Ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности у сотрудников коммерческих и государственных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Степанов, Д. А. Ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности у сотрудников коммерческих и государственных организаций / Д. А. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 426-429. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110623/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автором представлены результаты изучения смысложизненных ориентаций сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводится сравнительный анализ полученных данных, делаются выводы по результатам исследования.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, альтруизм, гедонизм, ценности, самореализация, экзистенциональные смыслы.

Большинство отечественных и зарубежных психологов указывают, что главная причинами эмоционального выгорания личности является профессиональный стресс, негативное воздействие внешней среды, а также многие личностные факторы. Однако, исследованию такого личностного фактора как ценностно-смысловая сфера и ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности как фактор развития эмоционального выгорания, уделено мало внимания.

Одними из первых о данной проблеме заявили представители экзистенциальной психологии, указывая, что СЭВ зарождается из-за деформации ценностно-смысловой сферы личности. Сведение данного явления только к профессиональному стрессу, по их мнению, лимитирует возможности его изучения. Если рассматривать, что утрата смысла деятельности является составляющей смысла жизни, можно говорить, что у профессионала появляется экзистенциальный вакуум.

А. А. Бодалев, В. Э. Чудновский изучали место профессиональной деятельности в смысложизненной системе личности и показали, что профессия может являться ведущим жизненным смыслом в иерархии ценностно-смысловой структуры [1; 5]. При этом такая диспозиция позволяет раскрыть индивидуальность работника. Если же профессиональный смысл в иерархии ценностно-смысловой структуры отсутствует, случается утрата понимания смысла профессиональной деятельности, человек не чувствует себя счастливым, востребованным, полезным, утрачивает личную перспективу и способность к успешной самореализации, что приводит к эмоциональному выгоранию [1, с. 33].

В исследовании проблемы ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности у сотрудников коммерческих и государственных организаций приняло 37 испытуемых таких образовательных организаций как: частная школа «Полиглот Академия», ЧОУ «Школа обучения в диалоге», МБОУ «Лицей 27 им. Героя Советского Союза И. Е. Кустова» г. Брянска.

Для изучения ведущих типов смысложизненных ориентаций у сотрудников коммерческих и государственных организаций была использована методика В. Ю. Котлякова «Исследования системы жизненных смыслов». Полученные результаты представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, у сотрудников государственных организаций на уровне: доминирования проявлены смысложизненные ориентации семейные (40 %); достаточной выраженности — альтруистические (85 %), коммуникативные (80 %), статусные (75 %).

Когнитивные смысложизненные ориентации более всего выражены на уровне достаточной выраженности — 50 % и слабой выраженности — 35 %. Смысложизненные ориентации гедонистические и самореализации примерно равно распределены по всем трем уровням (доминирование и слабая выраженность — по 35 %, достаточная выраженность — 30 %).

У сотрудников коммерческих организаций на уровне: доминирования проявлены смысложизненные ориентации самореализации (58,8 %); достаточной выраженности — альтруистические (100 %), статусные (76,5 %), коммуникативные (70,6 %), когнитивные (70,6 %), семейные (64,7 %); слабой выраженности гедонистические (52,9 %).

Таблица 1

Смысложизненные ориентации сотрудников коммерческих и государственных организаций

Государственные

Коммерческие

ДМ

ДС

СЛ

ДМ

ДС

СЛ

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

0

0

17

85

3

15

0

0

17

100

0

0

4

20

9

45

7

35

3

17,6

9

52,9

5

29,4

7

35

6

30

7

35

1

5,9

7

41,2

9

52,9

7

35

6

30

7

35

10

58,8

5

29,4

2

11,8

2

10

15

75

3

15

4

23,5

13

76,5

0

0

4

20

16

80

0

0

0

0

12

70,6

5

29,4

8

40

8

40

4

20

3

17,6

11

64,7

3

17,6

3

15

10

50

7

35

3

17,6

12

70,6

2

11,8

Примечание: ДМ — Доминирует, ДС — Достаточно выражено, СЛ — Слабо выражено; 1 — Альтруистические, 2 — Экзистенциональные, 3 — Гедонистические, 4 — Самореализации, 5 — Статусные, 6 — Коммуникативные, 7 — Семейные, 8 — Когнитивные.

