В статье рассматриваются проблемы, возникающие вследствие реализации программы суррогатного материнства. Анализируется влияние наличия пробелов в действующем правовом регулировании на права и законные интересы детей, родившихся в результате применения суррогатного материнства, а также сторон договора об оказании услуг по суррогатному материнству.
Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, ребенок, суррогатное материнство, генетические родители, гестационный курьер.
В настоящее время многие развитые и развивающиеся страны всё чаще сталкиваются с проблемой бесплодия, которая на определенной стадии развития из индивидуальной трудности конкретно взятой семьи трансформируется в проблему масштаба целой страны и способна повлечь множество иных неблагоприятных последствий в различных сферах общественной жизнедеятельности.
Следует отметить, что, согласно представленным отделом Народонаселения Организации Объединенных Наций данным к 2030 году население Российской Федерации сократится до уровня в 136,4 миллионов человек. При этом одной из основных причин является возрастание количества пар, страдающих от бесплодия.
Президентом нашей страны на заседании Совета Безопасности отмечено, что в настоящее время одним из направлений внутренней политики страны, заслуживающим пристальное внимание со стороны государства является разрешение демографического вопроса посредством повышения рождаемости в России.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации уровень женского бесплодия с 11 % в 2012 году вырос до 18 % в 2021 году; уровень мужского бесплодия — с 2 % в 2012 году до 3 % в 2021.
Анализ сведений, представленных в Демографическом ежегоднике России 2023, показал, что в Российской Федерации за последние 5 лет рождаемость снизилась на 386 220 (22,85 %) (2017 год — 1 690 307 детей, 2022 год — 1 304 087 детей), за последние 10 лет — на 597 997 (31,44 %) (2012 год — 1 902 084 детей, 2022 год — 1 304 087 детей).
Статистические показатели в части изменения уровня населения также вырисовывают не самую благоприятную картину. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, уровень населения Российской Федерации последние годы постепенно идет на спад (не считая искусственного прироста, образовавшегося в связи с включением в состав России двух новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя).
Приведенные показатели динамики рождаемости и бесплодия, согласно установленным Всемирной организацией здравоохранения критериям, являются признаками наличия угрозы национальной безопасности государства.
Законом установлен четкий перечень требований к суррогатной матери.
Положения части 9 статьи 55 ФЗ «Об охране здоровья граждан РФ» устанавливают юридические условия для становления потенциальным гестационным курьером:
– во-первых, возрастной ценз. Так, суррогатной матерью может стать женщина в возрасте не моложе двадцати и не старше тридцати пяти лет. По мнению С. В. Лозовской и Е. Э. Шодоновой, «данный возрастной отрезок примерно в 20 лет (от 20 до 40 лет), является таким периодом в жизни женщины, когда ей наиболее успешно реализуются ее репродуктивные функции. Чем старше становится женщина, тем ее детородная способность снижается и становится менее эффективной» [1, с. 19];
– кроме того, у потенциальной суррогатной матери должен быть не менее чем один здоровый ребенок [6, с. 59];
– наличие заключения об удовлетворительном состоянии здоровья. Это необходимо для выявления определенных проблем со здоровьем потенциальной суррогатной матери, установления наличия или отсутствия аллергии на лекарственные препараты и средства, противопоказаний, связанных с медицинскими вмешательствами, применением препаратов и инъекций;
– наличие письменного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
– наличие письменного согласия супруга, если таковой имеется, на участие в указанной вспомогательной репродуктивной технологии;
– суррогатная мать не может одновременно быть донором ооцитов.
Пункт 70 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» дублирует положения Федерального Закона от 21.11.2012 № 323 и устанавливает перечень показаний к применению суррогатного материнства:
а) отсутствие матки;
б) деформация полости или шейки матки, когда коррекция невозможна или не дает эффекта;
в) патология эндометрия (синехии, облитерация полости матки, атрофия эндометрия), когда коррекция невозможна или не дает эффекта;
г) заболевания (состояния), включенные в Перечень противопоказаний;
д) отсутствие беременности после повторных попыток переноса эмбрионов (3 и более попытки при переносе эмбрионов хорошего качества);
е) привычный выкидыш, не связанный с генетической патологией.
