Одним из элементов правового статуса следователя является ответственность. В случаях ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязанностей, а также совершение соответствующих правонарушений, в том числе преступлений, следователь может быть привлечен к определенному виду юридической ответственности. Следователь Следственного комитета в отношениях о привлечении к ответственности, может выступать как в качестве должностного лица, так и гражданина. Как гражданин следователь, в случае совершения противоправных действий, может быть привлечен на общих основаниях к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Как должностное лицо следователь может быть привлечен к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность.
Нормативную основу дисциплины труда сотрудника Следственного комитета составляют:
Трудовой кодекс РФ;
Федеральный закон «О Следственном комитете РФ»;
Правила внутреннего трудового распорядка;
«Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ»;
Присяга сотрудника Следственного комитета РФ.
Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности урегулированы ст. 28 Федерального закона «О Следственном комитете РФ». Так, по смыслу ч. 1 ст. 28 указанного Закона: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета, к нему применяются следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- понижение в специальном звании;
- лишение медалей Следственного комитета;
- лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- увольнение из Следственного комитета по соответствующему основанию [3].
Пример увольнения и отстранения от должности приведен в приложении № 1.
Основаниями привлечения к дисциплинарной ответственности служат:
- неисполнение обязанностей;
- ненадлежащее исполнение обязанностей;
- совершение проступков, порочащих честь и достоинство сотрудника Следственного комитета;
- совершение административного правонарушения.
Совершение любого из вышеназванных проступков (при отсутствии в них признаков какого-либо состава преступления) должно влечь применение мер дисциплинарной ответственности и решение вопроса о несоответствии занимаемой должности, за исключением случаев, когда будет установлено, что данное нарушение имело место по независящим от соответствующего должностного лица причинам [5].
Что следует понимать под неисполнением и ненадлежащем исполнением обязанностей? Ответа на данный вопрос нет ни в УПК РФ, ни в Федеральном законе «О следственном комитете РФ». Так же встает вопрос о том, что представляют собой поступки, порочащие честь и достоинство сотрудника следственного комитета? Неопределенное понятие оснований привлечения к дисциплинарной ответственности приводит к тому, что на практике возникают вопросы как квалифицировать то или иное поведение.
На наш взгляд, ненадлежащее исполнение обязанностей — это, например, нарушение порядка производства предварительного следствия, а так же вынесение незаконного, необоснованного, немотивированного решения по материалу проверки сообщения о преступлении или уголовному делу. В свою очередь неисполнение обязанностей — это нарушение, неразъяснение, необеспечение закрепленных в УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства. Сразу хотелось бы отметить, что одной из главных причин ненадлежащего и (или) неисполнения своих полномочий следователем является отсутствие четко установленных требований и правил осуществления профессиональной деятельности и эффективного механизма ответственности за их нарушение или несоблюдение. Дисциплинарная ответственность является не только наказанием за совершение дисциплинарных проступков, но и особым способом воздействия на такого сотрудника, который понуждает его надлежащее исполнять свои служебные обязанности.
При привлечении к дисциплинарной ответственности за совершение проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета следует ориентироваться на требования Присяги сотрудника Следственного комитета, а также на «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственный служащих Следственного комитета РФ» [4] от 11.04.2011 г.
Гражданско-правовая ответственность.
Отличительной особенностью такого вида ответственности является то, что она наступает независимо от вины следователя.
Так, ст. 1070 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предусматривает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 1070 ГК РФ: «Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом» [1].
При причинении вреда вследствие действий следователя причинитель вреда и субъект ответственности не совпадает. Следовательно, по смыслу ст. 1070 ГК РФ: причинитель вреда — следователь, а субъект ответственности — Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
Административная ответственность.
В соответствии сч. 2 ст. 1.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ): Федеральными законами и Конституцией РФ устанавливаются особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутаты, судьи, прокуроры, сотрудники Следственного комитета РФ и иные лица) [2].
Кроме того, сотрудники Следственного комитета привлекаются к дисциплинарной ответственности за совершение административного правонарушения (ч. 1.1 ст. 28 ФЗ «О Следственном комитете РФ»). В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, когда административное правонарушение совершено сотрудником Следственного комитета РФ, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. Исключение составляет ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, которая закрепляет административные правонарушения, за которые следователь несет ответственность на общих основаниях.
В случае, если в действиях сотрудника Следственного комитета РФ выявляются признаки совершения административного правонарушения, соответствующие материалы направляются в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к административной ответственности.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, относится к компетенции районного суда (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Таким образом, следователь Следственного комитета подлежит административной ответственности как в общем порядке, так и в порядке, установленном для лиц, имеющих специальные звания.
Уголовная ответственность.
Следователь подлежит уголовной ответственности за:
привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела (ст. 299 УК РФ);
незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ);
незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ);
принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ);
фальсификация доказательств по уголовному делу (ч. 2, 3 ст. 303 УК РФ).
Так, в 2010 г. по ч. ч. 1 — 2 ст. 299 УК РФ зарегистрировано 4 факта привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности, в 2011 г. — 6, в 2012 г. — 2, в 2013 г. — 3, в 2014 г. — 5, в 2015 г. — 5, в 2016 г. — 4, в 2017 г. — 1[1]. Исследователи отмечают, что данная статистика явно не соответствует фактической распространенности подобных преступных деяний.
Исходя из приведенной статистики, встает вопрос — возможно ли вообще привлечь следователя к уголовной ответственности? В процессе изучения банков судебных решений нами не было найдено ни одного приговора по данным статьям УК РФ. Следовательно, стоит сделать вывод о том, что даже если такие преступления совершаются, правоприменительная практика остается засекреченной, либо таких преступлений нет.
Как должностной лицо следователь так же подлежит уголовной ответственности за так называемые «должностные преступления», предусмотренные главой 30 УК РФ, то есть преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
В Федеральном законе «О Следственном комитете РФ» регламентирован порядок привлечения сотрудника Следственного комитета к уголовной ответственности. К исключительной компетенции следственных органов Следственного комитета РФ относится:
- проверка сообщения о преступлении, которое совершено сотрудником Следственного комитета;
- возбуждение в отношении него уголовного дела;
В отношении следователя следственного органа по району, городу уголовное дело возбуждается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем.
- производство расследования.
Отметим, что в данной компетенции существует исключение в том случае, когда сотрудник Следственного комитета РФ застигнут при совершении преступления. В данном случае уголовное дело возбуждается органом, обнаружившим преступление, и незамедлительно передается по подследственности для дальнейшего расследования в Следственный комитет.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ «О Следственном комитете РФ»: «Сотрудник Следственного комитета, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на период производства расследования отстраняется от должности. За время отстранения от должности указанному сотруднику Следственного комитета выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада (оклада по должности), доплаты за специальное звание (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет» [3]. Решение об отстранении от должности принимает руководитель соответствующего следственного органа, имеющий право назначать на соответствующую должность.
Таким образом, следователь Следственного комитета РФ может подвергаться всем видам юридической ответственности, но с некоторыми ограничениями, продиктованными его особым правовым статусом.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. (ред. от 18.03.2019): Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 25.12.2006 г. — № 52 (часть I). — ст. 5496.
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021) // Российская газета. — 31.12. 2001. — № 256. — ст. 176.
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 403–ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 21.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2011. — № 1. — ст. 15.
- Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации: утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116097/
- Апостолова, Н. Н. Ответственность должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу / Н. Н. Апостолова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 12. — С. 39–41.
[1] Единый отчет о преступности: сводный отчет по Российской Федерации по форме 491 за январь - декабрь соответствующего года (официально не публикуется).