Описав уровни выраженности каждой смысложизненной ориентации, обратимся к характеристике доминирующих смысложизненных ориентаций, представленных на рисунке 1.

Анализ рисунка 1 показывает, что у сотрудников государственных организаций доминируют семейные смысложизненные ориентации (40 %).

Семейные ориентации направлены на сохранение семейных ценностей и традиций, продолжение рода, поддержание и заботу о родителях и детях. Кроме того, данная ориентация может быть связана с потребностью испытуемых в защите, принятии, поддержке и заботе о себе: наличие своего «дома», где можно отдохнуть от проблем и неурядиц; наличие близких людей, которые могут понять и утешить; наличие детей, которые могут обеспечить чувство самоценности.

Достаточно высоко проявлены смыслы самореализации и гедонистические (по 35 %), коммуникативные (30 %).

Доминирующие смысложизненные ориентации сотрудников коммерческих и государственных организаций. Примечание: 1 — Альтруистические, 2 — Экзистенциональные, 3 — Гедонистические, 4 — Самореализации, 5 — Статусные, 6 — Коммуникативные, 7 — Семейные, 8 — Когнитивные.

Рис. 1. Доминирующие смысложизненные ориентации сотрудников коммерческих и государственных организаций. Примечание: 1 — Альтруистические, 2 — Экзистенциональные, 3 — Гедонистические, 4 — Самореализации, 5 — Статусные, 6 — Коммуникативные, 7 — Семейные, 8 — Когнитивные.

Смыслы самореализации связаны с потребностью самосовершенствоваться, реализовать себя и все свои возможности. Такие люди пытаются осознать свои задатки, способности, качества, то есть свой потенциал, а также свои интересы и потребности и возможности их воплощения в избранном виде профессиональной деятельности. Это обнаруживается в постоянном стремлении двигаться вперед и вверх, с одной стороны, стараясь улучшить свои ранее сформированные способности и качества, с другой, пытаясь вырабатывать новые необходимые способности и качества.

Смыслы гедонистические связаны со стремлением к постоянному получению наслаждения и позитивных переживаний: удовольствия, радости, счастья. Например, от еды, интимной близости, комфортных бытовых условий, красивой одежды, а также духовной радости — книг, музыки, выставок, постановок, созерцания красивых вещей и явлений.

Смыслы коммуникативные направлены на удовлетворение потребности в получении и обмене информацией, стремление к общению и взаимодействию с другими, установлению близких доверительных отношений с людьми, — не являются актуальными у сотрудников коммерческих образовательных организаций.

У сотрудников коммерческих организаций в структуре смысложизненных ориентаций доминирует стремление к самосовершенствованию и самореализации (64,7 %).

То есть описанная выше тенденция самореализации свойственна им более всего. Достаточно высоко проявлены статусные смыслы (29,4 %).

Они связаны со стремлением делать эффективную карьеру, добиваться власти или успеха, иметь высокое или достойное положение в социуме. Такие люди отличаются сильным характером, развитой волей, коммуникабельностью, целенаправленностью.

Менее всего у сотрудников коммерческих и государственных организаций доминируют альтруистические смысложизненные ориентации (0 %). Это говорит, что стремление улучшить мир, помогать другим людям, заботиться о них, нередко игнорируя собственные интересы и потребности, — не выражено в обеих исследуемых группах. У сотрудников коммерческих организаций также не выявлено доминирования коммуникативных смыслов (0 %).

Наибольшие расхождения между сотрудниками коммерческих и государственных образовательных наблюдаются в доминировании таких типов смысложизненных ориентаций, как: коммуникативные (30 %) — выше в государственных организациях, самореализации — (разница 29,7 %) — выше в коммерческих организациях, гедонистические (29,1 %) — выше в государственных организациях. Наименьшие — по альтруистическим смысла (разность 0 %).

Таким образом, можно обобщить полученные результаты: у сотрудников ГОО на уровне доминирования установлены семейные смысложизненные ориентации (СЖО), на уровне достаточной выраженности — смыслы самореализации и коммуникативные. У сотрудников КОО на уровне доминирования представлены СЖО самореализации, на уровне достаточной выраженности — статусные и семейные.