Пункт 71 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» устанавливает противопоказания к переносу эмбрионов суррогатной матери через ссылку на перечень противопоказаний к применению вспомогательных репродуктивных технологий и искусственной инсеминации, закрепленный в Приложениии № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 803н.
Перечень является открытым, не содержит огромного количества пунктов, действительно необходимых для выполнения, в связи с чем сторонам при составлении договора необходимо предусматривать соответствующие требования [5, с. 97–104]. Таким образом, к обязанности, вытекающие из договора должны быть:
- Передача ребенка биологическим родителям и подписание согласия на регистрацию ребенка в качестве ребенка родителей-заказчиков в органах регистрации актов гражданского состояния;
- Предоставление медицинскому учреждению и генетическим родителям полной достоверной информации о здоровье и соответствующих документов, подтверждающих наличие своего ребенка и брачных отношений или их отсутствие;
- Осуществлять своевременное посещение врача и выполнению всех рекомендаций;
- В отношении суррогатных матерей не предусмотрен специальный правовой статус, отсутствует специальное правовое регулирование, в связи с чем, предполагается, что она осуществляет свою трудовую деятельность и обладает правом на специальные условия работы, так, будто она обычная беременная женщина;
- Если договор о суррогатном материнстве возмездный, суррогатной матери предоставляется вознаграждение, а также оплата всего медицинского обслуживания, необходимого для реализации вспомогательной репродуктивной технологии;
- Кроме того, гестационный курьер имеет право получить полную информацию состоянии своего здоровья в период беременности.
- Суррогатная мама имеет право выбрать вид родов — будут это естественные роды или же будет применено кесарево сечение; а также имеет право прекратить беременность лишь в случае угрозы для ее жизни или здоровья;
- Суррогатная мать не имеет права разглашать информацию о биологических родителях рожденного ребёнка и любые сведения о реализации программы.
Стоит отметить, что законодатель не придал значение наличию у суррогатной матери непогашенной судимости, обязанности суррогатной матери предоставить сведения о месте ее пребывания или временного нахождения, соответствует ли место пребывания санитарно-эпидемиологическим и технологическим нормам, подходящим для пребывания ребенка в нем, имеется ли определенный уровень дохода, сможет ли она воспитать ребенка и обеспечить его нормальное развитие, если ею будет отказано в предоставлении согласия на регистрацию ребёнка как ребенка родителей-заказчиков.
Одновременно не может не возникнуть вопрос, почему законодатель, закрепляя положения ч. 4 ст. 51 СК РФ, предпочтение отдает интересам гестационного курьера. В. В. Шадрин утверждает, что включение в правовой статус суррогатной матери родительских прав по отношению к вынашиваемому в рамках программы суррогатного материнства ребенку влечет нарушение прав биологических родителей. Отдав приоритет в этом вопросе суррогатной матери, законодатель считает, что при вынашивании ребенка у неё появляются чувства матери, связь с этим ребенком, однако забывает, что социально значимое положение супругов, которые не смогли достичь естественного зачатия ребенка, и так, помимо всего прочего, испытывают огромный стресс.
Например, законодатель Украины пошел иначе, в качестве родителей ребенка по умолчанию записывают генетических родителей, при этом согласие гестационного курьера не требуется.
Литература:
- Лозовская С. В., Шодонова М. Э. Субъектный состав договора суррогатного материнства// Семейное и жилищное право. 2016. № 3.
- Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / пер. с фр. — М.: Прогресс, 2003. — 382 с.
- Митрякова Е. С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Тюмень, 2006. — 23 с.
- Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351 // Собр. законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
- Самойлова В. В. Новеллы и проблемы законодательства о суррогатном материнстве//Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 9(29). — Новосибирск: СибАК. 2013
- Чашкова С. Ю. Актуальные вопросы применения семейного и гражданского законодательства в нотариальной практике. Сборник статей//Фонд развития правовой культуры. 2017.