В статье автором представлены результаты изучения смысложизненных ориентаций сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводится сравнительный анализ полученных данных, делаются выводы по результатам исследования.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, альтруизм, гедонизм, ценности, самореализация, экзистенциональные смыслы.
Большинство отечественных и зарубежных психологов указывают, что главная причинами эмоционального выгорания личности является профессиональный стресс, негативное воздействие внешней среды, а также многие личностные факторы. Однако, исследованию такого личностного фактора как ценностно-смысловая сфера и ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности как фактор развития эмоционального выгорания, уделено мало внимания.
Одними из первых о данной проблеме заявили представители экзистенциальной психологии, указывая, что СЭВ зарождается из-за деформации ценностно-смысловой сферы личности. Сведение данного явления только к профессиональному стрессу, по их мнению, лимитирует возможности его изучения. Если рассматривать, что утрата смысла деятельности является составляющей смысла жизни, можно говорить, что у профессионала появляется экзистенциальный вакуум.
А. А. Бодалев, В. Э. Чудновский изучали место профессиональной деятельности в смысложизненной системе личности и показали, что профессия может являться ведущим жизненным смыслом в иерархии ценностно-смысловой структуры [1; 5]. При этом такая диспозиция позволяет раскрыть индивидуальность работника. Если же профессиональный смысл в иерархии ценностно-смысловой структуры отсутствует, случается утрата понимания смысла профессиональной деятельности, человек не чувствует себя счастливым, востребованным, полезным, утрачивает личную перспективу и способность к успешной самореализации, что приводит к эмоциональному выгоранию [1, с. 33].
В исследовании проблемы ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности у сотрудников коммерческих и государственных организаций приняло 37 испытуемых таких образовательных организаций как: частная школа «Полиглот Академия», ЧОУ «Школа обучения в диалоге», МБОУ «Лицей 27 им. Героя Советского Союза И. Е. Кустова» г. Брянска.
Для изучения ведущих типов смысложизненных ориентаций у сотрудников коммерческих и государственных организаций была использована методика В. Ю. Котлякова «Исследования системы жизненных смыслов». Полученные результаты представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, у сотрудников государственных организаций на уровне: доминирования проявлены смысложизненные ориентации семейные (40 %); достаточной выраженности — альтруистические (85 %), коммуникативные (80 %), статусные (75 %).
Когнитивные смысложизненные ориентации более всего выражены на уровне достаточной выраженности — 50 % и слабой выраженности — 35 %. Смысложизненные ориентации гедонистические и самореализации примерно равно распределены по всем трем уровням (доминирование и слабая выраженность — по 35 %, достаточная выраженность — 30 %).
У сотрудников коммерческих организаций на уровне: доминирования проявлены смысложизненные ориентации самореализации (58,8 %); достаточной выраженности — альтруистические (100 %), статусные (76,5 %), коммуникативные (70,6 %), когнитивные (70,6 %), семейные (64,7 %); слабой выраженности гедонистические (52,9 %).
Таблица 1
Смысложизненные ориентации сотрудников коммерческих и государственных организаций
Государственные |
Коммерческие |
||||||||||
ДМ |
ДС |
СЛ |
ДМ |
ДС |
СЛ |
||||||
Чел |
% |
Чел |
% |
Чел |
% |
Чел |
% |
Чел |
% |
Чел |
% |
0 |
0 |
17 |
85 |
3 |
15 |
0 |
0 |
17 |
100 |
0 |
0 |
4 |
20 |
9 |
45 |
7 |
35 |
3 |
17,6 |
9 |
52,9 |
5 |
29,4 |
7 |
35 |
6 |
30 |
7 |
35 |
1 |
5,9 |
7 |
41,2 |
9 |
52,9 |
7 |
35 |
6 |
30 |
7 |
35 |
10 |
58,8 |
5 |
29,4 |
2 |
11,8 |
2 |
10 |
15 |
75 |
3 |
15 |
4 |
23,5 |
13 |
76,5 |
0 |
0 |
4 |
20 |
16 |
80 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
70,6 |
5 |
29,4 |
8 |
40 |
8 |
40 |
4 |
20 |
3 |
17,6 |
11 |
64,7 |
3 |
17,6 |
3 |
15 |
10 |
50 |
7 |
35 |
3 |
17,6 |
12 |
70,6 |
2 |
11,8 |
Примечание: ДМ — Доминирует, ДС — Достаточно выражено, СЛ — Слабо выражено; 1 — Альтруистические, 2 — Экзистенциональные, 3 — Гедонистические, 4 — Самореализации, 5 — Статусные, 6 — Коммуникативные, 7 — Семейные, 8 — Когнитивные.
Описав уровни выраженности каждой смысложизненной ориентации, обратимся к характеристике доминирующих смысложизненных ориентаций, представленных на рисунке 1.
