Автор статьи рассматривает понятие эвтаназии через призму уголовно-правового аспекта, акцентируя внимание на различных взглядах отечественных ученых. В статье рассматриваются основные стороны этого этически сложного вопроса, включая медицинские, правовые, моральные и религиозные взгляды, а также анализируются виды эвтаназии. Целью проведенного исследования является пересмотр установленного ранее подхода к применению эвтаназии на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: эвтаназия, мотив сострадания, убийство, неизлечимая болезнь, медицинский работник, ассистированное самоубийство.
The author of the article examines the concept of euthanasia through the prism of the criminal law aspect, focusing on the various views of Russian scientists. The article examines the main aspects of this ethically complex issue, including medical, legal, moral and religious, as well as analyzes the types of euthanasia. The purpose of the study is to review the previously established approach to the use of euthanasia in the territory of the Russian Federation.
Keywords: euthanasia, motive of compassion, murder, incurable disease, medical worker, assisted suicide.
Понятие «эвтаназия» может толковаться различными авторами как недостаточное и противоречивое, поскольку по настоящее время отсутствует ее четкое определение в нормативно-правовых актах.
Впервые термин «эвтаназия» ввел в XVII веке английский философ Ф. Бэкон для обозначения легкой безболезненной смерти, то есть спокойной смерти, которая не сопровождается длительной тяжелой агонией и не вызывает физических и моральных мучений для умирающего человека, и его близких [7, с. 189].
В последующем эвтаназию стали трактовать как ускорение смерти путем активных или пассивных вмешательств. Так, О. С. Капинус рассматривает эвтаназию как практику или метод осуществления врачом по просьбе пациента действий, направленных на достижение безболезненной смерти в целях прекращения физических и психических страданий инкурабельного больного [9, с. 57].
В конце ХХ в. создатели Российской юридической энциклопедии назвали эвтаназией «лишение жизни с целью освободить больного от неизлечимой болезни или невыносимого страдания» [6, с. 508]. Нетрудно заметить, что в данном определении отсутствует важная составляющая сторона этого сложного определения — просьба больного об эвтаназии. Такой подход в значительной степени искажает понимание эвтаназии.
Исходя из множественности мнений относительно понятия «эвтаназия», можно выделить следующие характерные признаки: больной должен испытывать непрекращающиеся, непереносимые страдания, вызванные неизлечимой болезнью, которая подлежит обязательному оформлению по медицинским показателям; прервать жизнь или ускорить смерть может не любой человек, а только медицинский работник, которому дано соответствующее разрешение врачебной комиссией; пациент должен настойчиво выразить свое желание уйти из жизни, либо если он не в состоянии явно выразить свою волю, то просьба должна исходить от его ближайших родственников.
Стоить отметить, что термин «эвтаназия» раскрывается в ст. 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 от 21.11.2011, согласно которой «медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента» [2].
Стоит сказать, что эвтаназия предусматривает различные варианты ее реализации и может выражаться как в пассивной, так и активной форме.
Пассивная форма представляет собой отказ от начатого жизнеподдерживающего лечения по просьбе неизлечимо больного для умышленного и весьма скорого причинения смерти посредством воздержания от выполнения действий, направленных на поддержание жизни, с целью избавления его от мучительных физических страданий, осуществленное по мотиву сострадания [9, с. 56–58].
Пассивная эвтаназия предполагает не только отказ от проведения, но и прекращение медико-социальных мероприятий, направленных на спасение жизни пациента (например, отключение жизнеобеспечивающей аппаратуры, прекращение питания, влекущее голодную смерть пациента, и т. п.).
Активная эвтаназия имеет место, когда врач или кто-либо другой вводит больному препараты, которые приводят к смерти, либо как-то иначе способствует смерти больного, то есть когда пациент требует специальных средств для ускорения смерти [10, c. 868].
Еще одним способом лишения человека жизни является ассистированное самоубийство, которое можно отнести к активной форме эвтаназии. Под ассистированным самоубийством понимают предоставление врачом знаний или средств больному для того, чтобы он мог самостоятельно совершить самоубийство. Можно полагать, что такого рода действия врачей являются хотя и нечастыми, но достаточно традиционными. При ассистированном самоубийстве врач (или другой человек) не предпринимает действий, приводящих к смерти. Умертвляет себя сам пациент.
Далее отметим, что эвтаназия, как сложное социальное явление, имеет множество аспектов: религиозный, философский, медицинский, правовой.
Например, церковь всегда отрицательно относилась к эвтаназии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II коснулся в своем ежегодном докладе проблемы эвтаназии и отметил, что призванная ценность жизни каждого человека, его свобода и достоинство как уникальные свойства личности, созданной по образу и подобию Божию, поэтому православные священнослужители считают недопустимым реализацию любых попыток эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей, рассматривая эвтаназию как особую форму убийства [10, с. 871].
