Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Агаева, И. Ш. Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой / И. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110605/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи, как правильная структура речи, точность словообразования, выразительность языка.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, развитие речи, русское народное творчество, качества речи.

В речи детей на сегодняшний день существует множество проблем: скудность языка, отсутствие навыков культуры речи. Мы развиваем детскую речь, исправляя ошибки (неправильное ударение в слове, ошибки).

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития. Дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Задача детского учреждения — научить ребенка связной, правильной речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речевой культуре. Структура речи у воспитателя должна быть ярка, выразительна и демонстрировать внимание, искренность к ребёнку, заботу о нём.

Также в процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства, которые выполняют одни из главных функций.

Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка-дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Через введение в культуру, ее осмысление и познание у ребенка развивается не только духовно-нравственная сфера, но и его творческие способности, а главное — речь.

Сделать нахождение ребенка в детском саду благополучным помогают пестушки, веселые народные песенки, яркие изделия декоративно-прикладного искусства. Все эти прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг и помогают детям понять, что они — часть великого народа России.

Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям.

Работа по ознакомлению дошкольников с традиционной народной культурой реализуется через:

– постижение основных пластов народной культуры: фольклора; прикладного искусства и т. п.;

– введение ребенка в мир народной культуры посредством народных праздников;

– знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;

– знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

– знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой;

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы систематически проводим работу над оснащением предметно-развивающей среды в группе, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей. В книжном уголке оформлена выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам. Подобраны дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери любимую сказку», «Мои любимые сказки», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». В центре театральной деятельности представлены: кукольный, настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе. В группе создан и действует «Уголок ряженья» с элементами русских народных костюмов.

Также для развития речи, внимания, общей и мелкой моторики используем игры со словами. Народные игры являются важно частью нравственного, патриотического и эстетического развития детей. Радость движения сочетается с их духовным обогащением. У детей формируется заинтересованное, доброжелательное отношение к людям своей культуры и создается положительная основа для развития чувства патриотизма.

Такая форма работы как сказка является одновременно источником мудрости, результатом жизненного опыта многих поколений. Она учит детей доброте, смелости, честности.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более объемно, положительные герои наделены смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Дети любят не только слушать, но и проживать сказки. Они с удовольствием принимают участие в инсценировке. Это служит воспитанию чувства дружбы, внимания и заботы об окружающих.

Безусловно, усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не будут единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Поэтому необходимо сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса. Для этого апробированы различные формы сотрудничества: собрания, консультации, совместные праздники, беседы. На родительском собрании «Развиваем речь ребенка» знакомим родителей с задачами и способами обучения. Включение родителей в работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры является важным условием ее успешной реализации. В группе оформлен уголок для родителей, где помещается информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную куклу. Рекомендуем родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываем на примерах, как это можно сделать. Для родительского уголка подготовлены материалы, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания, например «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для детей». Также провела для родителей консультацию «Роль семьи в возрождении русских традиций», анкетирование «Приобщение детей к народным традициям». Родители принимают активное участие в различных конкурсах поделок, помогают готовить костюмы для сказочных персонажей, принимали активное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников. Активное участие принимали родители и при проведении творческого проекта «Профессии и ремёсла Древней Руси».

На сегодняшний день результаты проводимой работы дают положительную динамику. Дети научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Появилось желание самостоятельно сочинять загадки, сказки. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки; умеют играть в русские народные подвижные игры; знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. В дальнейшем планируем продолжать стимулировать речевую активность детей, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения; активно применять в работе с детьми образцы устного народного творчества с использованием эффективных, занимательных методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать увеличению интереса у дошкольников к этому виду речевой деятельности.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений / М.М Алексеева, Б. И. Яшина — 3-е издание, — М.: Издательский центр «Академия», 2000
  2. Акулова, О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О. В. Акулова// Воспитание дошкольников — 2000. — № 7
  3. Бурлачко Т. С., Градусова Л. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т. С. Бурлачко, Л. В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7
  4. Гурович М. Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая — СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, активное участие, народная культура, народное творчество, сказка, детский сад, какая сказка, родная культура, русская народная культура, русское народное творчество.


Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры

Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...

Задать вопрос