Социальные гарантии парламентариев в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Черковец, Д. А. Социальные гарантии парламентариев в России / Д. А. Черковец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110603/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассматриваются социальные гарантии деятельности депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, как неотъемлемой части статуса парламентариев, способствующей реализации ими своих служебных полномочий. В статье также приводятся положения действующего закона, а также рассматриваются их изменения.

Ключевые слова: парламентарий, социальные гарантии, положение, депутат, сенатор.

Как известно, правовое положение как палат Федерального собрания РФ в целом, так и его членов — сенаторов и депутатов — регулируется значительным количеством нормативных правовых актов. Проанализировав их, мы не сможем найти закрепления понятия «социальные гарантии». Однако нечто схожее мы можем отыскать в Трудовом кодексе РФ, в котором [2; ст. 164] закреплено следующее: «гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений». Думается, что данное определение по большей части соотносится с темой настоящей статьи.

Говоря об общих положениях социальных гарантий парламентариев следует учесть положение статьи 2 Федерального закона (далее — ФЗ) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в которой закреплено следующее: «По объему социальных гарантий сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы — к Председателю Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации и заместитель Председателя Государственной Думы — к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации». Таким образом, данное положение закона свидетельствует о том, что парламентарии имеют равные социальные гарантии с федеральными министрами, что говорит о такой же высокой важности обеспечения деятельности депутатов и сенаторов для реализации их полномочий.

Следует отдельно рассмотреть введенное в 2020 году положение, закрепленное в статье 2.1 настоящего ФЗ. Из него мы можем понять, что Президент РФ (а также члены его семьи), который после сложения своих полномочий принял решение стать сенатором РФ, имеет отличные от других парламентариев социальные гарантии, предусмотренные иными правовыми актами.

Большинство социальных гарантий парламентариев закреплено в п. 3, ч. 2 ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а именно:

  1. «ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты…»;
  2. «ежегодный оплачиваемый отпуск». Закон [3; ст. 28] устанавливает, что продолжительность данного отпуска равна 42-ум дням, однако сделана оговорка, что в случаях, предусмотренных законом, может быть предоставлен отпуск большей продолжительности. Это как никогда актуально в современных реалиях для парламентариев, которые стали ветеранами боевых действий. В соответствии с законом [4; п. 11, ч. 1, ст. 16] такой депутат или сенатор может использовать ежегодный отпуск без сохранения заработанной платы сроком до 35 календарных дней;
  3. «зачисление времени осуществления полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы». Здесь следует сказать в целом о трудовых гарантиях депутата или сенатора, которые заключаются в следующем: период времени, когда человек осуществляет свои функции в должности депутата «… засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности». Однако есть небольшая оговорка: лицо должно поступить на службу или устроиться на работу в течение шести месяцев с момента прекращения осуществления своих полномочий. Если до получения мандата лицо занимало определенную должность (выполняло определённую работу), то по окончании пребывания в должности депутата или сенатора лицо имеет право вернуться на ту же должность или, при ее отсутствии, на схожую и равноценную. К тому же закон не обошел стороной и супругов парламентариев. Так, в случае их вынужденного переезда для осуществления супругом — парламентарием — своих полномочий, «…перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате…» и иные [3; ст. 25];
  4. «медицинское, санаторно-курортное обслуживание сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей»;
  5. «пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы». Парламентарий, осуществляющий свои полномочия, по общему правилу, не менее пяти лет, имеет право на доплату к пенсии. Размер данной доплаты с учетом самой пенсии составляет: при исполнении своих полномочий от 5 до 10 лет — 55 процентов, от 10 лет — 75 процентов ежемесячного денежного содержания парламентария [3; ст. 29]. К тому же в законе [5; ст. 1] мы можем найти положение о том, что в случае гибели парламентария или признания его безвестно отсутствующим членам его семьи назначается «…ежемесячное пособие в сумме, равной 165 процентам размера социальной пенсии», что закреплено в ином нормативном правовом акте [6; пп. 1, п. 1, ст. 18].
  6. «обязательное государственное страхование сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу». Сумма страхования равняется годовому вознаграждению парламентария [3; ст. 22];
  7. «обязательное государственное социальное страхование сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий»;
  8. «жилищно-бытовое обеспечение сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве». Закон [3; ст. 34] говорит о том, что парламентарию предоставляется «укомплектованное всем необходимым для проживания служебное жилое помещение» в срок, не превышающий трех месяцев на период осуществления им своих полномочий. До этого времени гражданину предоставляется номер в гостинице, который он должен освободить после предоставления жилого помещения в недельный срок. Достаточно интересным является тот факт, что в редакции данного ФЗ от 16.12.2004 г. содержалась иная формулировка рассматриваемой статьи. В ней законодатель предоставлял несколько возможных вариантов жилых помещений, используя, по большей части, формулировку «квартира с мебелью и телефоном», на замету которой в новой редакции пришла фраза «укомплектованное всем необходимым для проживания» жилье.