С религиозной точки зрения, эвтаназия раскрывается следующим образом. Например, в буддизме, эвтаназия считается неоднозначным явлением, ввиду специфики данной религии. В связи с этим, если данный вопрос неоднозначен — это не дает основание полагать, что эвтаназия разрешена. Однако буддисты склонны к мысли о том, что если человек смертельно болен, то это является причинно-следственной связью с их проступками. Не стоит забывать и о карме, они верят в нее и данным поступком могут себе ее испортить.
Далай-Лама XIV Тэнзин Гьяцо выражает однозначную позицию по этому вопросу: «Что касается эвтаназии — любая форма убийства недопустима» [5, с. 183]. Также и Санжей-Лама придерживается позиции о том, что жизнь — это нравственное, духовное начало, которое несет в себе истинную ценность.
Иудаизм, например, категорически отвергает активную эвтаназию, то есть преднамеренное создание смертельного исхода (даже если умирающий просит об этом), рассматривая этот акт как убийство человека. В некоторых случаях, однако, разрешено давать те или иные лекарства, или средства и назначать медицинские процедуры, если они необходимы для облегчения болей или страданий больного, даже если побочным следствием их может быть приближение смерти больного.
В философском же смысле под эвтаназией понимается искусство облегчения наступления смерти. То есть с точки зрения философии, тяжело болеющий, страдающий физически человек хочет избавить себя от страданий подобным способом. Он знает, что он неизлечимо болен и смерть неминуема и для данного человека — эвтаназия самый «легкий» вход с одной стороны, а с другой «тяжелый» если рассматривать данное решение с точки зрения морали.
Медицинское определение эвтаназии может выглядеть так: это практика или метод, осуществленные врачом по просьбе пациента, направленные на достижение безболезненной смерти в целях прекращения физических и психологических страданий инкурабельного больного.
С правовой точки зрения в рамках российского государства акт эвтаназии рассматривается как противоправное, уголовно-наказуемое деяние, которое влечет за собой юридическую ответственность. Как уже отмечалось ранее, в ст. 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 от 21.11.2011 установлен запрет на акт совершения эвтаназии. Более того, по отечественному уголовному законодательству эвтаназия признается убийством, за которое предусмотрена ответственность по статье 105 УК РФ [1].
Также стоит отметить, что поскольку эвтаназия уже объективно существует в ряде демократических стран, важен вопрос не только о том, разрешить или запретить врачам применять эвтаназию, но и о том, при каких обстоятельствах ее допускать и как должен быть осуществлен контроль за правомерностью ее осуществления. Анализируя законодательства разных стран, где эвтаназия находится под уголовным запретом, можно наблюдать, что наиболее суровая уголовная ответственность за это деяние предусмотрена в странах с сильно развитыми религиозными традициями.
Поскольку государство призвано защищать права человека, очевидно, что оно не может принудить его к использованию своих прав. Провозглашение права на жизнь, безусловно, влечет возможность отказа от этого права гражданином. Таким образом, государство обязано предоставить гражданину и диаметрально противоположное право — право на смерть, которое может быть выражено, в том числе, в возможности принятия пациентом процедуры эвтаназии. Исходя из этого, снятие законодательного запрета на эвтаназию является следующим шагом в признании прав человека и увеличению уровня либеральности российского государства.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954; 04.12.2023. № 49 (Часть III). Ст. 8670.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Российская газета. № 263. 23.11.2011; № 169. 02.08.2023.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Российская газета. № 24. 09.02.1999; № 47. 06.03.2015.
- Аленкин, Н. Е. Система привилегированных составов убийства в уголовном праве России: проблемы совершенствования: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.08. — М., 2017. — 217 с.
- Андрианов, А. Отношение к эвтаназии в буддизме / А. Андрианов // Ипатьевский вестник. — 2019. — № 7. — С. 182–185.
- Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. — 3-e изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2006. — 858 с.
- Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм; переводчик А. Н. Ильинский; под редакцией В. А. Базарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 316 с.
- Елисеева, Г. В. Эвтаназия: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования / Г. В. Елисеева // Сибирское юридическое обозрение. — 2022. — № 1. — С. 23–38.
- Капинус, О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление / О. С. Капинус. — Москва: Буквовед, 2006. — 400 с.
- Москвичева, Л.И., Агамов, З. Х. Эвтаназия как общемировая дилемма современности / Л. И. Москвичева, З. Х. Агамов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2020. — № 5. — С. 867–876.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений: словарь / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва: Мир и Образование, 2019. — 1376 с.
- Семочкина, А.А., Вильмс, А. А. Актуальные проблемы уголовной ответственности за эвтаназию / А. А. Семочкина, А. А. Вильямс // Вестник Московского университета МВД России. — 2022. — № 4. — С. 201–208.
- Сидоренко, Э. Л. Частные начала в уголовном праве / Э. Л. Сидоренко, М. А. Карабут. — Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс (Р. Асланов), 2007. — 210 с.
- Спасенников, Б. А. Убийство (Комментарий статьи 105 УК РФ) / Б. А. Спасенников, А. А. Ладвинская // Вестник международного Института управления. — 2014. — № 5–6(129–130). — С. 21–32.