Литература:

  1. Бодалев, А. А. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности / А. А. Бодалев, В. Э. Чудновский, Г. А. Вайзер, др. // Психологический журнал. — 2012. Т. 25. — № 1. — С. 32–41. — URL: https://pandia.ru/text/77/286/47656.php?ysclid=lpbf5fclc2235827003.
  2. Голубева, Г. Ф. Диагностика конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости в структуре личностных особенностей студентов-психологов / Г. Ф. Голубева, Е. М. Фещенко // Образование и общество. — 2023. — № 5(142). — С. 102–114. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=54795247.
  3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2019. — 584 с. — ISBN: 978–5–89357–385–5.
  4. Фещенко, Е. М. Изучение жизненных ценностей подростков, попавших в опасное социальное положение / Е. М. Фещенко, О. И. Горюнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № Т12. — С. 49–55. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=28396591.
  5. Чудновский, В. Э. Смысл жизни и личность / В.Э Чудновский // Психологические проблемы смысла жизни и акме: сборник материалов XX симпозиума / Под ред. Г. А. Вайзер, др. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2015. -C. 7–11. — ISBN: 5–89357–182–7.
Основные термины (генерируются автоматически): достаточная выраженность, ориентация, профессиональная деятельность, сотрудник, слабая выраженность, смысл самореализации, профессиональный стресс, ценностно-смысловая структура, ценностно-смысловое отношение, эмоциональное выгорание.


Ключевые слова

самореализация, ценности, альтруизм, смысложизненные ориентации, гедонизм, экзистенциональные смыслы

Похожие статьи

Развитие смысложизненных ориентаций студентов как педагогическая проблема

В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов в современной педагогической практике, а также педагогические методы и приемы, способствующие развитию смысложизненных ориентаций. Особое ...

Особенности субъективного благополучия лиц, пользующихся туристическими услугами

В статье структурированно описаны особенности субъективного благополучия. Рассмотрены теоретические представления о субъективном благополучии, а также представлены результаты проведенного эмпирического исследования.

Особенности смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников

В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников в современной педагогической практике. Исследуется значение понятия «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации». Определяе...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Исследование ценностных ориентаций студентов вуза

В статье автор исследует терминальные и инструментальные ценностные ориентации студентов вузов по методике М. Рокича, представляет этапы проведенного исследования и его результаты.

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и психологического возраста у сотрудников ФСИН

Статья посвящена исследованию взаимосвязи смысложизненных ориентаций и психологического возраста у сотрудников ФСИН. Выборку составили 50 человек в возрасте от 20 до 41 года (средний возраст 31 год), из них 33 мужчины и 17 женщин. Методом исследовани...

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников

Данная статья посвящена теоретическому осмыслению понятия исследовательская активность младших школьников. Данный феномен раскрывается через такие понятия как «активность» и «исследование». Автор статьи формулирует свое понимание феномена «исследоват...

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Похожие статьи

Развитие смысложизненных ориентаций студентов как педагогическая проблема

В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов в современной педагогической практике, а также педагогические методы и приемы, способствующие развитию смысложизненных ориентаций. Особое ...

Особенности субъективного благополучия лиц, пользующихся туристическими услугами

В статье структурированно описаны особенности субъективного благополучия. Рассмотрены теоретические представления о субъективном благополучии, а также представлены результаты проведенного эмпирического исследования.

Особенности смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников

В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников в современной педагогической практике. Исследуется значение понятия «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации». Определяе...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Исследование ценностных ориентаций студентов вуза

В статье автор исследует терминальные и инструментальные ценностные ориентации студентов вузов по методике М. Рокича, представляет этапы проведенного исследования и его результаты.

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и психологического возраста у сотрудников ФСИН

Статья посвящена исследованию взаимосвязи смысложизненных ориентаций и психологического возраста у сотрудников ФСИН. Выборку составили 50 человек в возрасте от 20 до 41 года (средний возраст 31 год), из них 33 мужчины и 17 женщин. Методом исследовани...

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников

Данная статья посвящена теоретическому осмыслению понятия исследовательская активность младших школьников. Данный феномен раскрывается через такие понятия как «активность» и «исследование». Автор статьи формулирует свое понимание феномена «исследоват...

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Задать вопрос