Парламентарии также пользуются и иными гарантиями, предусмотренными для федеральных министров.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что депутаты Государственной Думы, а также сенаторы Совета Федерации обладают высоким общественно-политическим статусом, при котором является необходимым соответствующее социальное обеспечение данных лиц с целью наиболее эффективной реализации ими своих профессиональных функций, что непосредственно закреплено в действующем законодательстве.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 3.
  3. О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 31.07.2023, с изм. от 27.11.2023) // СЗ РФ. — 1999. — № 28. — ст. 3466.
  4. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. — 1995. — № 3. — ст. 168.
  5. О материальном обеспечении членов семьи умершего сенатора Российской Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 137-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — ст. 3815.
  6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. — 2001. — № 51. — ст. 4831.
Основные термины (генерируются автоматически): Государственная Дума, Российская Федерация, депутат, парламентарий, полномочие, сенатор, стаж работы, большая часть, должность депутата, сенатор Совета Федерации.


Похожие статьи

О некоторых вопросах при рассмотрении судами споров, связанных с предоставлением членам семьи военнослужащего социальных гарантий и компенсаций

В статье анализируются вопросы, связанные с предоставлением членам семьи военнослужащего социальных гарантий и компенсаций. Указывается на то, что защита прав военнослужащего и членов его семьи — функция государства, являющаяся ответом на исполнение ...

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса членов Совета Федерации в контексте конституционных поправок

Автором рассмотрена конституционная поправка «О Совете Федерации Федерального Собрания РФ», согласно которой Президент РФ, может назначать часть членов верхней палаты Российского парламента. На основе анализа действующего законодательства, в контекст...

Президент Российской Федерации — основной гарант прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

В статье освещаются вопросы роли Президента Российской Федерации, гаранта Конституции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в России, рассматриваются отдельные виды механизмов защиты прав.

Актуальные проблемы законодательной деятельности Федерального Собрания РФ за 2021–2022 годы

Общество можно считать цивилизованным лишь в том случае, если оно регулируется нормативно-правовыми актами, принимаемыми законодательным органом страны. В Российской Федерации такое полномочие отведено его парламенту, законодательному и представитель...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Эффективность ограничений полномочий для статуса членов Совета Федерации и Государственной Думы

Статья посвящен анализу ограничений и запретов статуса членов Совета Федерации и Государственной Думы. Одно из требований правового государства — это осуществление депутатами собственных функций добросовестно и в полном объеме. Проанализирована эффек...

Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе

Данная статья посвящена актуальным вопросам муниципального права, связанных с реализацией права граждан на равный доступ к муниципальной службе. Также в статье рассматривается правовое закрепление данного принципа и его возможные ограничения. Автор с...

Проблемы правового регулирования проведения депутатских слушаний в субъектах Российской Федерации

Данная статья освещает возможные проблемы правового регулирования проведения процедуры депутатских слушаний на уровне субъектов РФ. В статье рассматриваются особенности процедуры депутатских слушаний, состоящих из нескольких этапов. Практически в каж...

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия Президента РФ с судебной властью, а также назначение на должность судей судебной системы РФ, порядок прекращения полномочий судей с акцентом на изменения, внесённые Законом РФ о поправке к Кон...

Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе

В статье анализируется роль участия Президента Российской Федерации в осуществлении законодательного процесса. Исследуются основные формы участия Президента в законодательном процессе. Автором высказана позиция относительно обладания Президентом прав...

Похожие статьи

О некоторых вопросах при рассмотрении судами споров, связанных с предоставлением членам семьи военнослужащего социальных гарантий и компенсаций

В статье анализируются вопросы, связанные с предоставлением членам семьи военнослужащего социальных гарантий и компенсаций. Указывается на то, что защита прав военнослужащего и членов его семьи — функция государства, являющаяся ответом на исполнение ...

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса членов Совета Федерации в контексте конституционных поправок

Автором рассмотрена конституционная поправка «О Совете Федерации Федерального Собрания РФ», согласно которой Президент РФ, может назначать часть членов верхней палаты Российского парламента. На основе анализа действующего законодательства, в контекст...

Президент Российской Федерации — основной гарант прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

В статье освещаются вопросы роли Президента Российской Федерации, гаранта Конституции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в России, рассматриваются отдельные виды механизмов защиты прав.

Актуальные проблемы законодательной деятельности Федерального Собрания РФ за 2021–2022 годы

Общество можно считать цивилизованным лишь в том случае, если оно регулируется нормативно-правовыми актами, принимаемыми законодательным органом страны. В Российской Федерации такое полномочие отведено его парламенту, законодательному и представитель...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Эффективность ограничений полномочий для статуса членов Совета Федерации и Государственной Думы

Статья посвящен анализу ограничений и запретов статуса членов Совета Федерации и Государственной Думы. Одно из требований правового государства — это осуществление депутатами собственных функций добросовестно и в полном объеме. Проанализирована эффек...

Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе

Данная статья посвящена актуальным вопросам муниципального права, связанных с реализацией права граждан на равный доступ к муниципальной службе. Также в статье рассматривается правовое закрепление данного принципа и его возможные ограничения. Автор с...

Проблемы правового регулирования проведения депутатских слушаний в субъектах Российской Федерации

Данная статья освещает возможные проблемы правового регулирования проведения процедуры депутатских слушаний на уровне субъектов РФ. В статье рассматриваются особенности процедуры депутатских слушаний, состоящих из нескольких этапов. Практически в каж...

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия Президента РФ с судебной властью, а также назначение на должность судей судебной системы РФ, порядок прекращения полномочий судей с акцентом на изменения, внесённые Законом РФ о поправке к Кон...

Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе

В статье анализируется роль участия Президента Российской Федерации в осуществлении законодательного процесса. Исследуются основные формы участия Президента в законодательном процессе. Автором высказана позиция относительно обладания Президентом прав...

Задать вопрос