которых действуют районные, межрайонные территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами. Важно отметить, что они осуществляют свои полномочия: организуют, контролируют работу подразделений, несут ответственность за выполнение задач, обеспечивают выполнение распоряжений председателя суда, координируют действия судебных приставов и специализированных подразделений, осуществляют специальные полномочия, предусмотренные законодательством РФ «Об исполнительном производстве» [4].
Сравнительный анализ правового положения органов исполнительного производства субъектов РФ [7] позволяет объяснить структуру, полномочия органов в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, а также принципы организации представительных, исполнительных органов государственной власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. — 04.08.2014 — N 31 — ст. 4398.
- Смирнов А. А. Актуальные проблемы применения законодательства об исполнительном производстве и пути их решения // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24557 (дата обращения: 07.11.2023)
- О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 03.02.2014 — N 1 — ст. 1.
- Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. -05.04.2013 — N 33 — ст. 4849.
- Бондаренко Антон Алексеевич. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 Москва, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:06–12/1389.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022) — ФЗ. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 14.07.2022 г. N 184-ФЗ. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».