Анализ рисунка 1 показывает, что у сотрудников государственных организаций доминируют семейные смысложизненные ориентации (40 %).
Семейные ориентации направлены на сохранение семейных ценностей и традиций, продолжение рода, поддержание и заботу о родителях и детях. Кроме того, данная ориентация может быть связана с потребностью испытуемых в защите, принятии, поддержке и заботе о себе: наличие своего «дома», где можно отдохнуть от проблем и неурядиц; наличие близких людей, которые могут понять и утешить; наличие детей, которые могут обеспечить чувство самоценности.
Достаточно высоко проявлены смыслы самореализации и гедонистические (по 35 %), коммуникативные (30 %).
Рис. 1. Доминирующие смысложизненные ориентации сотрудников коммерческих и государственных организаций. Примечание: 1 — Альтруистические, 2 — Экзистенциональные, 3 — Гедонистические, 4 — Самореализации, 5 — Статусные, 6 — Коммуникативные, 7 — Семейные, 8 — Когнитивные.
Смыслы самореализации связаны с потребностью самосовершенствоваться, реализовать себя и все свои возможности. Такие люди пытаются осознать свои задатки, способности, качества, то есть свой потенциал, а также свои интересы и потребности и возможности их воплощения в избранном виде профессиональной деятельности. Это обнаруживается в постоянном стремлении двигаться вперед и вверх, с одной стороны, стараясь улучшить свои ранее сформированные способности и качества, с другой, пытаясь вырабатывать новые необходимые способности и качества.
Смыслы гедонистические связаны со стремлением к постоянному получению наслаждения и позитивных переживаний: удовольствия, радости, счастья. Например, от еды, интимной близости, комфортных бытовых условий, красивой одежды, а также духовной радости — книг, музыки, выставок, постановок, созерцания красивых вещей и явлений.
Смыслы коммуникативные направлены на удовлетворение потребности в получении и обмене информацией, стремление к общению и взаимодействию с другими, установлению близких доверительных отношений с людьми, — не являются актуальными у сотрудников коммерческих образовательных организаций.
У сотрудников коммерческих организаций в структуре смысложизненных ориентаций доминирует стремление к самосовершенствованию и самореализации (64,7 %).
То есть описанная выше тенденция самореализации свойственна им более всего. Достаточно высоко проявлены статусные смыслы (29,4 %).
Они связаны со стремлением делать эффективную карьеру, добиваться власти или успеха, иметь высокое или достойное положение в социуме. Такие люди отличаются сильным характером, развитой волей, коммуникабельностью, целенаправленностью.
Менее всего у сотрудников коммерческих и государственных организаций доминируют альтруистические смысложизненные ориентации (0 %). Это говорит, что стремление улучшить мир, помогать другим людям, заботиться о них, нередко игнорируя собственные интересы и потребности, — не выражено в обеих исследуемых группах. У сотрудников коммерческих организаций также не выявлено доминирования коммуникативных смыслов (0 %).
Наибольшие расхождения между сотрудниками коммерческих и государственных образовательных наблюдаются в доминировании таких типов смысложизненных ориентаций, как: коммуникативные (30 %) — выше в государственных организациях, самореализации — (разница 29,7 %) — выше в коммерческих организациях, гедонистические (29,1 %) — выше в государственных организациях. Наименьшие — по альтруистическим смысла (разность 0 %).
Таким образом, можно обобщить полученные результаты: у сотрудников ГОО на уровне доминирования установлены семейные смысложизненные ориентации (СЖО), на уровне достаточной выраженности — смыслы самореализации и коммуникативные. У сотрудников КОО на уровне доминирования представлены СЖО самореализации, на уровне достаточной выраженности — статусные и семейные.
Литература:
- Бодалев, А. А. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности / А. А. Бодалев, В. Э. Чудновский, Г. А. Вайзер, др. // Психологический журнал. — 2012. Т. 25. — № 1. — С. 32–41. — URL: https://pandia.ru/text/77/286/47656.php?ysclid=lpbf5fclc2235827003.
- Голубева, Г. Ф. Диагностика конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости в структуре личностных особенностей студентов-психологов / Г. Ф. Голубева, Е. М. Фещенко // Образование и общество. — 2023. — № 5(142). — С. 102–114. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=54795247.
- Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2019. — 584 с. — ISBN: 978–5–89357–385–5.
- Фещенко, Е. М. Изучение жизненных ценностей подростков, попавших в опасное социальное положение / Е. М. Фещенко, О. И. Горюнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № Т12. — С. 49–55. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=28396591.
- Чудновский, В. Э. Смысл жизни и личность / В.Э Чудновский // Психологические проблемы смысла жизни и акме: сборник материалов XX симпозиума / Под ред. Г. А. Вайзер, др. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2015. -C. 7–11. — ISBN: 5–89357–182–7.